Напоминание

"Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни через проектную деятельность".


Автор: Жирова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №33 " Звездочка"
Населённый пункт: Ставропольский край, село Александровское
Наименование материала: публикация опыта работы
Тема: "Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни через проектную деятельность".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Формирование у дошкольников ценности здорового образа

жизни через проектную деятельность».

«Забота о здоровье - важнейший труд

воспитателя.

От жизнерадостности и бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский.

Каждый

человек

имеет

большие

возможности

для

укрепления

и

поддержания

своего

здоровья,

для

сохранения

трудоспособности,

физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной

проблемой

на

сегодняшний

день

является

проблема

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей.

Здоровье

рассматривается

как

полное

физическое,

психическое

и

социальное

благополучие,

как

гармоничное

состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей

жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно, что

здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия.

От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.

Есть такая пословица: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». Это

народная мудрость. Воспитывать у ребенка заботу о своем здоровье нужно

начинать

с

самого

раннего

детства.

Возможно

ли

это?

При

создании

определенных условий - возможно. Задача сохранения здоровья детей - одна

из самых важных задач, стоящих перед педагогами детского сада. Нужно так

организовать жизненную среду в процессе воспитания и обучения, чтобы у

ребёнка формировались

привычки

здорового

образа

жизни.

В

своей

книге «Педагогика сердца» Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же,

как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,

что для этого надо делать. Объясните им, и они будут беречься». Объяснять

одними лишь только словами - это очень мало. Нужно уметь конструировать

познавательную деятельность детей на занятиях, в быту, в игре так, чтобы

ориентировать их интересы на здоровый образ жизни.

Развитие

ребёнка

тесно

связано

с

образом

жизни

семьи.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве,

заложить

основы здорового

образа

жизни,

используя

различные формы

работы. И в семье, и в детском саду мы, взрослые, должны помочь ребёнку

как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель

его жизни,

побудить

малыша

самостоятельно

и

активно формировать,

сохранять и приумножать свое здоровье.

Наряду

с

реализацией

задач

по

закаливанию,

формированию

культурно-гигиенических

навыков

и

основных

движений

в

программе

«Наша

традиция

быть

здоровым»

И.Ю.

Жуковина

ставится

задача

обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности. Не исключая

этих

подходов,

я

считаю,

что

главное

-

помочь

малышам

выработать

собственные

жизненные

ориентиры

в

выборе

здорового

образа

жизни,

научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их

развития, осознать ответственность за свое здоровье.

На основании вышеизложенного, я определила основную цель моей

педагогической

деятельности: создание

устойчивой

положительной

мотивации

к

сохранению

и

укреплению

собственного

здоровья

и

формирование

психологического

здоровья

дошкольника,

как

важного

фактора здоровья человека в целом.

Для

достижения

поставленной

цели

решала

следующие задачи:

1.

Сформировать у детей адекватные представления о своем теле,

н ау ч и т ь

и х

« с л у ш а т ь »

и

« с л ы ш а т ь »

с в о й

о р г а н и з м .

2.

Развить

у детей и их родителей ответственных взглядов и

убеждений

в

деле

сохранения

собственного

здоровья

через

традиционные формы обучения и реализацию проектного метода.

3.

Воспитать

у

детей

потребности

в

физическом

и

нравственном

совершенствовании, в здоровом образе жизни.

Я считаю, что новизна моего опыта в том, что детский сад должен стать

“школой

здорового

стиля

жизни”

детей,

где

любая

их

деятельность

(воспитательная, спортивная, досуговая, двигательная, самостоятельная, а

также

прием

пищи)

будет

носить

оздоровительно-педагогическую

направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и

потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия

самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего

здоровья. В своей работе я использую ИКТ для наглядной демонстрации

преимущества к здоровому образу жизни.

Работа

над

опытом

по

теме

«Формирование

у

дошкольников

ценности

здорового образа жизни через проектную деятельность» велась в период с

августа 2013 по май 2016 годов по трем основным этапам.

Первый – подготовительный – август, сентябрь 2013г.

Второй – основной, практический – 2013-2016г.

Третий – заключительный – апрель, май 2016.

На первом, подготовительном этапе, я изучила нормативные

документы и методическую литературу, создала определённые условия в

группе

и

на

игровой

площадке,

изучила

родительский

запрос

и

их

компетентность

по

данной

теме,

разработала

карты

индивидуального

развития дошкольников по приобщению детей к здоровому образу жизни,

рабочую

программу

по

дополнительному

образованию

на

основе

программы

«Наша

традиция

-

быть

здоровым»

И.Ю.Жуковина

и

методического пособия «Сердце отдаю детям» под редакцией Н.В. Елжова.

На втором, основном этапе, организовала работу кружка «Здоровые

дети».

Систему работы построила с учетом возрастных и психологических

особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы

психологии и дошкольной педагогики.

Для реализации рабочей программы дополнительного образования

отобрала такие инновационные формы взаимодействия с детьми, которые,

на мой взгляд, позволяли успешно решать намеченные задачи: внедрение

проектного

метода,

метода

наглядного

моделирования,

проведение

марафонов здоровья.

Значительное место в моей педагогической деятельности было отведено

повышению психоэмоциональной устойчивости: для этого я использовала в

работе

лэпбук,

моносхемы,

элементы

релаксации

под

музыку

и

звуки

природы,

минутки психологической разгрузки

на основе упражнений

сказкотерапии.

Я

считаю,

что

важным

условием,

не

только

напрямую,

но

и

опосредованно

влияющем

на

формирование

у

дошкольников

ценностей

здорового образа жизни, является создание развивающей информационной

«Среды здоровья».

Совместно

с

детьми

и

родителями

в

группе

был

оформлен

уголок здоровья

под

названием

«Неболейка»,

в

котором

мы

разместили

разнообразный материал по формированию знаний о здоровьесберегающих

технологиях:

созданные

своими

руками

плакаты

и

мнемотаблицы

по

закаливанию

и

гигиене,

кроссворды

и

головоломки,

дидактические,

настольные

игры

(«Что

было

бы?»,

«Что

надо

делать,

чтобы

быть

красивым?», «Друзья и враги здоровья», «Можно – нельзя», «Полезно –

вредно», «Полезные и вредные продукты», «Как уберечься от инфекции») и

атрибуты для ролевых игр «Аптека», «Зелёный доктор», «Лавка здорового

питания», книги и детские энциклопедии.

В уголке здоровья я поместила тренажёры, сделанные из подручного

материала

для

развития

правильного

дыхания

у

детей,

развития

положительных

эмоций,

профилактики

плоскостопия

и

слабого

зрения.

Особое место здесь отведено для предметов, снимающих у дошкольников

напряжение, агрессию, негативные эмоции - это массажёры, четки, грецкие

орехи, каштаны, бусы, игрушки – антистресс. Все эти предметы вызывают

интерес у дошкольников и способствуют оздоровлению их организма.

Программу по дополнительному образованию дошкольников построила

на основании пяти модулей, каждому модулю соответствовали

проекты

разные по продолжительности проведения.

«Я здоровье сберегу - сам себе я помогу».

Интеграционный

характер,

используемых

в

рамках

этого

модуля

форм

взаимодействия

с

детьми,

позволил

мне

решать

и

познавательные, и воспитательные задачи.

Интеграция

таких

форм

образовательной

деятельности,

как

игры,

беседы, моделирование возможных ситуаций, экспериментирование,

импровизация

предоставила

детям

возможность

о своить

первоначальные представления о здоровом образе жизни.

На

ООД

по

этому

модулю

дети

получили

элементарные

представления о строении и функциях некоторых органов своего тела

(сердца, легких, скелета и др.).

По этому модулю были разработаны и внедрены проекты: «Зачем

нужен нос?»( вторая младшая группа), «Чтоб смеялся роток и кусался

зубок»( средняя группа), «В здоровом теле, здоровый дух»( старшая

группа).

«Царство Гигиены»:

Особое

внимание

в

реализации

задач

этого

модуля

уделялось

формированию у дошкольников практических умений и навыков по

с о б л юд е н и ю

п р а в и л

г и г и е н ы , с о зд а н и е

у с л о в и й

д л я

совершенствования

культурно-

гигиенических

навыков

через

использование художественной литературы в разных видах детской

деятельности.

Я

использовала

произведения

Чуковского,

Сефа,

Осеевой, Барто, Шубной, Степанова при проведении дидактических

упражнений( «Как вести себя за столом». «Подбери правильно», «Чья

одежда?»); игр и проблемных ситуаций ( «Варвара-краса - длинная

коса», «Почему Хрюшу не приглашают в гости», «Кто опрятен, тот

приятен»); бесед ( «Когда надо мыть руки», «От чего болят зубы»,

«Что

значит

быть

здоровым»,

«Друзья

Мойдодыра»);

вечеров

развлечений

(«Путешествие

в

страну

Гигиены»,

«Приключение

мыльного пузыря»).

Мои воспитанники проявили интерес к участию в досуге «Как дети

учили Олю умываться»,целью которого было закрепление знаний о

предметах гигиены в игровой форме.

Деятельность

дошкольников этого модуля была реализована через

проект «Чистота – залог здоровья» ( средняя группа ) и

проект

«Азбука здоровья» ( старшая группа).

«Островок безопасности здоровья»:

Игровые

ситуации,

беседы,

развлечения

третьего

модуля

способствовали воспитанию у детей бережного отношение к своему

здоровью и здоровью близких людей. Было проведено развлечение

«Что нам делать, как нам быть?», где у детей были сформированы

представления

о

зависимости

здоровья

человека

от

правильного

питания. Не менее актуальной была ролевая игра по уходу за больным

«Здоровье – это жизнь», в ходе которой дети не только говорили об

особенностях

функционирования

человеческого

организма,

но

и

решали вопросы о необходимости знаний правил ухода за больным.

Задачи модуля по формированию понимания необходимости заботы о

своем здоровье были также реализованном в проекте «Ребенок в мире

профессий. Врач» (старшая группа).

«Волшебная страна здоровья».

В

этом

модуле

совместно

с

детьми

мы

выявляли

значимость

движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом.

Работая над проектом «Быть здоровыми хотим», дети в творческой

мастерской изготовили

макет детской спортивной площадки «Моя

мечта»,

выполнили

коллективную

работу

«Полянка

здоровья

Смешариков», познакомились с разными видами спорта, придумали и

организовывали

новые

подвижные

игры

«Совушка»,

«Выходи

подружка», участвовали вместе с родителями в спортивном празднике

«Быть здоровыми хотим» (средняя группа), в «Марафоне здоровья».

Совместно с инструктором по физической культуре был проведен

спортивный

праздник

«Мы

со спортом

дружим»

с

целью

ознакомления

детей

с

олимпийским

движением,

историей

Олимпийских игр. Я подготовила презентацию «Зимняя Олимпиада в

Сочи 2014», которая более детально познакомила детей с наиболее

интересными моментами ее проведения.

«Витамины и здоровый организм ».

В процессе решения задач данного модуля дошкольники познавали

правила приема пищи и приобретали знания о правильном и здоровом

питании, что способствовало возникновению и формированию у детей

желания

участвовать

в

приготовлении

различных

блюд

здорового

питания

дома,

в

семье.

Реализация

задач

модуля

«Витамины

и

здоровый

организм»

была

осуществлена

через

различные

мероприятия,

организованные

в

группе,

в

детском

саду

и

семьях

воспитанников:

конкурс

рисунков

«Витаминная

семья»,

конкурс

частушек о правильном питании,

театрализованная миниатюра по

стихотворению Н.Семенова «Спор овощей», которую мы показывали

воспитанникам младших групп, акция «Здоровый росток».

Совместно с родителями дети приняли участие в общесадовском

конкурсе готовых блюд «Любимое блюдо моей семьи», фотовыставке

«Питание

и

воспитание

детей

в

семье»,

конкурсе

«И

вкусно

и

полезно».

Проведённые

мероприятия

стали

частью

реализации

проектов «С витаминами дружу, я здоровьем дорожу!»( 2 младшая

группа), «Основа процветания - здоровое питание»(средняя группа),

«Овощи и фрукты - витаминные продукты» (старшая группа).

На протяжении трех лет дети участвовали в интернет - конкурсах

на образовательных порталах. Коллективная работа воспитанников в

творческом конкурсе «Быть здоровым здорово!»

заняла II место, в

занимательной викторине «В мире профессий» I место, в творческом

конкурсе детского сада «Моё спортивное лето» также I место.

Для

достижения

максимального

эффекта

в

укреплении

здоровья,

формировании навыков здорового образа жизни у детей, свою работу

я строила на

принципах единства с семейным воспитанием. Этот

принцип и лег в основу трехэтапной

модели

в з а и м од е й с т в и я

детского

сада

и

семьи

(информационный,

практиче ский,

оценочный), который отражает формы и методы работы с родителями,

позволяющие повысить педагогическую компетентность родителей,

объединить

усилия

ДОО

и

семьи

в

вопросах

оздоровления

дошкольников.

Информационный этап включал сбор и анализ сведений о родителях и

детях, изучение семей воспитанников, их трудностей и запросов, а также

выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением.

На

этом

этапе

работы

использовались

следующие

интегративные

мероприятия:

опрос,

анкетирование,

тренинги,

мастер

-

классы,

тематические акции, работа с интернет - сайтами. Я предлагала родителям

ознакомиться с визитной карточкой группы, знакомила с информационными

листами: «Движение и здоровье», «Для чего правильно питаться?», которые

носили познавательный характер. С целью выявления знаний и умений в

области

здорового

образа

жизни,

организации

питания,

выполнения

режимных моментов в семье, проводила анкетирование родителей.

Практический

этап

содержит

информацию,

направленную

на

решение

конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. Анализ

информации,

полученный

в

рамках

первого

этапа,

использовала

для

разработки семейных проектов «Вместе с папой, вместе с мамой быть

здоровыми хотим». Цель этих проектов: привлечь родителей к сохранению

собственного здоровья и здоровья своих детей через традиционные формы

обучения. В проект входило проведение праздников: «Веселые старты»,

посвящённые

дню

защитника

Отечества;

«День

бегуна»,

«Малые

спортивные игры», «Марафон здоровья». Для родителей средней группы в

детском

саду

были

проведены

семейные

мероприятия:

«Моё

любимое

блюдо», фотоконкурсы «Лучший спортивный уголок в семье» и «Отдых на

природе». Во время проведения «Недели здоровья», дней открытых дверей

родители воспитанников принимали участие и сами смогли организовать

утреннюю гимнастику. В ходе проведения экскурсии мама Коли Б. провела

мастер

класс

для

детей

по

изготовлению

тренажёра

«Бильбоке»,

развивающего ловкость, внимание, глазомер, быстроту реакции. Я считаю,

что при организации проектной деятельности по формированию здорового

образа жизни, важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу

над

проектом,

создавая

радостную

атмосферу

совместного

с

ребенком

творчества.

Оценочный

этап был

проведен

для

определения

эффективности

проведенных мероприятий. Их результативность я определяла через листы

отзывов,

анкетирование,

опрос

родителей,

наблюдения,

собеседование

с

детьми.

В

результате

взаимодействий

родители

стали

проявлять

более

искреннюю заинтересованность, готовность увидеть мир с позиции ребенка,

пережить с ним вместе радости и неудачи.

В процессе педагогических наблюдений выяснилось, что дети стали

осознанно относиться к укреплению своего здоровья, а родители в свою

очередь стали больше проявлять интерес к изучению методической

и

познавательной литературы, активнее принимать участие в мероприятиях

ДОУ,

направленных

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей.

Результативность работы с родителями воспитанников можно увидеть из

приведённых ниже циклограмм.

Сентябрь 2013 года

Май 2016 года

Тестирование родителей показало следующие результаты:

Представления родителей о факторе, в наибольшей степени влияющем на

здоровье человека (до изучения и после изучения темы)

экологическая

обстановка

Наследствен-

ность

образ жизни

нет

ответа

до

5

3

3

5

после

3

3

9

1

Отношение родителей к прогулке на свежем воздухе в выходные дни

1-2 ч.

2-3 ч.

3 -4ч.

более 4 ч.

другие ответы

до

8

5

1

1

1

посл

е

5

5

3

2

1

Вывод:

Планомерная

и

целенаправленная

работа

по

реализации

программы

по

дополнительному

образованию

дошкольников,

основанная

на

широком

применении

проектного

метода

и

созданию

в

группе

благоприятных

условий

для

устойчивой положительной

мотивации к сохранению и

укреплению

собственного

здоровья

заложили

основу

дальнейшего

формирования психологического и физического здоровья дошкольника, как

важного фактора здоровья человека в целом.

Список используемой литературы.

1.

Жданова Т.Н. Игра-лото «Театр настроения», ОАО «Дом печати-

ВЯТКА»,2005.

2.

Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М. ; 1993г.

3.

Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников М. ; 2011г.

4.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет:

планирование, занятия, игры / авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград:

Учитель, 2015.

5.

Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ;

2001 г.

6.

Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред.

7.

З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.

8.

Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.

9.

Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование,

рекомендации / авт. – сост. О. В. Черемшанцева. – Волгоград: Учитель,

2008г.

10.

Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу

жизни. – М.: ТЦ Сфера,2012.



В раздел образования