Напоминание

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ


Автор: Анастасия Викторовна Трусова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Мценска "Детский сад №11"
Населённый пункт: город Мценск, Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ

ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

... Это правда! ну чего же тут

скрывать?

Дети любят рисовать, очень любят

рисовать!

на бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне...

Э. Успенский.

Рисование является одним из самых интересных видов творческой

деятельности детей дошкольного возраста.

Сколько удивительного и

необыкновенного может нести в себе детский рисунок. В. А. Сухомлинский

писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [7]. Рисуя, ребенок развивает

себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой

моторики напрямую влияет на работу мозга.

Дошкольное детство

это важный период в жизни детей. Именно в

этом возрасте каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя

незнакомый

и

удивительный

окружающий

мир,

представляя

собой

маленького исследователя. Разностороннее развитие ребенка идет успешнее,

если он включен в разнообразную детскую деятельность, где реализуются

его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Как правило, во всех определениях творчество отмечается, что эта

деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт,

имеющий общественное значение. Вот почему одним из наиболее близких и

доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно-

продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в

собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое,

оригинальное. [3]

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в

дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством

познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые

способности:

зрительную

оценку

формы,

умение

ориентироваться

в

пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и

навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки,

что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию

доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих

способностей детей дошкольного возраста. Чем разнообразнее детская

деятельность,

тем

успешнее

идет

разностороннее

развитие

ребенка,

реализуются

его

потенциальные

возможности

и

первые

проявления

творчества. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую

познавательную и практическую деятельность детей. Вот почему одним из

наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду

является,

изобразительная,

художественно

продуктивная

деятельность,

создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в

процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ребенок, не умея

еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение,

мечты: рисование – один из методов общения ребенка.

Отечественные педагоги и психологи, подчеркивают, для развития

личности

ребенка

большое

значение

имеет

занятие

художественным

творчеством.

Раннее

приобщение

дошкольников

к

художественному

творчеству, в частности, к различным видам изобразительного искусства,

подтверждено в исследованиях Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Л.А.

Парамоновой, Е.А. Флериной, и др.). [12].

Основной путь развития творчества у детей: создание взрослыми

доступных

проблемных

ситуаций,

постановка

творческих

задач;

формирование

структуры опыта ребенка и его способов деятельности,

которые

благоприятствуют

самостоятельному

поиску

и

выделению

в

окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.

Творческий ребенок, творческая личность - это результат всего образа

жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности с

взрослыми, результат его собственной активности. У ребенка постепенно

формируется сложный внутренний мир, который или придает всей его

деятельности творческий характер, или, наоборот, определяет развитие по

готовым, проторенным схемам. И в этом аспекте было бы неправильно

говорить об обучении творчеству. Обучают, как правило, отдельным приемам

и способам творчества. Но это не ведет к развитию истинного творчества,

формированию творческой личности. [6].

Поэтому «под детским творчеством понимается не столько сам

предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий

процесс», – отмечает Н.А. Ветлугина.

Одной

из

важных

частей

работы

по

развитию

творчества

в

изобразительной деятельности детей является работа с цветом. Характерно,

что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании

присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту

ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные

образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для

изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает

нелюбимых, злых героев и печальные явления. [6]

В дошкольном возрасте творчество направлено на создание не

объективно, а субъективно новых материальных и духовных ценностей.

Творчество предполагает наличие у личности мотивов, знаний и умений,

благодаря

которым

и

создается

продукт,

отличающийся

новизной,

оригинальностью, уникальностью. Способность к творческим решениям

появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный

потенциал. Творческие способности можно и нужно развивать. [2].

Говоря о детском творчестве, следует подчеркнуть, что оно всегда

основано на подражании. Нужно найти в каждом подражании ребенка что – то

особенное, новое и далее это развивать. Нет двух одинаковых личностей, нет

двух детей с одинаковыми работами, хотя они и выполнены по подражанию.

Подражание

уже

имеющимся

художественным

образцам

служит

важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных

способностей. Именно это конкретизирует задачу педагога, опираясь на

склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых

невозможна

самостоятельная

творческая

деятельность

дошкольников.

Учитывая склонность к повторению того, что видит ребенок, педагог должен

воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, активность в

применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление,

целенаправленность. [2].

Среди разнообразных видов детского изобразительного творчества в

последние десятилетия большой интерес вызывают нетрадиционные техники

рисования,

в

которых

новые

художественные

образы

создаются

с

использованием разнообразного оригинального материала. Большой вклад в

развитие

данных

техник

внесли

такие

авторы

как

Т.С. Акуленок,

Н.Г. Давыдова, А.В. Никитина, Р.Г. Казакова, К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин,

Т.А. Циквитария и др., доказав,

что нетрадиционные техники рисования

способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них

воображение,

приносят

детям

яркие

эмоциональные

впечатления

и

раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве

художественных материалов. [7]

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового,

оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и

линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,

искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой

развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И.

Сайганова, Микляева Н. В., Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О.

В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. [7]

На

занятиях

по

изобразительной

деятельности

нетрадиционные

техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная

значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует

обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании;

материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная

техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к

развитию

воображения,

творчества,

самостоятельности,

инициативы,

проявлению индивидуальности.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от

предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают

ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными

техниками и способами изображения предметов или окружающего мира,

ребенок получает возможность выбора. А главное то, что нетрадиционное

рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь

самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности:

формирование

уверенности

в

себе,

в

своих

способностях,

самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Проведение

творческой

художественной

деятельности

с

использованием нетрадиционных техник:

-

Способствует снятию детских страхов;

-

Развивает уверенность в своих силах;

-

Развивает пространственное мышление;

-

Учит детей свободно выражать свой замысел;

-

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

-

Учит детей работать с разнообразным материалом;

-

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности

и объёмности;

-

Развивает мелкую моторику рук;

-

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

-

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

С

детьми

младшего

дошкольного

возраста

рекомендуется

использовать:

-

рисование пальчиками;

-

оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

-

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более

сложными техниками:

-

тычок жесткой полусухой кистью.

-

печать поролоном;

-

печать пробками;

-

восковые мелки + гуашь

свеча + акварель;

-

отпечатки листьев;

-

рисунки из ладошки;

-

рисование ватными палочками;

-

волшебные веревочки;

-

монотипия предметная.

На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети

учатся, не боятся, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно

начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков

и опыта. Переходя к рисованию более сложных предметов, не надо

настаивать на соответствии цвета, что может смутить ребенка и возможно

повлиять на его желание рисовать.

Также успех во многом зависит от того, какие методы и приемы

использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание,

сформировать у них знания, умения, навыки.

Для этого в процессе

обучения детей нетрадиционным техникам рисования следует опираться

на следующие принципы:

1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых техник к

более сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита

наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление

опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого

ребенка в воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на

впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к

изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости,

трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес

вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Педагог

постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту

деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка

к себе, приковывает его внимание. [4].

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами

своей

работы,

качеством

ее

выполнения,

а

не

только

испытывают

удовольствие от самого процесса рисования. Возрастает интерес к процессу

выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший

результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Обучение

рисованию

нетрадиционными

техниками

необходимо

проводить в следующих направлениях:

-

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и

далее к сюжетному рисованию;

-

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники

изображения к более сложным;

-

от использования готового оборудования, материала к применению

таких, которые необходимо изготовить самим;

-

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению

замысла;

-

от применения в рисунке одного вида техники к использованию

смешанных техник изображения;

-

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов,

сюжетов нетрадиционной техники рисования. [4]

Опыт применения таких техник показывает, что из наиболее важных

условий

успешного

развития

детского

художественного

творчества

разнообразие и вариативность в лепке (не только пластилином, но и глиной,

тестом), рисовании (на бумаге, на ткани, на асфальте и т.д.), аппликации,

естественно не только из бумаги. Все эти виды деятельности не терпят

шаблона, стереотипности. Новизна обстановки, необычное начало работы,

красивые и разнообразные материалы, интересные и неповторяющиеся

задания для детей, возможность выбора и многих других факторов – это все

обеспечивает живопись и непосредственность детского восприятия, помогает

не допустить в детскую творческую деятельность и скуку. А также огромное

разнообразие, так как каждый ребенок имеет свое воображение и свой

творческий подход к каждой работе.

На сегодняшний день существует множество приемов и техник

рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже

не

имея

никаких

художественных

навыков.

Ощутить

незабываемые

положительные

эмоции

позволяет

детям

рисование

необычными

материалами и оригинальными техниками.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования

активизирует

познавательный

интерес,

формирует

эмоционально

-

положительное

отношение

к

процессу

художественной

деятельности,

способствует эффективному развитию детского творчества.

Список литературы

1.

Акуненок

Т.С.

Использование

в

ДОУ

приемов

нетрадиционного

рисования // Дошкольное образование, 2010, №18, с.25-27.

2.

Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству.

Новосибирск: НГПИ, 1993. 62 с.

3.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Карапуз,

2015. 140 с.

4.

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:

пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб.: САКО,

2016. 96 с.

5.

Новикова И. В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду.

М.: Академия развития, 2012. 176 с.

6.

Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /

Е. А. Флерина. – Москва.: Учпедгиз, 1956. – 159 с.

7.

Яковлева Е. Е. Воображение и творчество на занятиях в детском саду //

Дошкольное воспитание. 2016. № 3. с. 22–28.



В раздел образования