Напоминание

"Перелетные птицы"


Автор: Кузюк Мария Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОЬУ СОШ "Муринский центр образования №2"
Населённый пункт: г. Мурино
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«МУРИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №2»

(МОБУ «СОШ «МУРИНСКИЙ ЦО №2»)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:

«Перелетные птицы»

на 2024 – 2025 учебный год

Выполнила

Кузюк Мария Васильевна

г. Мурино

2025 г.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:

«Перелетные птицы»

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать

диалогическую речь детей.

Задачи:

Обучающие: расширить активный словарь детей по теме «Перелётные

птицы»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей;

Развивающие: развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Участники: дети подготовительной группы.

Продолжительность: 30 минут.

Форма проведения: комплексное групповое занятие.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение

стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.

Демонстрационный и раздаточный материал: модель «солнце», перья

грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц, конверты с буквами,

пазл с грачем.

Ход занятия:

Звучит музыка «Весны». Дети встают полукругом.

Воспитатель: ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и

передала конверт. Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку:

Эти птицы знак весны,

Чуть проталины видны,

Безошибочно по звездам

Путь находят к старым гнездам.

В их колониях галдеж,

Ничего не разберешь.

Зерна ест, клопов, жуков.

Мышевидных грызунов.

От вредителей как врач

Сад спасает черный. (Грач).

Ну, конечно, это грач. Посмотрим, что в конверте. А в конверте письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна пасмурная, на небе много

туч, часто идут дожди. Мы, грачи, уже прилетели. А вот другие птицы не

хотят прилетать, потому что нет тепла. Мы вас очень просим разбудить

солнышко, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои

гнезда»

Воспитатель: обращает внимание на спящее солнце на мольберте. Ребята, а

ведь и правда, солнышко у нас еще спит. Давайте его разбудим и поможем

птицам вернуться?

- Ребята, птицы с юга возвращаются не одновременно.

Давайте пройдем за столы и посмотрим кто из птиц за кем прилетает.

Игровое упражнение «Кто за кем прилетает» (употребление предлогов в

речи)

Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за

ласточками журавли.

Кто прилетает первым?

Кто прилетает за грачами?

Кто прилетает перед журавлями?

Кто прилетает после ласточек?

- А в конверте есть еще кое-что.

- Скажите, что есть у всех птиц? (ответы детей)

- А чем покрыто тело птиц? (ответы детей)

- Правильно, перьями.

- И вот здесь в конверте грач передал нам перья.

- Ребята, а вы хотите сегодня поиграть?

Тогда повторяйте за мной.

Ра-ра-ра - начинается игра

Ро-ро-ро – волшебное перо

Ре-ре-ре – реши заданье на пере

Ро-ро-ро – достань перо.

Что нам нужно сделать? (достать перо).

Начнем игру?

1 перо. Достаю первое перо, на котором написано «Исправь ошибки».

Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Воспитатель читает текст: Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с

крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё

короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие

(перелётные) птицы. Люди уже позаботились о них и построили скворечники

для грачей (скворцов). Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи,

бабушки (бабочки, пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы —

колокольчики (подснежники).

Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.

2 перо. «Отгадай».

Ребята, наш гость грач приготовил для вас загадки.

Попробуйте их отгадать.

На шесте дворец, во дворце — певец.

А зовут его. (скворец)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей)

Не ворона, не синица

- Как зовется эта птица?

Примостилась на суку

- Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек,

бестолковых попрыгушек. (цапля)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей. (грач)

- Про кого эти загадки? (про птиц)

- А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)

- Назови части тела птицы. (клюв, голова, два крыла, туловище, хвост)

- Почему их называют перелетными? (Перелетные – это те птицы, которые

боятся холода, и улетают осенью на юг, в теплые края).

- Что вьют птицы весной? (- птицы весной вьют гнезда)

- Кого выводят птицы весной? (- весной у птиц появляются птенцы)

- Почему птицы улетают в теплые края? (становится холодно и голодно).

- Как птицы улетают? (собираются в стаю)

Подвижная игра «Стайка».

Музыка.

-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают.

Стоп! Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами,

по полу.)

3 перо. Игровое упражнение «Назови ласково»

Сейчас я буду называть вам слова, а вам нужно сказать это слово ласково.

Птенец — птенчик,

перо — перышко,

голова — головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

жаворонок — жаворонушек,

крыло — крылышко,

гусь — гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка,

аист — аистенок.

цапля — цапелька.

Молодцы, и с этим заданием справились успешно!

4 перо. «Заколдованная птица»

- Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки и буквы.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

- Скажите, чье изображения вы сложили.

-Это грач.

- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой.

В конверте есть еще и буквы.

Давайте попробуем составить слово из этих букв.

Название птицы, которую Вы собрали из пазла.

- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. У нас еще остались перья,

посмотрим, какие задания спрятались под ними. Достанем следующее перо.

5 перо. Игра «У кого какое тело?».

– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец

какой? (Короткохвостый.)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?

(Длиннохвостая.)

– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

– Молодцы, ребята, правильно.

6 перо. Дидактическая игра «Сложные слова».

Белая грудь — белогрудая;

длинные крылья — длиннокрылая;

короткий хвост — короткохвостая;

чёрные глаза — чёрноглазая;

серые глаза — сероглазая;

громкий голос — громкоголосая;

пестрые крылья — пёстрокрылая;

чсерное крыло – чернокрылая;

длинный хвост – длиннохвостая;

желтый клюв – желтоклювая;

длинные ноги – длинноногая.

Молодцы, и с этим заданием справились успешно!

7 перо. «Дыхательная гимнастика».

Каждому ребенку раздаю птичку на ленточке.

Положить птичку на ладошку. Повторить стихотворение и сдуть птичку. (2-3

раза)

Села птичка на ладошку.

Посиди у нас немножко,

Подожди не улетай.

Улетела птичка…. Ай!.

8 перо. Разбуди солнце. «Встаньте рядышком друг с другом»

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.

Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

(Переворачиваем солнышко).

Подведение итогов:

Ребята, вы сегодня молодцы! Солнце разбудили, теперь с каждым днем у нас

будет теплее и все птицы в скором времени вернутся к нам из теплых стран.

О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Что нового Вы узнали?

За что Вы можете себя похвалить?

Было что-то, что вызвало трудности, что не очень получилось?

Какое у вас настроение после занятия?

Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами, я увидела, что вы много

знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее настроение.

Приложения 1

Г р а ч

Приложения 2



В раздел образования