Автор: Сбоева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 1" пгт Лебяжье
Населённый пункт: пгт Лебяжье, Кировская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: «Инновационные технологии «Лэпбук» и «Виммельбух» - как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 1» пгт Лебяжье Кировской области
«Инновационные технологии «Лэпбук» и «Виммельбух» - как
средство познавательно-речевого развития детей дошкольного
возраста».
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории:
Сбоева Марина Владимировна
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но
открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками
радуги.
Оставляйте
всегда
что-то
недосказанное,
чтобы
ребенку
захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский.
В условиях
реализации
ФГОС ДО
приветствуются
и
широко
внедряются
инновационные
технологии,
направленные
на
создание
современных компонентов и приемов, основной целью которых является
модернизация образовательного процесса. Отличительной особенностью
стандарта нового поколения является системно - деятельностный подход,
предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
Педагог стремиться проявлять мобильность, вариативность и креативность в
выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку
проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный
процесс его родителей. Поэтому я, как педагог детского сада стала подробно
изучать и использовать в своей работе совершенно новые, интересные,
незаменимые методические пособия – Лэпбук и Виммельбух.
Так что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит
«наколенная книга». Она представляет собой тематическую папку с
кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые
ребенок
может
доставать,
перекладывать,
складывать
по
своему
усмотрению. Лэпбук
дает возможность размещать информацию в виде
рисунков, небольших текстов в любой форме и на любую тему. Это
дидактическое пособие, которое педагог собирает, склеивает его отдельные
части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и
формы. Работа с «Лэпбуком» является отличным способом для закрепления
определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также
провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в
поиске, анализе и сортировки информации.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения,
которое
отвечает требованиям
ФГОС ДО
к
пространственной
предметно-
развивающей среде:
трансформируемость
-
лэпбук
позволяет
менять
пространство
в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах детской
активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с
подгруппой и индивидуально;
вариативность -
периодическая
сменяемость
игрового
материала,
обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов,
стимулирующих
активность
детей.
В
лэпбуке
существует
несколько
вариантов использования каждой его части;
доступность
-
лэпбука
обеспечивает
все
виды
детской
активности,
обеспечивает доступность, возможно использование в любом помещении,
где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на
прогулочном участке ДОУ;
насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в
одной
папке
можно
разместить
достаточно
много
информации
по
определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал,
использовать его в различных видах детской деятельности (игровой,
познавательной, исследовательской и творческой).
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в
себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать,
возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному
речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками,
эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести
время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность
узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в
жизни детского сада;
-
лэпбук
для
воспитателей
–
интерактивное
обучающее
средство,
позволяющее
организовать
активную
речевую,
коммуникативную,
познавательную
деятельность
воспитанников,
осуществляя
дифференцированный
подход;
отличный
способ
преподнесения
и
последующего
закрепления
материала,
предмет
для
выстраивания
коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои
организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в
группах, средство мотивации профессионального и творческого развития
педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный
образ
плаката,
книги
и
раздаточного
материла,
который
отвечает
требованиям
ФГОС
ДО.
С
его
помощью
можно
проводить
как
индивидуальную работу, так и подгрупповую: используя на познавательных
занятиях, и для развития детской речи (работа со стихами, загадками,
скороговорками, пальчиковыми играми и т.д.). Технология лэпбук это
современный
подход
к
организации
работы
по познавательному,
коммуникативному, творческому и речевому развитию, который позволяет
заинтересовать детей, сделать работу воспитателя более продуктивной. В
свободное
время
лэпбук
является
незаменимым
средством
для
индивидуальной работы.
Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах детской
деятельности, в разных формах. Одной из таких форм являются работа и
занятия с лэпбуком. Для познавательно-речевого развития детей можно
использовать разнообразные лэпбуки:
«Тематические лэпбуки»
- позволят закрепить и расширить знания,
развить познавательные, творческие, коммуникативные, исследовательские и
речевые способности детей в рамках конкретно заданной темы.
«Лэпбуки по русским народным сказкам»
- способствуют развитию
познавательных и речевых способностей детей посредством развивающих
заданий и игр, а так же закреплению и обобщению знаний детей о русских
народных сказках.
«Лэпбуки по развитию речи дошкольников» - интерактивное пособие, в
котором собран материал направленный именно на речевое развитие
дошкольников. Такие лэпбуки нужно креативно оформить и оригинально
назвать.
К
примеру:
«Речевичок»,
«Развивайка»,
«Весёлый
язычок»,
«Говоруша», «Говорим правильно».
И конечно, наполнение речевого
лэпбука
будет
значительно
различаться
в
зависимости
от
возраста
дошкольников.
Предлагаю вашему вниманию Лэпбук «Домашние животные», который
был изготовлен мной для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
В него входит 10 развивающих заданий для малышей:
1. Кармашек со стихами о домашних животных. В кармашке находятся
картинки с изображением домашних животных и стихотворениях о них.
Цель: развивать у детей речь, память словарный запас.
2. Кармашек с загадками. В кармашке находятся загадки о домашних
животных.
Цель: формировать умение узнавать животное по описанию.
3. Кармашек с дидактической игрой «Собери картинку», в котором лежат
части разрезанных картинок домашних животных.
Цель:
Развитие сообразительности, зрительного внимания, расширение
словаря, развитие грамматически правильной связной речи.
Ход игры
:
Перед ребенком на столе лежат разрезные картинки с
изображением
знакомых
домашних
животных.
Предлагается
сложить
картинку из нескольких частей так, чтобы получился целый предмет, путём
прикладывания в соответствии с образцом.
4. Кармашек с дидактической игрой «Кто чем питается?», содержит в
себе картинки с изображением домашних животных и продуктами их
питания.
Цель:
закрепление
первичных
представлений
о
том,
какую
пищу
употребляют домашние животные.
Ход игры.
Педагог предлагает воспитанникам покормить животных, для этого к
каждому животному необходимо приложить соответствующую еду.
5. Кармашек с дидактической
игрой «Мамы и их
детеныши».
В
кармашке
находятся
картинки
с
изображением
взрослых
домашних
животных и их детенышей.
Цель: формирование представлений о домашних животных и их детенышах.
Ход игры:
Дети рассматривают картинки с взрослыми животными,
называют их. Затем дети вспоминают, как называются их детеныши. Находят
детенышей на картинке.
6. Кармашек с дидактической игрой «Найди чья тень».
Цель: формирование зрительной памяти, логического мышление, умения
сравнивать и анализировать предмет.
Ход
игры:
Перед
ребенком
по
очереди
выкладываются
карточки.
Воспитатель
предлагает
внимательно
рассмотреть
карточку,
назвать
животное, которое изображено на карточке. Далее ребенок самостоятельно
ищет подходящую тень.
7. Кармашек с раскрасками «Животные», в нем находятся раскраски с
изображением домашних животных.
Цель: формировать представление о внешнем виде домашних животных.
8.
Альбом
«
Домашние животные
»
.
Цель
:
закрепить названия домашних животных, упражнять в произнесении
звукоподражания.
При рассматривании альбома задания можно усложнять: пусть дети не
только покажут и назовут домашнее животное, но и произнесут звуки
данного животного, расскажут, где оно живёт, что любит делать.
9. Альбом «Кто что дает».
Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными, рассказать о
том какую пользу они приносят.
10. Мнемотаблица «Расскажи о животном».
Цель; развивать умение выделять и называть характерные особенности
домашних животных, умение использовать схематические изображения для
составления связного высказывания из 4-5 предложений.
В заключении хочется отметить, что Лепбук – это не просто метод
помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии,
который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое
однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.
Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие,
средство познавательно - речевого развития детей. Основа лэпбука создается,
дополняется и совершенствуется, что позволяет сделать увлекательной
формой работы и условия для развития личности, мотивации и способностей
ребенка.
«Виммельбух» - это книга для рассмотрения, которая не содержит
текста, который может быть использован в работе с дошкольниками.
В переводе с немецкого «wimmelbuch» - «изобилующая, мельтешащая
книга. «Виммельбух» имеет свои отличительные особенности:
- количество разворотов в книге небольшое 7-10 страниц;
- страницы напечатаны на плотном картоне;
- иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей;
- изображенные фигуры кажутся равными, независимо от расположения.
Целью педагогической деятельности с помощью книг «Виммельбух»
является развитие речи дошкольников.
Задачи:
- обогащение словаря;
- развитие грамматической структуры и связной речи;
- развитие внимания;
- улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги.
Виммельбух – это универсальный инструмент для развития речи. Эту
книгу можно рассматривать часами – подмечая все новые и новые детали,
воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.
Работа с книгой - Виммельбух может проводиться в разных формах и
объединять разное количество участников. Образовательная и не только
деятельность с использованием виммельбуха может включать в себя разные
виды деятельности. Например, занятия с использованием книги «Времена
года» включает в себя такие виды детской деятельности, как рассматривание,
рисование,
поиск,
игры,
в
том
числе
подвижные, дидактические
и
настольные.
Работа с иллюстрациями предполагает всегда новые темы для
обсуждения, которые становятся актуальными по мере роста и развития
ребёнка.
Возможны
различные
задания
по
организации
работы
с
виммельбухом для развития речи:
- находить знакомые предметы — просто так или соревноваться, кто быстрее;
- назвать персонаж или объект, рассказать о нём;
- сосчитать персонажей или объекты, описать их;
- искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
- назвать настроение персонажа;
- составлять истории с персонажем — кто он, откуда и куда идет, кого
встретил, что делает;
- проследить последствия действий;
- представить и придумать событие;
- сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим
ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;
- закрыть разворот после рассматривания и предложить назвать то, что там
было изображено.
Работать с Виммельбухом можно бесконечно, придумывая все новые и
новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются
привычными темами для большинства детей, поэтому в книге есть много
известных слов, но чтобы найти что-то новое и незнакомое, стоит
присмотреться повнимательнее. Именно так пополняется словарный запас
ребенка.
Виммельбух развивает связную речь, учит
рассказывать истории,
вступать в диалог. В книгах всегда есть несколько сюжетных линий,
интересные, радостные, грустные и удивительные события происходят с
персонажами на каждом шагу. Виммельбухи ненавязчиво тренируют память,
внимание,
расширяют
словарный
запас,
кругозор,
развивают
умение
находить причинно-следственные связи и являются блестящей находкой для
воспитателя дошкольного учреждения.
На мой взгляд, инновационные технологии «Лэпбук» и «Виммельбук»
– это не только эффективные инновационные технологии дошкольного
образования, но и интересные и полезные «инструменты» в совместной
работе воспитателя и детей.