Напоминание

«Инновационные технологии «Лэпбук» и «Виммельбух» - как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».


Автор: Сбоева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 1" пгт Лебяжье
Населённый пункт: пгт Лебяжье, Кировская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: «Инновационные технологии «Лэпбук» и «Виммельбух» - как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 1» пгт Лебяжье Кировской области

«Инновационные технологии «Лэпбук» и «Виммельбух» - как

средство познавательно-речевого развития детей дошкольного

возраста».

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории:

Сбоева Марина Владимировна

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками

радуги.

Оставляйте

всегда

что-то

недосказанное,

чтобы

ребенку

захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А.Сухомлинский.

В условиях

реализации

ФГОС ДО

приветствуются

и

широко

внедряются

инновационные

технологии,

направленные

на

создание

современных компонентов и приемов, основной целью которых является

модернизация образовательного процесса. Отличительной особенностью

стандарта нового поколения является системно - деятельностный подход,

предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.

Педагог стремиться проявлять мобильность, вариативность и креативность в

выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку

проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный

процесс его родителей. Поэтому я, как педагог детского сада стала подробно

изучать и использовать в своей работе совершенно новые, интересные,

незаменимые методические пособия – Лэпбук и Виммельбух.

Так что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит

«наколенная книга». Она представляет собой тематическую папку с

кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые

ребенок

может

доставать,

перекладывать,

складывать

по

своему

усмотрению. Лэпбук

дает возможность размещать информацию в виде

рисунков, небольших текстов в любой форме и на любую тему. Это

дидактическое пособие, которое педагог собирает, склеивает его отдельные

части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и

формы. Работа с «Лэпбуком» является отличным способом для закрепления

определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также

провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в

поиске, анализе и сортировки информации.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения,

которое

отвечает требованиям

ФГОС ДО

к

пространственной

предметно-

развивающей среде:

трансформируемость

-

лэпбук

позволяет

менять

пространство

в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся

интересов и возможностей детей;

полифункциональность - использование папки в различных видах детской

активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с

подгруппой и индивидуально;

вариативность -

периодическая

сменяемость

игрового

материала,

обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов,

стимулирующих

активность

детей.

В

лэпбуке

существует

несколько

вариантов использования каждой его части;

доступность

-

лэпбука

обеспечивает

все

виды

детской

активности,

обеспечивает доступность, возможно использование в любом помещении,

где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на

прогулочном участке ДОУ;

насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в

одной

папке

можно

разместить

достаточно

много

информации

по

определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал,

использовать его в различных видах детской деятельности (игровой,

познавательной, исследовательской и творческой).

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в

себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать,

возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному

речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками,

эффективная форма овладения речью (культурой речи);

- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести

время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность

узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в

жизни детского сада;

-

лэпбук

для

воспитателей

интерактивное

обучающее

средство,

позволяющее

организовать

активную

речевую,

коммуникативную,

познавательную

деятельность

воспитанников,

осуществляя

дифференцированный

подход;

отличный

способ

преподнесения

и

последующего

закрепления

материала,

предмет

для

выстраивания

коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои

организаторские и творческие способности;

- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в

группах, средство мотивации профессионального и творческого развития

педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный

образ

плаката,

книги

и

раздаточного

материла,

который

отвечает

требованиям

ФГОС

ДО.

С

его

помощью

можно

проводить

как

индивидуальную работу, так и подгрупповую: используя на познавательных

занятиях, и для развития детской речи (работа со стихами, загадками,

скороговорками, пальчиковыми играми и т.д.). Технология лэпбук это

современный

подход

к

организации

работы

по познавательному,

коммуникативному, творческому и речевому развитию, который позволяет

заинтересовать детей, сделать работу воспитателя более продуктивной. В

свободное

время

лэпбук

является

незаменимым

средством

для

индивидуальной работы.

Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах детской

деятельности, в разных формах. Одной из таких форм являются работа и

занятия с лэпбуком. Для познавательно-речевого развития детей можно

использовать разнообразные лэпбуки:

«Тематические лэпбуки»

- позволят закрепить и расширить знания,

развить познавательные, творческие, коммуникативные, исследовательские и

речевые способности детей в рамках конкретно заданной темы.

«Лэпбуки по русским народным сказкам»

- способствуют развитию

познавательных и речевых способностей детей посредством развивающих

заданий и игр, а так же закреплению и обобщению знаний детей о русских

народных сказках.

«Лэпбуки по развитию речи дошкольников» - интерактивное пособие, в

котором собран материал направленный именно на речевое развитие

дошкольников. Такие лэпбуки нужно креативно оформить и оригинально

назвать.

К

примеру:

«Речевичок»,

«Развивайка»,

«Весёлый

язычок»,

«Говоруша», «Говорим правильно».

И конечно, наполнение речевого

лэпбука

будет

значительно

различаться

в

зависимости

от

возраста

дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию Лэпбук «Домашние животные», который

был изготовлен мной для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

В него входит 10 развивающих заданий для малышей:

1. Кармашек со стихами о домашних животных. В кармашке находятся

картинки с изображением домашних животных и стихотворениях о них.

Цель: развивать у детей речь, память словарный запас.

2. Кармашек с загадками. В кармашке находятся загадки о домашних

животных.

Цель: формировать умение узнавать животное по описанию.

3. Кармашек с дидактической игрой «Собери картинку», в котором лежат

части разрезанных картинок домашних животных.

Цель:

Развитие сообразительности, зрительного внимания, расширение

словаря, развитие грамматически правильной связной речи.

Ход игры

:

Перед ребенком на столе лежат разрезные картинки с

изображением

знакомых

домашних

животных.

Предлагается

сложить

картинку из нескольких частей так, чтобы получился целый предмет, путём

прикладывания в соответствии с образцом.

4. Кармашек с дидактической игрой «Кто чем питается?», содержит в

себе картинки с изображением домашних животных и продуктами их

питания.

Цель:

закрепление

первичных

представлений

о

том,

какую

пищу

употребляют домашние животные.

Ход игры.

Педагог предлагает воспитанникам покормить животных, для этого к

каждому животному необходимо приложить соответствующую еду.

5. Кармашек с дидактической

игрой «Мамы и их

детеныши».

В

кармашке

находятся

картинки

с

изображением

взрослых

домашних

животных и их детенышей.

Цель: формирование представлений о домашних животных и их детенышах.

Ход игры:

Дети рассматривают картинки с взрослыми животными,

называют их. Затем дети вспоминают, как называются их детеныши. Находят

детенышей на картинке.

6. Кармашек с дидактической игрой «Найди чья тень».

Цель: формирование зрительной памяти, логического мышление, умения

сравнивать и анализировать предмет.

Ход

игры:

Перед

ребенком

по

очереди

выкладываются

карточки.

Воспитатель

предлагает

внимательно

рассмотреть

карточку,

назвать

животное, которое изображено на карточке. Далее ребенок самостоятельно

ищет подходящую тень.

7. Кармашек с раскрасками «Животные», в нем находятся раскраски с

изображением домашних животных.

Цель: формировать представление о внешнем виде домашних животных.

8.

Альбом

«

Домашние животные

»

.

Цель

:

закрепить названия домашних животных, упражнять в произнесении

звукоподражания.

При рассматривании альбома задания можно усложнять: пусть дети не

только покажут и назовут домашнее животное, но и произнесут звуки

данного животного, расскажут, где оно живёт, что любит делать.

9. Альбом «Кто что дает».

Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными, рассказать о

том какую пользу они приносят.

10. Мнемотаблица «Расскажи о животном».

Цель; развивать умение выделять и называть характерные особенности

домашних животных, умение использовать схематические изображения для

составления связного высказывания из 4-5 предложений.

В заключении хочется отметить, что Лепбук – это не просто метод

помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии,

который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое

однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие,

средство познавательно - речевого развития детей. Основа лэпбука создается,

дополняется и совершенствуется, что позволяет сделать увлекательной

формой работы и условия для развития личности, мотивации и способностей

ребенка.

«Виммельбух» - это книга для рассмотрения, которая не содержит

текста, который может быть использован в работе с дошкольниками.

В переводе с немецкого «wimmelbuch» - «изобилующая, мельтешащая

книга. «Виммельбух» имеет свои отличительные особенности:

- количество разворотов в книге небольшое 7-10 страниц;

- страницы напечатаны на плотном картоне;

- иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей;

- изображенные фигуры кажутся равными, независимо от расположения.

Целью педагогической деятельности с помощью книг «Виммельбух»

является развитие речи дошкольников.

Задачи:

- обогащение словаря;

- развитие грамматической структуры и связной речи;

- развитие внимания;

- улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги.

Виммельбух – это универсальный инструмент для развития речи. Эту

книгу можно рассматривать часами – подмечая все новые и новые детали,

воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.

Работа с книгой - Виммельбух может проводиться в разных формах и

объединять разное количество участников. Образовательная и не только

деятельность с использованием виммельбуха может включать в себя разные

виды деятельности. Например, занятия с использованием книги «Времена

года» включает в себя такие виды детской деятельности, как рассматривание,

рисование,

поиск,

игры,

в

том

числе

подвижные, дидактические

и

настольные.

Работа с иллюстрациями предполагает всегда новые темы для

обсуждения, которые становятся актуальными по мере роста и развития

ребёнка.

Возможны

различные

задания

по

организации

работы

с

виммельбухом для развития речи:

- находить знакомые предметы — просто так или соревноваться, кто быстрее;

- назвать персонаж или объект, рассказать о нём;

- сосчитать персонажей или объекты, описать их;

- искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

- назвать настроение персонажа;

- составлять истории с персонажем — кто он, откуда и куда идет, кого

встретил, что делает;

- проследить последствия действий;

- представить и придумать событие;

- сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим

ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;

- закрыть разворот после рассматривания и предложить назвать то, что там

было изображено.

Работать с Виммельбухом можно бесконечно, придумывая все новые и

новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются

привычными темами для большинства детей, поэтому в книге есть много

известных слов, но чтобы найти что-то новое и незнакомое, стоит

присмотреться повнимательнее. Именно так пополняется словарный запас

ребенка.

Виммельбух развивает связную речь, учит

рассказывать истории,

вступать в диалог. В книгах всегда есть несколько сюжетных линий,

интересные, радостные, грустные и удивительные события происходят с

персонажами на каждом шагу. Виммельбухи ненавязчиво тренируют память,

внимание,

расширяют

словарный

запас,

кругозор,

развивают

умение

находить причинно-следственные связи и являются блестящей находкой для

воспитателя дошкольного учреждения.

На мой взгляд, инновационные технологии «Лэпбук» и «Виммельбук»

– это не только эффективные инновационные технологии дошкольного

образования, но и интересные и полезные «инструменты» в совместной

работе воспитателя и детей.



В раздел образования