Автор: Невзорова Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 77 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект урока русского языка по теме "Числительное"
Раздел: начальное образование
Русский язык
Учитель: Невзорова Юлия Сергеевна
Тема: Имя числительное.
Цели
Личностные: формировать соответственную положительную самооценку, расширять
познавательные интересы.
Метапредметные:
Познавательные: уметь выявлять особенности разных объектов в процессе их
рассмотрения; осуществлять анализ, сравнение, классификацию по самостоятельно
определенным критериям; использовать знаково-символические средства для решения
учебной задачи.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; оперировать
диалогической формой речи; соблюдать грамматические нормы произношения и
интонационную выразительность речи.
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, планировать своё действие в
соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
самооценку, расширять познавательные интересы.
Предметные: обобщать и систематизировать знания о частях речи. Знакомиться с
именем числительным как частью речи. Опознавать количественные и порядковые
числительные в речи. Находить в тексте слова по заданным грамматическим
признакам.
Материалы и оборудование:
Ход урока:
1.
Организационный момент
Учитель: « Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему
языку» ( К. Паустовский)
-Историю и традиции нашей страны мы изучаем через родной язык. В русском языке
есть свои тайны и секреты, которые мы приоткрываем на наших уроках. Как вы
думаете, а есть ли в русском языке рекорды? Вы понимаете слово рекорд?
Деятельность учащихся: высказывают предположения о лексическом значении слова
«рекорд». Один из учащихся работает с толковым словарём и в конце прочитывает
значение слова.
Учитель: - из значения слова мы понимаем, что это наивысший показатель чего-либо.
Прочитайте два предложения, в которых есть слово-рекордсмен существительное и
наречие: ( текст предложений появляется на экране)
На уроках химии одиннадцатиклассница Лена Иванова сделала интересное
открытие.
Ученик Антон Егоров неудовлетворительно выполнил контрольную работу.
Деятельность учащихся: высказывают предположения, какие это могут быть слова.
2.
Словарная работа
Учитель: Назовите синонимы слова «одиннадцатиклассница», назовите синонимы
слова « неудовлетворительно», запишите эти слова в словарную работу. Какие
виды орфограмм вы встретили? Назовите их.
Деятельность учащихся : назвать синонимы слов ( выпускница, ученица,
старшеклассница, и т.п. К наречию- плохо, неудачно, спустя рукава), выделить
виды орфограмм в словах.
Учитель:- это самое большое одушевлённое существительное и самое большое
наречие. Докажите, что это действительно рекорд.
Деятельность учащихся: посчитать и назвать количество букв в каждом из слов.
На экране: Одиннадцатиклассница- 20 букв, неудовлетворительно- 19 букв
3.
Постановка целей
Учитель:- давайте составим предложения о рекорде этих слов
Деятельность учащихся: предлагают варианты предложений.
На экране: В слове « одиннадцатиклассница» 20 букв.
В слове «неудовлетворительно» 19 букв.
Учитель: - при записи предложений мы использовали математические знаки.
Как мы их называем? (цифры). Но произносим мы слова.
Попробуйте записать эти предложения заменив математические знаки словами.
Деятельность учащихся: записывают предложения, делают взаимопроверку в
группах.
Учитель: Как вы думаете, к какой части речи мы отнесём слова записанные
цифрами?
Деятельность учащихся: высказывают предположения. Чаще всего называют
прилагательные или наречия. Для доказательства своих слов дети должны
вспомнить, что обозначает прилагательное, на какие вопросы отвечает, что
обозначает наречие, на какие вопросы отвечает.
Учитель: по всем признакам эти слова не относятся к этим частям речи. Какой
вывод мы можем сделать? Это новая часть речи. Как она называется?
На экране : Имя числительное
Учитель: - что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? На какие вопросы мы
будем отвечать на уроке? Чтобы вам хотелось узнать?
Деятельность учащихся: ставят цели работы на уроке, формулируют вопросы о
новой части речи.
4.
Работа над новым понятием
Учитель: - Тему рекордов мы сейчас продолжим. В разных областях культуры,
спорта, науки достигаются свои рекорды. В большинстве случаев, если этот
рекорд не принадлежит к области природы, то к нему причастен человек.
На экране : Первый самый высокий мальчик в возрасте двенадцати лет был
зарегистрирован в городе Миассе. Рост Ильи составил сто девяносто пять
сантиметров и два миллиметра.
Учитель: - Сейчас вам предстоит работа в парах. Нужно выбрать и записать в
тетради слова, которые являются числительными. При этом вы будете
устанавливать свой классный рекорд: нужно быстро справится с заданием и
аккуратно его записать в тетрадь.
Деятельность учащихся: обсудить в парах , выбрать слова, записать.
Оцениваются первые три пары по критериям: быстрота выполнения,
правильность выполнения, аккуратность записи. Им выдаются «золотая» медаль
рекордсменов.
Проверка: Первый самый высокий мальчик в возрасте двенадцати лет был
зарегистрирован в городе Миассе. Рост Ильи составил сто девяносто пять
сантиметров и два миллиметра.
Учитель:- задание для работы в парах : поставить вопрос к каждому
числительному. Сделать наблюдения и вывод.
Деятельность учащихся: в процессе обсуждения нужно выяснить, что к слову
«первый» подходит вопрос «какой?», а ко всем остальным числительным
«сколько?»
Учитель: - Как вы думаете, это числительные , которые отвечают на один и тот
же вопрос, разные или одинаковые? Чем они отличаются? Сделайте вывод.
Сравните свой вывод с учебником стр. 84рубрика «Тайны языка»
5.
Закрепление материала
Учитель: продолжаем ставить свои рекорды! Для начала поставьте цель работы
над упражнением 1 на стр.84. Какие критерии мы будем предъявлять при
подведении результатов?
Деятельность учащихся: ставят перед собой цель работы, выполняют,
оценивают качество работы. При подведении итогов можно выдать «золотые»,
«серебряные», «бронзовые» медали по мнению учащихся.
6.
Подведение итогов.
Учитель: - удалось ли вам сегодня на уроке поставить свой личный рекорд?
Попробуйте рассказать о нём с помощью новой части речи- числительного.
Деятельность учащихся: рассказать о своём личном достижении. Назвать виды
числительных
7.
Домашняя работа
Учитель: -придумайте и запишите 4-5 предложений о любом вашем семейном
рекорде, используя в предложениях имена числительные.