Напоминание

"Что такое почва"


Автор: Шевченко Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СШ №7 Г.О. ХАРЦЫЗСК"
Населённый пункт: город Харцызск, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Что такое почва"
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХАРЦЫЗСК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Окружающий мир

3 класс

Тема: «Что такое почва»

(технологическая карта урока)

Подготовила:

Шевченко Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов

ГБОУ «СШ № 7 Г.О.

ХАРЦЫЗСК»

Харцызск - 2024

Аннотация к уроку. Разработка урока по окружающему миру на тему

«Что такое почва» (3 класс, УМК «Школа России»). Ресурс содержит

конспект урока, в котором представлены макет «Почвенный разрез»,

ассоциативный куст «Почва», схема «Состав почвы», таблица «Виды почв».

На данном уроке демонстрируются три опыта с почвой, иллюстрации

животных.

Выбор технологии деятельностного метода для урока «открытия»

нового знания обоснован тем, что она создаёт условия для выполнения

учащимися на каждом уроке всего комплекса универсальных учебных

действий, определённых ФГОС.

Некоторые особенности выбора такой модели:

новое знание не даётся детям в готовом виде, а добывается ими самими

под руководством учителя;

учащиеся самостоятельно продвигаются по пути от нового знания к

пониманию, применению, анализу, синтезу и оценке.

Технология деятельностного метода (ТДМ) - базовая технология.

Структура ТДМ для уроков открытия нового знания включает в

себя девять этапов:

1.

Мотивация к учебной деятельности.

2.

Актуализация

и

фиксирование

индивидуального

затруднения

в

пробном действии.

3.

Выявление места и причины затруднения.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

5.

Реализация построенного проекта.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная и групповая.

Методы: словесные, наглядные и практические.

2

Класс

3 класс

Учебный предмет

Окружающий мир (часть 1).

Тема урока

Что такое почва.

Цель урока

создание условий для формирования у обучающихся понятия «Почва», её состава и

свойств.

Планируемые результаты

Предметные УУД

применять знания, полученные на уроке, для дальнейшего чтения текстов, сказок,

стихотворений.

Метапредметные

УУД

Познавательные: анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать

обобщения, формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока,

понимать опыты, приведённые на уроке.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; строить понятные для

партнёра высказывания.

Регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем

ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель

деятельности.

Личностные

результаты

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу;

- осознавать значение учебной деятельности;

- принимают ценности мира.

Педагогические

задачи

(тактика деятельности

учителя)

Образовательная задача:

- формировать представление о предметах неживой природы, сформировать понятие о

почве, значение почвы в жизни живых существ, выучить состав почвы.

Развивающая задача:

- развивать познавательную активность детей, логическое мышление, внимание, связную

речь, навыки исследовательской работы, расширять кругозор обучающихся.

Воспитательная задача:

- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, уметь

выслушивать и уважать мнение других.

Базовая технология

технология деятельностного метода (ТДМ).

Тип урока

урок «открытия» нового знания.

Оборудование

макет « Почвенный разрез», ассоциативный куст « Почва», цветик-семицветик, таблица

«Виды почв», лабораторное оборудование для проведения опытов, иллюстрации животных

(крот, земляной червь, хомяк), схема «Состав почвы», записи на доске.

Форма организации

деятельности

- фронтальная, парная, групповая.

Конспект урока

4

Технология проведения

(этап, цель)

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые

результаты

Мотивация

(самоопределение) к

учебной деятельности.

Организационный

момент

Цель: включение

обучающихся в

деятельность на

личностно- значимом

уровне; создание

положительного

эмоционального фона.

На доске висит изготовленный из

цветной бумаги цветик - семицветик.

Когда начинается новый этап урока,

отрывается лепесток от цветка

(лепестков -7).

1. Слово учителя

- Какие чувства у вас возникали, когда

вам что-нибудь дарили?

- Я хочу подарить вам этот урок.

Я надеюсь, что все эти приятные

чувства возникнут у вас и на

сегодняшнем уроке. Я надеюсь, что мы

сможем создать ситуацию успеха на

уроке. Чтобы наша совместная работа

была успешной, вспомним законы

урока.

- Вести себя спокойно.

Самоорганизация

Дети высказывают

свою точку зрения

Слушают учителя

Вспоминают законы

Личностные:

формировать мотивацию

к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Регулятивные:

прогнозировать

предстоящую работу.

Коммуникативные:

доносить свою позицию

до других, высказывать

свою точку зрения.

5

- Не выкрикивать.

- Быть терпеливым.

- Дать возможность высказаться своим

товарищам.

- Уважать друг друга.

урока

Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в пробном

действии

Цель: актуализировать

знания обучающихся,

необходимые для

«открытия» новых знаний.

Отрываем первый лепесток у цветка.

Вопросы по теме, изученной на

прошлом уроке.

- Какую тему изучали на

прошлом уроке?

- Согласны вы с тем, что вода –

одно из самых главных богатств на

Земле?

- Что вы узнали о воде, которая

приходит в наши дома?

- Какие загадки вы подобрали о

разных состояниях воды в природе?

(Отгадывая загадку, дети указывают, о

каком состоянии воды в ней

говорится).

Дети отвечают на

вопросы учителя

Делают выводы

Личностные:

быть толерантным к

чужим и собственным

ошибкам.

Познавательные:

извлекать и

перерабатывать

информацию.

Коммуникативные:

доносить свою позицию

до других, высказывать

свою точку зрения.

6

Загадки

1. В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт. (Иней)

2. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Видно стало далеко. (Туман)

3.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Читают загадки

Отгадывают

Выявление места и

причины затруднения

Цель: организовать

коммуникативное

взаимодействие, в ходе

которого происходит

Отрываем второй лепесток у цветка.

- Сегодня мы узнаем ещё об одном

богатстве нашей Земли, без которого

не было бы лесов и лугов, садов и

полей.

Прослушивание рассказа «Чудесная

кладовая»

Слушают учителя

Регулятивные:

совместно с учителем

обнаруживать и

формулировать учебную

проблему;

самостоятельно

7

определение темы урока и

формулирование цели

урока.

Построение проекта

выхода из затруднения

- Есть на свете чудесная кладовая.

Положишь в неё мешок зерна – а

осенью смотришь: вместо одного в

кладовой уже двадцать. Ведро

картошки в чудесной кладовой

превращается в двадцать вёдер.

- Кто же, ребята, догадался, как

называется чудесная кладовая?

Какова будет тема нашего урока, цель

урока? Чему мы сегодня должны

научиться?

Слушают учителя

Отвечают на

вопросы учителя

Самостоятельно

формулируют тему и

цель урока

формулировать тему

урока и цель урока.

Коммуникативные:

доносить свою позицию

до других, высказывать

свою точку зрения.

Реализация

построенного проекта

Цель: развитие умения

извлекать информацию,

необходимую для

«открытия» новых знаний;

организация диалога,

позволяющего выявить

Отрываем третий лепесток у цветка.

1. Составление ассоциативного куста

«Почва». - Что вы знаете о почве?

2. Рассказ учителя с использованием

макета «Почвенный разрез»

а). Почва

б). Чернозём (перегной)

в). Песок

Дети составляют

ассоциативный куст

«Почва» в парах

Рассматривают макет

«Почвенный разрез»

Регулятивные:

оценивать учебные

действия в соответствии

с поставленной задачей.

Коммуникативные:

доносить свою позицию

до других, высказывать

8

связи между изученными

и новыми знаниями.

г). Глина

д). Камни

3. Таблица «Виды почв»

Почвы

Чернозёмные Песчаные

Глинистые

Формулируют свою

точку зрения, делают

выводы

свою точку зрения.

Познавательные:

извлекать и

перерабатывать инфор-

мацию.

Физкультминутка

Цель: предупреждение

утомляемости,

профилактика нарушения

осанки человека.

Отрываем четвёртый лепесток у

цветка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

Дети выполняют

упражнения

Личностные:

умение организовывать

себя на выполнение

поставленной задачи.

9

Первичное закрепление с

проговариванием по

внешней речи

Цель: планирование

действий в соответствии с

поставленной задачей и

условиями их реализации.

Отрываем пятый лепесток у цветка.

1. Практическая работа по

определению состава почвы.

- Рассмотрим опыты с почвой.

Опыт 1. Бросим небольшой кусочек

сухой почвы в стакан с водой. Увидим,

что из почвы начнут выходить

пузырьки воздуха.

(В почве есть воздух).

Опыт 2. Положим немного свежей

почвы в железную банку и нагреем её

на огне. Над почвой подержим холод-

ное стекло. Вскоре стекло запотеет.

(В почве есть вода).

Опыт 3. Будем продолжать нагревать

почву. Через некоторое время мы

увидим дым и почувствуем

неприятный

запах. Это горит перегной, который

Смотрят опыт 1,

который

демонстрирует

учитель

Делают выводы

Смотрят опыт 2

Высказывают свою

точку зрения

Смотрят опыт 3

Познавательные:

перерабатывать

полученную

информацию, делать

выводы в результате

совместной работы всего

класса, группы.

Коммуникативные:

уметь слушать, пытаться

принимать другую точку

зрения, быть готовым

изменить свою точку

зрения.

Регулятивные:

выполнять самопроверку

по эталону и

корректировку своей

10

образовался в почве из остатков

растений и животных.

(В почве есть перегной).

(В классе учитель демонстрирует

только три опыта).

2. Работа со схемой «Состав почвы»

Воздух

Вода

Перегной Песок Соли

глина

Делают выводы

Составляют схему

«Состав почвы» в

группах

деятельности.

Самостоятельная работа

с самопроверкой по

образцу

Цель: развивать умение

Отрываем шестой лепесток у цветка.

1.

Работа в тетради

(самостоятельная работа)

Загадки «Жизнь под землёй»

1.Я, друзья, подземный житель,

Выполняют

самостоятельную

работу в тетради

Регулятивные:

выполнять самопроверку

по эталону и

корректировку своей

деятельности.

11

работать в группе по

заданным критериям.

Землекоп я и строитель.

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю.

А потом построю дом

И живу спокойно в нём. (Крот)

2. В саду под яблоней в земле,

С утра до вечера в работе,

Рыхлит её без рук и ног,

Полезный сей работник! (Червяк)

Отгадывают загадки

Коммуникативные:

доносить свою позицию

до других, высказывать

свою точку зрения и

пытаться её обосновать,

приводя аргументы;

слушать других.

Включение в систему

знаний и повторение

Дидактическая игра «Экологическая

служба» (парная форма работы)

- Как сберечь почву?

- Что делать, чтобы сберечь почву?

Дети работают в

парах, отвечают на

вопросы учителя

Делают выводы

Познавательные:

ориентироваться в своей

системе знаний.

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Цель: зафиксировать

новые знания, полученные

Отрываем седьмой лепесток у цветка.

«Рюкзак». Дети коротко записывают

на листочке ответ на вопрос

- Какие знания, полученные на уроке,

вы возьмёте с собой для использования

Фиксируют

результаты своей

деятельности в

соответствии с

поставленными

Регулятивные:

оценка – выделение и

осознание

обучающимися того, что

уже усвоено, а что ещё

12

на уроке;

организовать рефлексию и

самооценку

обучающимися

собственной деятельности.

на других уроках, в жизни?

Листочки с ответами

складываются в рюкзак. На уроке

выборочно можно познакомиться с

ответами.

- Какую цель мы ставили в начале

урока? Удалось ли её реализовать?

- Чем запомнился урок? Что узнали

нового? Какие трудности испытывали?

- На какой вопрос нам нужно найти

ответ?

задачами, оценивают

свою деятельность и

деятельность

товарищей

подлежит усвоению,

осознание уровня и

качества усвоения.

Познавательные:

ориентироваться в своей

системе знаний.

Коммуникативные:

доносить свою позицию

до других, высказывать

свою точку зрения.

Домашнее задание

Задания для домашней работы

1. На основе схемы «Состав почвы»

изготовить модель и рассказать, что

растения получают из почвы.

2. Записать в словарик главное

свойство почвы.

Выбирают задания

Познавательные:

извлекать и

перерабатывать

информацию для

открытия новых знаний.

13



В раздел образования