Автор: Смыкова Ирина Владимировна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№1"
Населённый пункт: г.о.Реутов, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка для педагогов
Тема: Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физическому воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Тема: Методические рекомендации для педагогов по использованию в воспитательно- -
образовательном процессе нейроигр и упражнений по физическому воспитанию
дошкольников.
Автор: Смыкова Ирина Владимировна
Организация: МБОУ «СОШ №1» ДО, г.о. Реутов МО
Дата проведения: май 2025г.
Вступление
Сегодня мы живем в век бурного развития технологий, что значительно изменяет нашу
жизнь и обучение. В качестве инструктора по физической культуре в детском саду, я
всегда стараюсь быть в курсе новых методик и инноваций, которые помогут моим
воспитанникам развиваться гармонично и с интересом. Одним из моих последних
открытий стало использование нейро-игр на занятиях физической культуры. В этой статье
я хочу поделиться своим опытом и показать, как применение нейро-игр может быть
полезным и увлекательным для детей дошкольного возраста.
Основная часть
Что такое нейро-игры?
Нейро-игры — это специальные игры, направленные на тренировку мозга и развитие
нейронных связей. Они стимулируют работу различных функций мозга, таких как
внимание, память, логика и координация движений. В отличие от обычных игр, нейро-
игры направлены на достижение определенных образовательных и развивающих целей.
Преимущества использования нейро-игр на занятиях физической культуры:
1. Повышение мотивации. Нейро-игры делают процесс занятий более интересным и
захватывающим, что стимулирует детей к активному участию в упражнениях.
2. Развитие навыков командной работы. Нейро-игры учат детей работать в коллективе,
развивая социальные навыки и способность к сотрудничеству.
3. Улучшение координации движений. Нейро-игры требуют от детей выполнения
сложных двигательных задач, что способствует развитию моторики и координации.
4. Развитие когнитивных функций. Участие в нейро-играх стимулирует работу мозга,
улучшая память, внимание и способность к принятию решений.
Примеры нейро-игр для занятий физической культуры в детском саду.
1. "Соревнование муравьев"
Цель игры: Развитие координации движений, внимания и командной работы.
Описание игры: Дети разделяются на две команды, каждая из которых представляет собой
"муравейник". Задача каждой команды – быстро и аккуратно перенести разноцветные
мячи (пищу) из одного места в другое, используя только ноги. Мячи располагаются на
старте, а каждый ребенок должен пройти определенный маршрут, не допуская падения
мяча. Если мяч упал, игрок возвращается на старт и начинает заново. Побеждает команда,
которая первой перенесет все мячи.
2. "Мозаика"
Цель игры: Развитие логического мышления, моторики и внимания.
Описание игры: На полу размещается большой пазл или мозаика, состоящая из крупных
деталей. Дети должны собрать мозаику, выполняя различные физические упражнения
(прыжки, бег, лазанье и т.д.) для того, чтобы добраться до нужной детали. Задача
усложняется тем, что дети могут взять только определенный цвет детали или только
определенное количество деталей за раз. Побеждает тот, кто первым соберет мозаику
правильно.
3. "Светофор"
Цель игры: Развитие внимания, концентрации и быстроты реакции.
Описание игры: Ведущий игры (педагог) становится "светофором" и показывает детям
карточки разных цветов, имитируя сигналы светофора. Зеленый цвет означает "бег",
желтый – "ходьба", красный – "стоп". Ведущий меняет карточки с разной скоростью и в
случайном порядке. Дети должны мгновенно реагировать на сигналы, выполняя
соответствующие действия. Вариацией игры может быть добавление синего цвета,
который будет означать "прыгать на одной ноге" или любое другое упражнение на выбор
педагога.
Заключение
Использование нейро-игр на занятиях физической культуры в детском саду открывает
новые горизонты для развития детей. Эти игры не только увлекательны и захватывающие,
но и оказывают положительное влияние на развитие моторики, координации движений,
внимания, логики и командной работы. Нейро-игры могут быть успешно интегрированы в
традиционные занятия физической культуры и стать одним из ключевых элементов
современного дошкольного образования.
В своей практике я заметила, что нейро-игры значительно повышают мотивацию детей к
занятиям, делая их более интересными и разнообразными. Кроме того, они способствуют
формированию навыков самостоятельности, решительности и умения справляться с
нестандартными ситуациями. В результате дети получают удовольствие от занятий, их
успеваемость и уровень здоровья улучшаются.
Надеюсь, что мой опыт и предложенные нейро-игры помогут вам привнести свежие идеи
в вашу педагогическую практику и сделать занятия физической культурой еще более
продуктивными и увлекательными для детей. Пусть наши воспитанники растут
здоровыми, сильными и гармонично развитыми личностями!
Картотека нейроупражнений
«Кораблик».
Упражнение, которое точно поможет проснуться, причем не только телу, но и мозгу.
Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги, (но именно ступни, а не колени), и
ходит на четвереньках. При этом движения прямо, вперед, назад, в сторону, как краб,
слева направо и справа налево.
«Ножки и ладошки».
Вырезаем отпечатки ступней и ладошек. Наклеиваем их на ватман или другую основу.
Предлагаем ребенку пройти полосу препятствий.
«Попробуй - повтори».
В этом упражнении участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую
он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое
конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных
представлений, улучшает реакцию.
«Переставь на другую сторону».
Лежат обручи в ряд , рядом с каждым обручем стоит разметочный конус (мяч, кубик и
т.п.). Ребёнок впрыгивает в обруч присаживается на корточки и переставляет конус на
противоположную сторону обруча и так продвигается до конца выполняя задание.
«Прыжки».
Взрослый берет большой мяч в руки и показывает с помощью мяча, какие прыжки
должны выполнить дети. Подбрасывает мяч вверх – дети прыгают на месте;
перебрасывает мяч из одной руки в другую – дети прыгают из стороны в сторону; крутит
мяч вправо – дети прыгают вокруг себя вправо; крутит мяч влево – дети прыгают вокруг
себя влево.
«Ходьба по фигурам ».
На полу зала располагаются крупные разноцветные геометрические фигуры. Детям
предлагается пройти от одной из них к другой в заранее обговоренной
последовательности. Фигуры можно заменить на спортивный инвентарь, а в условиях
группы — на любимые детские игрушки. Упражнение активно тренирует периферическое
зрение, которое играет важную роль в свободном перемещении в пространстве.
«Нейроклассики». Квадраты – классики можно сделать из изоленты, скотча, нарисовать
мелом или использовать ортоковрики. Комбинация квадратов делается в зеркальном
изображении. Взрослый прыжками задает растановку ног в квадратах, ребенок повторяет.
Ходьба по массажным коврикам с выполнением заданий.
Возле каждого коврика можно раскладывать предметы, с которыми связаны задания
( мешочки, мячики – бросить в корзину, стоящую в центре круга из ковриков; положить
мешочек в на другую сторону коврика и т.д.), Можно придумать много вариантов заданий
с различными предметами.
«Классики из следов».
Для игры изготавливаются следы ног и рук. Их также можно нарисовать мелом на
дорожке или полу. Следы выкладываются в различных вариациях классиков. Ребенку
необходимо в прыжке менять расположение рук и ног в соответствие со схемой. Эту игру
можно также запрограммировать в виде слайдовой презентации для группового
выполнения.
«Зашифрованные задания».
Взрослый вместе с детьми зашифровывают послания карточки с различными
изображениями – для каждой карточки определяется определенный вид движения,
ведущий показывает карточку, игроки соотносят шифр и выполняют движение. Данную
игру можно выполнить в формате слайдовой презентации.
Ходьба по фигурам.
На полу зала располагаются крупные разноцветные геометрические фигуры. Детям
предлагается
пройти
от
одной
из
них
к
другой
в
заранее
обговоренной
последовательности. Фигуры можно заменить на спортивный инвентарь, а в условиях
группы — на любимые детские игрушки. Упражнение активно тренирует периферическое
зрение, которое играет важную роль в свободном перемещении в пространстве.
«Закрывая глаза».
Упражнения нейрогимнастики этого блока предполагают исключение использования
зрительного анализатора. Во время такой тренировки мозг активно включает в работу
участки, не задействованные в обычной жизни. При «выключении» зрения познание
происходит
посредством
осязания
(получение
информации
о
форме,
структуре,
поверхности, температуре, пространственном положении предметов).
Ходьба на ощупь.
Ходьба с закрытыми глазами по массажным дорожкам не только прекрасно развивает
чувство равновесия, но и совершенствует работу тактильных анализаторов. Упражнение
можно выполнять индивидуально или небольшими подгруппами.
Вариант: ползание с закрытыми глазами по дорожкам разной текстуры, длины и ширины.
Коммуникативная игра малой подвижности «Замыкая круг».
Дети с закрытыми глазами семенящим шагом двигаются по залу. Задача — найти игрока
и, взяв его за плечи, продолжить движение. Игра продолжается до тех пор, пока все
участники не соберутся в одну «цепочку», и направляющий не замкнет круг, положив
руки на плечи замыкающему.
Изменение ведущей руки.
Детей с ведущей правой рукой побуждать в течение занятия более активно действовать
левой рукой, например, брать инвентарь для выполнения упражнений, начинать движения
с левой руки, а левшам — наоборот. Такие упражнения благотворно влияют на память,
укрепляют связь между полушариями, развивают интеллектуальные способности.
«Делай ногами».
Не секрет, что стопы человека имеют множество нервных окончаний, которые
взаимодействуют с мозгом. Именно поэтому некоторые упражнения можно проводить с
помощью ног — прокатывание мяча из исходного положения сидя («сидячий футбол»);
захват предметов, таких как кубики, мячи, эспандеры и действия с ними («передай кубик
ногами»); собирание ногами в обруч мелких игрушек, помпонов, разбросанных по залу
(«пылесос»).
Подобные игровые упражнения хорошо включать в заключительную часть занятия.
«Игры наоборот».
В ходе выполнения этих игровых упражнений нужно выполнить движение не по показу
ведущего, а по словесной команде (игровые упражнения из серии «Запрещенное
движение»). В них можно включать ходьбу или бег спиной вперед. Данные упражнения
тренируют равновесие, координацию движений, способствуют становлению новых
нейронных связей в головном мозге.
«Молчаливые» игры.
В ходе этих игровых упражнений детям предлагается разделиться на подгруппы, не
используя речь, а общаясь при помощи мимики и жестов, пантомимы («Найди и
промолчи», «У кого колокольчик?», «Где мы были, мы не скажем, а что видели —
покажем»,
«Угадай
животное»,
«Все
превратились
в
...»).
Можно
попросить
воспитанников плотно закрыть уши ладонями и прочитать задание «по губам».
«Медленно — быстро».
Привычка выполнять определенные физические упражнения в быстром или медленном
темпе прочно формируется у дошкольников. Предложите детям выполнить упражнения в
непривычном темпе. Например, проползти по-пластунски по гимнастическим матам
быстро, а замах при метании в цель сделать медленно. Смена темпа позволит
сформировать прочные нейронные связи через прочувствование ребенком движения по-
новому.
«Все наоборот».
Данные игровые упражнения направлены на тренировку нейронной сети правого
полушария мозга. Можно предложить детям повторить позу персонажа, изображенного
на картинке, перевернутой вверх ногами. Привычные мыслительные «модели», натыкаясь
на странное положение изображения, не срабатывают, и начинает действовать правое
полушарие.
Игры с мячом.
1. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят
двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже.
Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или
ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
2. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами: 1) кидает его и сразу ловит; 2)
кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
3. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой
мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают
его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и
катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться
ровно и прямо в руки партнеру.
4. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних
размеров.
5. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
6. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя
навстречу друг другу в руки большой и теннисные мячи.
7. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши –
поймал).
8. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
9. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать
прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
10. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит
мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
11. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
12. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово,
связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает:
«Облако» – и кидает мяч обратно.
Таким образом, в ходе выполнения нейроигр и нейроупражнений мы побуждаем
обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых
эти чувства обостряются. Специалисты утверждают, что занятия необходимо начинать с
дошкольного детства, и тогда в зрелом возрасте не возникнет проблем с памятью и
вниманием. Как и любая тренировка, нейрогимнастика требует регулярной практики.
Исходя из нашего опыта, можно сделать вывод о том, что первые результаты становятся
заметными после трех месяцев еженедельных занятий.