Автор: Жирова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №33 " Звездочка"
Населённый пункт: Ставропольский край, село Александровское
Наименование материала: публикация опыта работы
Тема: "Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни через проектную деятельность".
Раздел: дошкольное образование
Тема «Формирование у дошкольников ценности здорового образа
жизни через проектную деятельность».
«Забота о здоровье - важнейший труд
воспитателя.
От жизнерадостности и бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский.
Каждый
человек
имеет
большие
возможности
для
укрепления
и
поддержания
своего
здоровья,
для
сохранения
трудоспособности,
физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной
проблемой
на
сегодняшний
день
является
проблема
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей.
Здоровье
рассматривается
как
полное
физическое,
психическое
и
социальное
благополучие,
как
гармоничное
состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей
жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно, что
здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия.
От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.
Есть такая пословица: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». Это
народная мудрость. Воспитывать у ребенка заботу о своем здоровье нужно
начинать
с
самого
раннего
детства.
Возможно
ли
это?
При
создании
определенных условий - возможно. Задача сохранения здоровья детей - одна
из самых важных задач, стоящих перед педагогами детского сада. Нужно так
организовать жизненную среду в процессе воспитания и обучения, чтобы у
ребёнка формировались
привычки
здорового
образа
жизни.
В
своей
книге «Педагогика сердца» Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же,
как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,
что для этого надо делать. Объясните им, и они будут беречься». Объяснять
одними лишь только словами - это очень мало. Нужно уметь конструировать
познавательную деятельность детей на занятиях, в быту, в игре так, чтобы
ориентировать их интересы на здоровый образ жизни.
Развитие
ребёнка
тесно
связано
с
образом
жизни
семьи.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве,
заложить
основы здорового
образа
жизни,
используя
различные формы
работы. И в семье, и в детском саду мы, взрослые, должны помочь ребёнку
как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель
его жизни,
побудить
малыша
самостоятельно
и
активно формировать,
сохранять и приумножать свое здоровье.
Наряду
с
реализацией
задач
по
закаливанию,
формированию
культурно-гигиенических
навыков
и
основных
движений
в
программе
«Наша
традиция
–
быть
здоровым»
И.Ю.
Жуковина
ставится
задача
обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности. Не исключая
этих
подходов,
я
считаю,
что
главное
-
помочь
малышам
выработать
собственные
жизненные
ориентиры
в
выборе
здорового
образа
жизни,
научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их
развития, осознать ответственность за свое здоровье.
На основании вышеизложенного, я определила основную цель моей
педагогической
деятельности: создание
устойчивой
положительной
мотивации
к
сохранению
и
укреплению
собственного
здоровья
и
формирование
психологического
здоровья
дошкольника,
как
важного
фактора здоровья человека в целом.
Для
достижения
поставленной
цели
решала
следующие задачи:
1.
Сформировать у детей адекватные представления о своем теле,
н ау ч и т ь
и х
« с л у ш а т ь »
и
« с л ы ш а т ь »
с в о й
о р г а н и з м .
2.
Развить
у детей и их родителей ответственных взглядов и
убеждений
в
деле
сохранения
собственного
здоровья
через
традиционные формы обучения и реализацию проектного метода.
3.
Воспитать
у
детей
потребности
в
физическом
и
нравственном
совершенствовании, в здоровом образе жизни.
Я считаю, что новизна моего опыта в том, что детский сад должен стать
“школой
здорового
стиля
жизни”
детей,
где
любая
их
деятельность
(воспитательная, спортивная, досуговая, двигательная, самостоятельная, а
также
прием
пищи)
будет
носить
оздоровительно-педагогическую
направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и
потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия
самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего
здоровья. В своей работе я использую ИКТ для наглядной демонстрации
преимущества к здоровому образу жизни.
Работа
над
опытом
по
теме
«Формирование
у
дошкольников
ценности
здорового образа жизни через проектную деятельность» велась в период с
августа 2013 по май 2016 годов по трем основным этапам.
Первый – подготовительный – август, сентябрь 2013г.
Второй – основной, практический – 2013-2016г.
Третий – заключительный – апрель, май 2016.
На первом, подготовительном этапе, я изучила нормативные
документы и методическую литературу, создала определённые условия в
группе
и
на
игровой
площадке,
изучила
родительский
запрос
и
их
компетентность
по
данной
теме,
разработала
карты
индивидуального
развития дошкольников по приобщению детей к здоровому образу жизни,
рабочую
программу
по
дополнительному
образованию
на
основе
программы
«Наша
традиция
-
быть
здоровым»
И.Ю.Жуковина
и
методического пособия «Сердце отдаю детям» под редакцией Н.В. Елжова.
На втором, основном этапе, организовала работу кружка «Здоровые
дети».
Систему работы построила с учетом возрастных и психологических
особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы
психологии и дошкольной педагогики.
Для реализации рабочей программы дополнительного образования
отобрала такие инновационные формы взаимодействия с детьми, которые,
на мой взгляд, позволяли успешно решать намеченные задачи: внедрение
проектного
метода,
метода
наглядного
моделирования,
проведение
марафонов здоровья.
Значительное место в моей педагогической деятельности было отведено
повышению психоэмоциональной устойчивости: для этого я использовала в
работе
лэпбук,
моносхемы,
элементы
релаксации
под
музыку
и
звуки
природы,
минутки психологической разгрузки
на основе упражнений
сказкотерапии.
Я
считаю,
что
важным
условием,
не
только
напрямую,
но
и
опосредованно
влияющем
на
формирование
у
дошкольников
ценностей
здорового образа жизни, является создание развивающей информационной
«Среды здоровья».
Совместно
с
детьми
и
родителями
в
группе
был
оформлен
уголок здоровья
под
названием
«Неболейка»,
в
котором
мы
разместили
разнообразный материал по формированию знаний о здоровьесберегающих
технологиях:
созданные
своими
руками
плакаты
и
мнемотаблицы
по
закаливанию
и
гигиене,
кроссворды
и
головоломки,
дидактические,
настольные
игры
(«Что
было
бы?»,
«Что
надо
делать,
чтобы
быть
красивым?», «Друзья и враги здоровья», «Можно – нельзя», «Полезно –
вредно», «Полезные и вредные продукты», «Как уберечься от инфекции») и
атрибуты для ролевых игр «Аптека», «Зелёный доктор», «Лавка здорового
питания», книги и детские энциклопедии.
В уголке здоровья я поместила тренажёры, сделанные из подручного
материала
для
развития
правильного
дыхания
у
детей,
развития
положительных
эмоций,
профилактики
плоскостопия
и
слабого
зрения.
Особое место здесь отведено для предметов, снимающих у дошкольников
напряжение, агрессию, негативные эмоции - это массажёры, четки, грецкие
орехи, каштаны, бусы, игрушки – антистресс. Все эти предметы вызывают
интерес у дошкольников и способствуют оздоровлению их организма.
Программу по дополнительному образованию дошкольников построила
на основании пяти модулей, каждому модулю соответствовали
проекты
разные по продолжительности проведения.
«Я здоровье сберегу - сам себе я помогу».
Интеграционный
характер,
используемых
в
рамках
этого
модуля
форм
взаимодействия
с
детьми,
позволил
мне
решать
и
познавательные, и воспитательные задачи.
Интеграция
таких
форм
образовательной
деятельности,
как
игры,
беседы, моделирование возможных ситуаций, экспериментирование,
импровизация
предоставила
детям
возможность
о своить
первоначальные представления о здоровом образе жизни.
На
ООД
по
этому
модулю
дети
получили
элементарные
представления о строении и функциях некоторых органов своего тела
(сердца, легких, скелета и др.).
По этому модулю были разработаны и внедрены проекты: «Зачем
нужен нос?»( вторая младшая группа), «Чтоб смеялся роток и кусался
зубок»( средняя группа), «В здоровом теле, здоровый дух»( старшая
группа).
«Царство Гигиены»:
Особое
внимание
в
реализации
задач
этого
модуля
уделялось
формированию у дошкольников практических умений и навыков по
с о б л юд е н и ю
п р а в и л
г и г и е н ы , с о зд а н и е
у с л о в и й
д л я
совершенствования
культурно-
гигиенических
навыков
через
использование художественной литературы в разных видах детской
деятельности.
Я
использовала
произведения
Чуковского,
Сефа,
Осеевой, Барто, Шубной, Степанова при проведении дидактических
упражнений( «Как вести себя за столом». «Подбери правильно», «Чья
одежда?»); игр и проблемных ситуаций ( «Варвара-краса - длинная
коса», «Почему Хрюшу не приглашают в гости», «Кто опрятен, тот
приятен»); бесед ( «Когда надо мыть руки», «От чего болят зубы»,
«Что
значит
быть
здоровым»,
«Друзья
Мойдодыра»);
вечеров
развлечений
(«Путешествие
в
страну
Гигиены»,
«Приключение
мыльного пузыря»).
Мои воспитанники проявили интерес к участию в досуге «Как дети
учили Олю умываться»,целью которого было закрепление знаний о
предметах гигиены в игровой форме.
Деятельность
дошкольников этого модуля была реализована через
проект «Чистота – залог здоровья» ( средняя группа ) и
проект
«Азбука здоровья» ( старшая группа).
«Островок безопасности здоровья»:
Игровые
ситуации,
беседы,
развлечения
третьего
модуля
способствовали воспитанию у детей бережного отношение к своему
здоровью и здоровью близких людей. Было проведено развлечение
«Что нам делать, как нам быть?», где у детей были сформированы
представления
о
зависимости
здоровья
человека
от
правильного
питания. Не менее актуальной была ролевая игра по уходу за больным
«Здоровье – это жизнь», в ходе которой дети не только говорили об
особенностях
функционирования
человеческого
организма,
но
и
решали вопросы о необходимости знаний правил ухода за больным.
Задачи модуля по формированию понимания необходимости заботы о
своем здоровье были также реализованном в проекте «Ребенок в мире
профессий. Врач» (старшая группа).
«Волшебная страна здоровья».
В
этом
модуле
совместно
с
детьми
мы
выявляли
значимость
движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом.
Работая над проектом «Быть здоровыми хотим», дети в творческой
мастерской изготовили
макет детской спортивной площадки «Моя
мечта»,
выполнили
коллективную
работу
«Полянка
здоровья
Смешариков», познакомились с разными видами спорта, придумали и
организовывали
новые
подвижные
игры
«Совушка»,
«Выходи
подружка», участвовали вместе с родителями в спортивном празднике
«Быть здоровыми хотим» (средняя группа), в «Марафоне здоровья».
Совместно с инструктором по физической культуре был проведен
спортивный
праздник
«Мы
со спортом
дружим»
с
целью
ознакомления
детей
с
олимпийским
движением,
историей
Олимпийских игр. Я подготовила презентацию «Зимняя Олимпиада в
Сочи 2014», которая более детально познакомила детей с наиболее
интересными моментами ее проведения.
«Витамины и здоровый организм ».
В процессе решения задач данного модуля дошкольники познавали
правила приема пищи и приобретали знания о правильном и здоровом
питании, что способствовало возникновению и формированию у детей
желания
участвовать
в
приготовлении
различных
блюд
здорового
питания
дома,
в
семье.
Реализация
задач
модуля
«Витамины
и
здоровый
организм»
была
осуществлена
через
различные
мероприятия,
организованные
в
группе,
в
детском
саду
и
семьях
воспитанников:
конкурс
рисунков
«Витаминная
семья»,
конкурс
частушек о правильном питании,
театрализованная миниатюра по
стихотворению Н.Семенова «Спор овощей», которую мы показывали
воспитанникам младших групп, акция «Здоровый росток».
Совместно с родителями дети приняли участие в общесадовском
конкурсе готовых блюд «Любимое блюдо моей семьи», фотовыставке
«Питание
и
воспитание
детей
в
семье»,
конкурсе
«И
вкусно
и
полезно».
Проведённые
мероприятия
стали
частью
реализации
проектов «С витаминами дружу, я здоровьем дорожу!»( 2 младшая
группа), «Основа процветания - здоровое питание»(средняя группа),
«Овощи и фрукты - витаминные продукты» (старшая группа).
На протяжении трех лет дети участвовали в интернет - конкурсах
на образовательных порталах. Коллективная работа воспитанников в
творческом конкурсе «Быть здоровым здорово!»
заняла II место, в
занимательной викторине «В мире профессий» I место, в творческом
конкурсе детского сада «Моё спортивное лето» также I место.
Для
достижения
максимального
эффекта
в
укреплении
здоровья,
формировании навыков здорового образа жизни у детей, свою работу
я строила на
принципах единства с семейным воспитанием. Этот
принцип и лег в основу трехэтапной
модели
в з а и м од е й с т в и я
детского
сада
и
семьи
(информационный,
практиче ский,
оценочный), который отражает формы и методы работы с родителями,
позволяющие повысить педагогическую компетентность родителей,
объединить
усилия
ДОО
и
семьи
в
вопросах
оздоровления
дошкольников.
Информационный этап включал сбор и анализ сведений о родителях и
детях, изучение семей воспитанников, их трудностей и запросов, а также
выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
На
этом
этапе
работы
использовались
следующие
интегративные
мероприятия:
опрос,
анкетирование,
тренинги,
мастер
-
классы,
тематические акции, работа с интернет - сайтами. Я предлагала родителям
ознакомиться с визитной карточкой группы, знакомила с информационными
листами: «Движение и здоровье», «Для чего правильно питаться?», которые
носили познавательный характер. С целью выявления знаний и умений в
области
здорового
образа
жизни,
организации
питания,
выполнения
режимных моментов в семье, проводила анкетирование родителей.
Практический
этап
содержит
информацию,
направленную
на
решение
конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. Анализ
информации,
полученный
в
рамках
первого
этапа,
использовала
для
разработки семейных проектов «Вместе с папой, вместе с мамой быть
здоровыми хотим». Цель этих проектов: привлечь родителей к сохранению
собственного здоровья и здоровья своих детей через традиционные формы
обучения. В проект входило проведение праздников: «Веселые старты»,
посвящённые
дню
защитника
Отечества;
«День
бегуна»,
«Малые
спортивные игры», «Марафон здоровья». Для родителей средней группы в
детском
саду
были
проведены
семейные
мероприятия:
«Моё
любимое
блюдо», фотоконкурсы «Лучший спортивный уголок в семье» и «Отдых на
природе». Во время проведения «Недели здоровья», дней открытых дверей
родители воспитанников принимали участие и сами смогли организовать
утреннюю гимнастику. В ходе проведения экскурсии мама Коли Б. провела
мастер
–
класс
для
детей
по
изготовлению
тренажёра
«Бильбоке»,
развивающего ловкость, внимание, глазомер, быстроту реакции. Я считаю,
что при организации проектной деятельности по формированию здорового
образа жизни, важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу
над
проектом,
создавая
радостную
атмосферу
совместного
с
ребенком
творчества.
Оценочный
этап был
проведен
для
определения
эффективности
проведенных мероприятий. Их результативность я определяла через листы
отзывов,
анкетирование,
опрос
родителей,
наблюдения,
собеседование
с
детьми.
В
результате
взаимодействий
родители
стали
проявлять
более
искреннюю заинтересованность, готовность увидеть мир с позиции ребенка,
пережить с ним вместе радости и неудачи.
В процессе педагогических наблюдений выяснилось, что дети стали
осознанно относиться к укреплению своего здоровья, а родители в свою
очередь стали больше проявлять интерес к изучению методической
и
познавательной литературы, активнее принимать участие в мероприятиях
ДОУ,
направленных
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей.
Результативность работы с родителями воспитанников можно увидеть из
приведённых ниже циклограмм.
Сентябрь 2013 года
Май 2016 года
Тестирование родителей показало следующие результаты:
Представления родителей о факторе, в наибольшей степени влияющем на
здоровье человека (до изучения и после изучения темы)
экологическая
обстановка
Наследствен-
ность
образ жизни
нет
ответа
до
5
3
3
5
после
3
3
9
1
Отношение родителей к прогулке на свежем воздухе в выходные дни
1-2 ч.
2-3 ч.
3 -4ч.
более 4 ч.
другие ответы
до
8
5
1
1
1
посл
е
5
5
3
2
1
Вывод:
Планомерная
и
целенаправленная
работа
по
реализации
программы
по
дополнительному
образованию
дошкольников,
основанная
на
широком
применении
проектного
метода
и
созданию
в
группе
благоприятных
условий
для
устойчивой положительной
мотивации к сохранению и
укреплению
собственного
здоровья
заложили
основу
дальнейшего
формирования психологического и физического здоровья дошкольника, как
важного фактора здоровья человека в целом.
Список используемой литературы.
1.
Жданова Т.Н. Игра-лото «Театр настроения», ОАО «Дом печати-
ВЯТКА»,2005.
2.
Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М. ; 1993г.
3.
Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников М. ; 2011г.
4.
Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет:
планирование, занятия, игры / авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград:
Учитель, 2015.
5.
Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ;
2001 г.
6.
Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред.
7.
З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.
8.
Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
9.
Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование,
рекомендации / авт. – сост. О. В. Черемшанцева. – Волгоград: Учитель,
2008г.
10.
Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу
жизни. – М.: ТЦ Сфера,2012.