Напоминание

Патриотическое воспитание на уроках ОБЗР


Автор: Минин Александр Сергеевич
Должность: Преподаватель-организатор ОБЗР
Учебное заведение: МБОУ "ШИСОО"
Населённый пункт: г.Тарко-Сале
Наименование материала: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ и ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
Тема: Патриотическое воспитание на уроках ОБЗР
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЗР (ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ)»

Введение

Патриотическое

воспитание

является

неотъемлемой

частью

образовательного процесса, особенно в рамках предмета «Основы

безопасности и защиты родины» (ОБЗР). Его цель — формирование у

обучающихся

ценностного

отношения

к

Родине,

готовности

к

её

защите, а также осознания личной ответственности за безопасность

страны.

В

условиях

современных

геополитических

вызовов

патриотическое воспитание приобретает особую актуальность. Оно

должно быть интегрировано в учебный процесс не как отдельный

элемент,

а

как

системообразующий

принцип,

влияющий

на

содержание, методы и формы преподавания.

Данная

методическая

разработка

направлена

на

анализ

эффективных подходов к патриотическому воспитанию в рамках уроков

ОБЗР, а также на определение практических методов его реализации.

Теоретические

основы

патриотического

воспитания

в

контексте ОБЗР

1. Определение и сущность патриотизма

Патриотизм — это сложное социально-психологическое явление,

включающее в себя:

чувство привязанности к Родине;

осознание гражданской ответственности;

готовность к защите государственных интересов.

В

рамках

ОБЗР

патриотизм

рассматривается

не

только

как

эмоциональная привязанность, но и как практическая готовность к

действиям в условиях угрозы национальной безопасности.

2. Нормативно-правовая база

Патриотическое

воспитание

регламентируется

следующими

документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

(ст. 3, п. 1), где подчёркивается воспитание

гражданственности и

патриотизма.

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан РФ», определяющая ключевые направления работы.

ФГОС,

включающий

требования

к

личностным

результатам

образования, связанным с формированием гражданской идентичности.

Эти документы задают рамки для интеграции патриотического

компонента в учебные дисциплины, включая ОБЗР.

Методы патриотического воспитания на уроках ОБЗР

1. Интеграция исторического контекста

Изучение тем, связанных с военной историей России, позволяет

сформировать у обучающихся понимание традиций защиты Отечества.

Например:

анализ

ключевых

сражений

(Куликовская

битва,

Великая

Отечественная война);

изучение биографий героев (А. Невский, Г. Жуков);

разбор стратегических решений в условиях военных конфликтов.

При этом важно избегать мифологизации истории, опираясь на

достоверные источники.

2. Практико-ориентированные формы работы

а) Тактические игры и симуляции

Моделирование

ситуаций,

требующих

принятия

решений

в

условиях условной угрозы, развивает не только навыки безопасности,

но и чувство ответственности за коллективную защиту. Примеры:

ролевые игры по отражению условной диверсии;

анализ действий при ЧС с акцентом на взаимопомощь.

б) Встречи с ветеранами и военнослужащими

Живое

общение

с

участниками

боевых

действий

усиливает

эмоциональную

вовлечённость

учащихся

и

демонстрирует

практическое значение патриотизма.

3. Проектная деятельность

Разработка ученических проектов, связанных с тематикой ОБЗР,

способствует глубокому осмыслению материала. Примеры тем:

«Современные угрозы национальной безопасности»;

«Роль молодёжи в защите Отечества»;

«Технологии гражданской обороны».

Защита проектов перед аудиторией развивает навыки публичных

выступлений и критического мышления.

Оценка эффективности патриотического воспитания

Для

определения

результативности

применяются

следующие

критерии:

Когнитивный

уровень

знаний

о

истории,

символах,

законодательстве РФ.

Эмоционально-ценностный

сформированность

гордости

за

страну, уважения к её традициям.

Поведенческий — готовность к участию в социально значимых

инициативах (волонтёрство, военно-патриотические клубы).

Методы оценки:

анкетирование;

наблюдение за активностью на уроках;

анализ участия в патриотических мероприятиях.

Заключение

Патриотическое воспитание в рамках предмета ОБЗР

— это

системный процесс, требующий сочетания теоретических знаний и

практических навыков. Эффективность работы зависит от грамотного

использования

исторического

материала,

интерактивных

методов

обучения и вовлечения учащихся в социально значимую деятельность.

Реализация

предложенных

подходов

позволит

не

только

сформировать у школьников чувство патриотизма, но и подготовить их

к осознанному выполнению гражданского долга.

Рекомендации для педагогов:

Сочетайте

традиционные

и

инновационные

методы

преподавания.

Используйте межпредметные связи (история, обществознание).

Стимулируйте самостоятельную работу учащихся через проекты

и исследования.

Таким

образом,

патриотическое

воспитание

на

уроках

ОБЗР

становится

не

абстрактной

задачей,

а

конкретным

элементом

подготовки ответственных и преданных Родине граждан.



В раздел образования