Автор: Ильина Мария Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОБУ "СОШ " Сертоловский ЦО № 2" (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г.Сертолово , Ленинградская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему:
«Развитие графомоторных навыков дошкольника»
С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается
очень рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге, начиная со
штрихов и каракулей.
Развитие функциональных возможностей кистей рук положительно
сказывается не только на становлении полноценной детской речи, которая
является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе, но и на
его интеллектуальном развитии. Перед нами стоит задача – развить механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми
двигательного и практического опыта.
Старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной
деятельности ребенка. Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые
части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять
мелкие и точные двигательные движения руками. Ребенку требуется выполнить
большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют
графомоторный навык.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев: упражнения на развитие силы пальцев и
быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез: упражнения на определение правых и
левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к
предметам, задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование: занятия по штриховке по контуру, обводка, срисовывание
геометрических фигур, задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры,
упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии
1
реальности сюжета и деталей, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний
по памяти.
4. Графическая символика: задания на развитие умений рисовать узоры, а
также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Гигиенические правила на занятиях по формированию графических
навыков у дошкольников.
1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги
всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево
(вправо у тех, кто леворукий).
2. Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами: большим,
указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы
от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.
3. Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на
странице, где идет работа, приходил ось на середину груди.
4. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе
так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука
свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу
придерживала рабочий лист.
Развитие
графомоторных
навыков происходит благодаря
следующим
упражнениям:
Работа с трафаретами.
Штриховки, раскрашивание.
Геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими
фигурами.
Графические диктанты- рисование по клеточкам под диктовку.
Рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание
букв, знакомство с написанием цифр. Ориентирование на листочке в
2
линейку,
нахождение
рабочей
строки,
письмо
в
ней
элементов
письменных букв.
Учеными
доказано,
что развитие руки
находится
в
тесной
связи
с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь.
«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и
точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться
терпению, вырабатывают усидчивость.
Для развития мелкой
моторики
полезны
следующие
специальные упражнения:
игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами;
нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок;
вырезание из бумаги;
застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
бизиборды и т.д.
Помните! Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц,
утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и
нагрузку.
Таким образом, регулярные занятия родителей с ребёнком дома по
развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в
будущем.
3