Автор: Белогорцева Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад № 111
Населённый пункт: муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
Наименование материала: Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для воспитанников старшей группы
Тема: «Письма Королевы Математики»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 111 г. Сочи
Конспект
образовательной деятельности
по формированию элементарных
математических представлений
для воспитанников старшей группы
«Колобок»
тема: «Письма Королевы Математики»
Автор:
воспитатель МДОБУ №111 г. Сочи
Белогорцева Людмила Викторовна
Тема: «Письма Королевы Математики»
Группа: старшая
Оборудование:
для детей: простые карандаши, красные ручки, конверты пяти цветов
(красный, желтый, синий, зеленый)
для педагога: рисунки геометрических фигур, план.
Приоритетная образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие,
речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Цель: совершенствовать знания приемов сложения и вычитания.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление
радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к
занятиям математики.
Образовательная:
Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на
две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания
о геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры на
сложение и вычитание.
Развивающая:
Стимулировать развитие мыслительных способностей,
любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро
отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение ориентироваться
в пространстве.
Предварительная работа:
Беседы, решение примеров на сложение и вычитание; дидактические
игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами,
индивидуальная работа.
Планируемые результаты: знают геометрические фигуры, решают
примеры на сложение и вычитание, умеют делить предмет на части,
ориентируются в пространстве.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил
письма от Королевы всех наук - Математики. Но открыть их смогут только
самые умные, сообразительные и находчивые дети.
Дети:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Перечислите все осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель: Сейчас утро или вечер?
Дети: Утро
Воспитатель: Сколько пальцев на одной руке?
Дети: Пять
Воспитатель: Сколько углов у треугольника?
Дети: Пять
Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?
Дети: Один
Воспитатель: Сколько носов у трех котов?
Дети:
Воспитатель: Сколько ушей у двух мышей?
Дети:
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все
вопросы. Посмотрите, на письма, которые прислала Королева Математики.
(Положить перед детьми конверты.)
Воспитатель: Сколько писем принесла Королева Математики?
Дети: 4
Воспитатель: Правильно – 4.
Воспитатель: Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?
Дети: красный.
Воспитатель: Кого вы здесь видите?
Дети: Прямоугольник
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: грустное, невеселое
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: потому, что он один, рядом нет его друзей
Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник?
Дети: с кругом, квадратам, овалом, треугольником
Воспитатель: А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас
окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его
геометрической фигурой.
ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ГРАНЬ КУБИКА.
Работаем на полоске с красным значком простым карандашом.
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: 5
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Спинки выпрямили, руки опустили, быстро поморгали
глазами, закрыли глаза, открыли, посмотрели вдаль. Вытянули правую руку
вперед, следим за медленными движениями указательного пальца: вправо-
влево, вверх-вниз.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в
один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют.
Прямоугольник будет жить в центре листа, круг – над прямоугольником,
овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат,
слева – треугольник. Чтоб дом стал уютным, светлым, нарядным нужно его
украсить. В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол
– облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний –
цветочком. Мне кажется, у прямоугольника изменилось настроение. И вы я
смотрю, заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Дом
дружбы».
Воспитатель: а наш детский сад, можно назвать «домом дружбы»?
Дети: ….
Воспитатель: Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать,
любить друг друга.
Воспитатель: а фантазировать вы любите?
Дети: Да
Воспитатель: Где, по-вашему, живет прямоугольник?
- Откуда он появился?
- Что он будет делать в будущем?
Дети: ….
Воспитатель: а вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда откроем следующий конверт. Какого он цвета?
Дети: желтый.
Воспитатель: а здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки,
которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел, очень много. Сейчас
с этими цифрами поиграем.
Игра «По порядку становись». Правила игры: пока играет музыка, дети
берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны
построиться по порядку.
Воспитатель: Число 3, назови всех соседей.
Дети: 2,4…
Воспитатель: а теперь я вам предлагаю игру «Наоборот». Для этого нам
надо повторить обратный счет. Вам надо соединить цифры в обратном
направлении от 10 до 1 и вы что-то интересное увидите.
Дети: Считают
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами.
(Собрать выполненные задания, сложить в конверт).
Воспитатель: а теперь я вам предлагаю отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
Воспитатель: Сколько у нас осталось конвертов?
Дети: 3
Воспитатель: Откроем не синий и не зеленый конверт. Какой?
Дети: белый
Воспитатель: Если я разделю печенье пополам, сколько детей я смогу
угостить?
Дети: 2
Воспитатель: Как называются эти части?
Дети: Половинки.
Воспитатель: а сколько гостей я могу угостить, если разделю пополам 2
яблока?
Дети: 4
Воспитатель: а теперь послушайте задание, а ответ зарисуйте на полоске
бумаги. Сядьте за стол.
Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на 4 части?
Дети: 4
Воспитатель: как называются эти части?
Дети: Доли
Воспитатель: Надо нарисовать столько кружочков, сколько гостей вы
можете угостить.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Сколько конвертов еще осталось?
Дети: 2
Воспитатель: Сейчас откроем синий конверт. Я вчера была в гостях в
другом детском саду, там тоже такие хорошие, прекрасные детишки, они
также, как и вы занимались, решали примеры, и я прошу вас помочь мне
проверить, правильно ли они решили примеры. Поможете мне?
Дети: Да
(Раздать красные ручки, для проверки примеров).
Воспитатель: Что вам запомнилось на занятии?
Сколько конвертов прислала Королева Математики?
Какие задания мы выполняли?