Автор: Кузюк Мария Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОЬУ СОШ "Муринский центр образования №2"
Населённый пункт: г. Мурино
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«МУРИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №2»
(МОБУ «СОШ «МУРИНСКИЙ ЦО №2»)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:
«Перелетные птицы»
на 2024 – 2025 учебный год
Выполнила
Кузюк Мария Васильевна
г. Мурино
2025 г.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:
«Перелетные птицы»
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать
диалогическую речь детей.
Задачи:
Обучающие: расширить активный словарь детей по теме «Перелётные
птицы»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;
учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей;
Развивающие: развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Участники: дети подготовительной группы.
Продолжительность: 30 минут.
Форма проведения: комплексное групповое занятие.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение
стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.
Демонстрационный и раздаточный материал: модель «солнце», перья
грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц, конверты с буквами,
пазл с грачем.
Ход занятия:
Звучит музыка «Весны». Дети встают полукругом.
Воспитатель: ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и
передала конверт. Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку:
Эти птицы знак весны,
Чуть проталины видны,
Безошибочно по звездам
Путь находят к старым гнездам.
В их колониях галдеж,
Ничего не разберешь.
Зерна ест, клопов, жуков.
Мышевидных грызунов.
От вредителей как врач
Сад спасает черный. (Грач).
Ну, конечно, это грач. Посмотрим, что в конверте. А в конверте письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна пасмурная, на небе много
туч, часто идут дожди. Мы, грачи, уже прилетели. А вот другие птицы не
хотят прилетать, потому что нет тепла. Мы вас очень просим разбудить
солнышко, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои
гнезда»
Воспитатель: обращает внимание на спящее солнце на мольберте. Ребята, а
ведь и правда, солнышко у нас еще спит. Давайте его разбудим и поможем
птицам вернуться?
- Ребята, птицы с юга возвращаются не одновременно.
Давайте пройдем за столы и посмотрим кто из птиц за кем прилетает.
Игровое упражнение «Кто за кем прилетает» (употребление предлогов в
речи)
Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за
ласточками журавли.
Кто прилетает первым?
Кто прилетает за грачами?
Кто прилетает перед журавлями?
Кто прилетает после ласточек?
- А в конверте есть еще кое-что.
- Скажите, что есть у всех птиц? (ответы детей)
- А чем покрыто тело птиц? (ответы детей)
- Правильно, перьями.
- И вот здесь в конверте грач передал нам перья.
- Ребята, а вы хотите сегодня поиграть?
Тогда повторяйте за мной.
Ра-ра-ра - начинается игра
Ро-ро-ро – волшебное перо
Ре-ре-ре – реши заданье на пере
Ро-ро-ро – достань перо.
Что нам нужно сделать? (достать перо).
Начнем игру?
1 перо. Достаю первое перо, на котором написано «Исправь ошибки».
Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Воспитатель читает текст: Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с
крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё
короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие
(перелётные) птицы. Люди уже позаботились о них и построили скворечники
для грачей (скворцов). Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи,
бабушки (бабочки, пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы —
колокольчики (подснежники).
Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.
2 перо. «Отгадай».
Ребята, наш гость грач приготовил для вас загадки.
Попробуйте их отгадать.
На шесте дворец, во дворце — певец.
А зовут его. (скворец)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей)
Не ворона, не синица
- Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
- Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
путь проделав длинный,
лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
Бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек,
бестолковых попрыгушек. (цапля)
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей. (грач)
- Про кого эти загадки? (про птиц)
- А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)
- Назови части тела птицы. (клюв, голова, два крыла, туловище, хвост)
- Почему их называют перелетными? (Перелетные – это те птицы, которые
боятся холода, и улетают осенью на юг, в теплые края).
- Что вьют птицы весной? (- птицы весной вьют гнезда)
- Кого выводят птицы весной? (- весной у птиц появляются птенцы)
- Почему птицы улетают в теплые края? (становится холодно и голодно).
- Как птицы улетают? (собираются в стаю)
Подвижная игра «Стайка».
Музыка.
-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)
Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)
Птички летают,
Устали не знают.
Стоп! Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)
Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами,
по полу.)
3 перо. Игровое упражнение «Назови ласково»
Сейчас я буду называть вам слова, а вам нужно сказать это слово ласково.
Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
гусь — гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка,
аист — аистенок.
цапля — цапелька.
Молодцы, и с этим заданием справились успешно!
4 перо. «Заколдованная птица»
- Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки и буквы.
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
- Скажите, чье изображения вы сложили.
-Это грач.
- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой.
В конверте есть еще и буквы.
Давайте попробуем составить слово из этих букв.
Название птицы, которую Вы собрали из пазла.
- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. У нас еще остались перья,
посмотрим, какие задания спрятались под ними. Достанем следующее перо.
5 перо. Игра «У кого какое тело?».
– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец
какой? (Короткохвостый.)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?
(Длиннохвостая.)
– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
– Молодцы, ребята, правильно.
6 перо. Дидактическая игра «Сложные слова».
Белая грудь — белогрудая;
длинные крылья — длиннокрылая;
короткий хвост — короткохвостая;
чёрные глаза — чёрноглазая;
серые глаза — сероглазая;
громкий голос — громкоголосая;
пестрые крылья — пёстрокрылая;
чсерное крыло – чернокрылая;
длинный хвост – длиннохвостая;
желтый клюв – желтоклювая;
длинные ноги – длинноногая.
Молодцы, и с этим заданием справились успешно!
7 перо. «Дыхательная гимнастика».
Каждому ребенку раздаю птичку на ленточке.
Положить птичку на ладошку. Повторить стихотворение и сдуть птичку. (2-3
раза)
Села птичка на ладошку.
Посиди у нас немножко,
Подожди не улетай.
Улетела птичка…. Ай!.
8 перо. Разбуди солнце. «Встаньте рядышком друг с другом»
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко).
Подведение итогов:
Ребята, вы сегодня молодцы! Солнце разбудили, теперь с каждым днем у нас
будет теплее и все птицы в скором времени вернутся к нам из теплых стран.
О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
Что нового Вы узнали?
За что Вы можете себя похвалить?
Было что-то, что вызвало трудности, что не очень получилось?
Какое у вас настроение после занятия?
Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами, я увидела, что вы много
знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее настроение.
Приложения 1
Г р а ч
Приложения 2