Автор: Втюрина Любовь Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Лесная полянка"
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКИЙ РАЙОН, НИЖЕГОРОДЕЦ
Наименование материала: Организованная образовательная деятельность в младшей разновозрастной группе
Тема: «Я и моя семья»
Раздел: дошкольное образование
Организованная образовательная деятельность
«Я и моя семья» в младшей разновозрастной группе
Цель:
Формировать
у
детей
представление
о
«семье».
Задачи:
- воспитывать добрые, чувства к своим родителям.
- вызвать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.
- развивать навыки общения, отвечать на вопросы
- закрепить умение называть свое имя.
- закреплять умение назвать домашних животных и их детёнышей.
Материалы и оборудование:
Игрушка «Кошка»; фотоальбом «Моя семья»; карточки с изображением домашних
животных; карточки с изображением детёнышей домашних животных; песенка «Семья
пальчиков»; песенка «Моя семья»;
Цель:
Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.
Задачи:
- Формировать навыки правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».
- Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг
друга, заботятся друг о друге.
- воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Предварительная работа:
1.Заучивание имени и фамилии родителей
2.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
3.Рассматривание семейных альбомов.
Материал и оборудование: отдельные картинки с изображением членов семьи,
панно «домик» с картинками, вырезанные из цветной бумаги круги, картинки всей
семьи.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Воспитатель (встаем в круг) :
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
А теперь давайте улыбнёмся и поздороваемся нашим гостям.
Дети здороваются.
Воспитатель: Ребята посмотрите какой я сегодня нашла сундучок.
Хотите узнать что в нём лежит?
Дети: Да
Воспитатель: Открываю. (лежит солнышко)
Это солнышко не простое, а волшебное.
С помощью него мы сыграем в игру «Давайте познакомимся»
Предлагаю вам взять это солнышко в руки и передавать его друг другу называя
своё имя и фамилию., так мы с вами передадим друг другу хорошее настроение.
(Проведение игры)
Ну вот ребята теперь наши гости знают, как вас зовут
После игры дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Молодцы!
Слышится плач детей (аудиозапись)
Воспитатель: Ребята, кто это плачет?
На окне стоит домик из него слышится плач. Появляется кукла Маша.
В: Девочка, как тебя зовут?
Маша: Здравствуйте ребята! Я, Маша!
Воспитатель: Здравствуй, Маша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в
нем? Почему вы плачете?
Маша: Одна живу. Поэтому и плачу, мне очень грустно одной.
Воспитатель: -Одна? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в
доме? (Нет).
А кто должен жить вместе с ней? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
Правильно, а все вместе, это семья.
Маша: Я не слушалась маму и ушли далеко от дома , а когда вернулись , дома
никого нет. Где же мои родные? Моя семья? Что с ними случилось? Куда они все
подевались? Аааааа. Мне нужна помощь.
В: Ребята, давайте поможем Маше найти семью.
В: Скажите, а что же такое семья? (ответы детей).
В: Правильно, семья – это самые близкие люди, которые живут вместе в одном
доме или квартире. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге,
помогают друг другу.
В: Ребятки, наша знакомая героиня сегодня попали в беду потому, что не
слушались своих родителей. Хорошо или плохо она сделала?
В: Да, плохо.
Воспитатель: Маша, присаживайся рядом с домиком, мы с ребятами тебе сегодня
расскажем и покажем много интересного!
Игра «Радость или огорчение».
В: Ребята, вы знаете, что поступки детей могут радовать или огорчать ваших
родных.
Сейчас мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью рук или ног,
показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
если этот
поступок порадует ваших близких – вы хлопаете в ладоши, если нет – топаете
ногами.
-Разбросали по комнате все игрушки;
-Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;
-Помогли дедушке найти его очки;
-Всегда говорите своим родным « спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до
свидания».
-Помогали бабушке печь пирожки;
-Убегали от взрослых;
-Научились сами одеваться, без помощи взрослых;
-Защищали братика или сестричку от хулигана.
В: Молодцы, ребята вы хорошо справились.
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь,
что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Маша: да я припоминаю что то, а кто точно жил со мной кроме мамы не помню. Я
вспомнила, когда я вернулась домой, то увидела на столе записку, вот она.
В: Ребята, давайте я её прочитаю.
(Записка: «Чтоб семью свою собрать, нужно загадки отгадать». )
Маша: Плачет. Я не умею отгадывать загадки, помогите мне пожалуйста, ребята.
Загадки о членах семьи.
В: 1. Кто стирает, варит, шьет
На работе устает
Просыпается так рано?
Лишь заботливая ….
Дети: мама.( Ставлю картинку мамы возле домика)
В: Молодцы ребята, правильно.
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут вашу маму?
-– Кто ты для мамы?
( – Как мама называет тебя ласково? – А в чем вы помогаете маме по дому?)
Дети: ответы.
В: Замечательно. Следующая загадка:
2. Кто научит гвоздь забить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята
Это наш любимый …
Дети: папа.
В: Правильно, хорошо
(воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут твоего папу?
– Кто ты для папы?
– Какой он папа?
Дети: ответы.
В: А сейчас мы отдохнём и разминку проведём.
Физминутка:
Три медведя шли домой. (Дети имитируют ходьбу на месте.)
Папа был большой – большой. (Тянут руки вверх.)
Мама чуть поменьше ростом. (Наклоняются.)
А малыш малютка просто. (Приседают.)
Очень маленький он был, С погремушками ходил. (Изображают игру
погремушками.)
Дзынь-дзынь-дзынь-ля-ля
С погремушками ходил.
В: Вы немного отдохнули тогда продолжим . Слушайте следующую загадку:
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша … Дети: бабушка. (Выставляю бабушку к домику)
Воспитатель : Молодцы, конечно…
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут бабушку?
– Кто вы для бабушки? Дети: ответы.
В: Молодцы, следующая загадка:
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
– Мой родной, любимый…. Дети: дед. (Ставлю дедушку)
Воспитатель: молодцы ребятки, правильно.
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как его зовут?
Дети: ответы.
В: Ещё загадка.
5. Кто веселый карапузик
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка
Это младший мой. (братишка)
6. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя старшая. (сестренка)
Воспитатель: Ребята, давайте для Маши покажем всю семью на ладошке?
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – это я,
Вот и вся моя семья.
Маша: Ура, я вспомнила кто жил вместе со мной. Это мама, папа, а ещё бабушка и
дедушка.
В:
Воспитатель
: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг
друга, заботятся друг о друге. Это наши родные. Это наши родители.
У кого – то семья большая, у кого-то поменьше.
Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся.
Вы — самые счастливые дети на свете.
Ребята, а вы можете назвать свою семью? Тех, кто живёт с вами в квартире или в
доме? Попробуем?
Игра «Собери свою семью».
Дети по желанию ставят на доску картинки членов своей семьи, выясняем, что
семья бывает большая и не очень.
Маша, да у нас же даже фотоальбом есть! Сейчас я тебе его покажу. (Показывает
фотоальбом «Моя семья» с фотографиями детей с родителями, комментируя их).
Семья должна быть у всех, даже у животных. У нас есть альбом, где детеныши
животных рядом со своей мамой, хочешь посмотреть? (Маша-Да)
Воспитатель: Берет альбом с картинками и рассыпает картинки. Ой, ребята помогите
мне собрать картинки, кладите сюда на стол. Поможете мне найти маму для детёныша
или детеныша для мамы?
ДЕТИ: Да, поможем. Дети находят на столе недостающие картинки, называют кто на
них изображён мама или детёныш и вставляют в альбом.
Дидактическая игра «Найди чья мама»
Маша: Спасибо вам ребята. Вы многому меня научили, а главное что нужно беречь
свою семью, слушать взрослых, не убегать от них и помогать им. Мне пора домой,
нужно собрать игрушки и ждать свою семью, ведь загадки вы помогли отгадать значит
они скоро вернуться. Берегите свою семью, слушайтесь своих родителей, помогайте
им, особенно бабушке и дедушке. Ведь семья это самое главное, что есть у ребенка.
До свидание.
Воспитатель: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок.
Ребята, смотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в
сердечко.
(Открывает сундучок и показывает сердечки из цветной бумаги.)
Сейчас я вам всем раздам по сердечку, а вы вечером подарите его кому хотите из
вашей семьи, при этом обязательно скажете ласковые слова, которые мы сегодня
собирали с вами в сундучок.
Воспитатель: Ребята вам понравилось сегодня играть? Мы еще поиграем попозже с
вами. Давайте скажем до свидания нашим гостям!