Напоминание

"Опыт работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта посредством игры".


Автор: Клюшникова Юлия Александровна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Тихорецкий реабилитационный центр"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта посредством игры".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы по формированию коммуникативных навыков у

дошкольников с нарушениями интеллекта посредством игры.

Автор Клюшникова Юлия Александровна

«Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.»

Сухомлинский В. А.

Не спроста к своей статье я выбрала именно этот эпиграф, так как в

современном мире огромной проблемой стало не умение детей общаться

друг с другом. Тем более детей, имеющих нарушения интеллекта различной

степени тяжести. Для них характерны трудности в общении т.к. у таких детей

очень скудный социальный опыт (социальная приспособленность), навыки

самообслуживания, коммуникативные навыки, они имеют проблемы в сфере

речи, а также недоразвитие эмоциональной, интеллектуальной и волевой

сфер.

Работая в «Реабилитационном центре» в должности социального педагога,

моей основной задачей на занятиях с детьми с нарушением интеллекта яв-

ляется адаптация в современном мире и обучение их максимальным комму-

никативным навыкам, а также навыкам самообслуживания и социальной

приспособленности.

Поэтому основным из направлений моей работы является игротерапия т.

к. игра – основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружа-

ющий мир и происходит его социализация в обществе.

Данный вид деятельности я использую при организации каждого заня-

тия в виде подвижных игр («Найди себе пару», «Раздувайся пузырь», «Дра-

кон» и т.д.), пальчиковых («Семья», «Этот пальчик хочет спать», «Повстре-

чались» и т. д.), сюжетно – ролевых («Семья», «Врач», «Учитель» и многие

другие, давая ребенку возможность примерить на себя различные роли), ди-

дактических («Волшебный мешочек», «Закончи предложения», «Кто, где жи-

вет?», «Чего не стало») и конечно же, театральных игр (постановки сказок

«Под грибом», «Теремок», выполняем игровые упражнения «Пойми меня»,

«Измени голос») с целью формирования у детей познавательных и коммуни-

кативных навыков, и коррекции поведения и адаптации их в социуме. Одна и

та же игра может выполнять несколько функций: обучающую, познаватель-

ную, воспитательную, развивающую, творческую.

С помощью игротерапии процесс реабилитации становится увлекатель-

ным, игра способствует развитию познавательного интереса ребенка к теме

занятия; проживая определенные роли, заданные педагогом, игра помогает

детям раскрепоститься и раскрыться в полной мере. На групповых занятиях в

2

группе краткосрочного пребывания дети учатся общению, умению дружить,

уважению мнения другого, они учатся ставить перед собой цели и находить

средства их решения, преодолевая трудности. Развиваются такие качества

как, толерантность, сотрудничество, уступчивость.

В результате созданных оптимальных условий для коррекции и развития

детей с нарушением интеллекта, правильно построенного реабилитационного

и абилитационного процесса, а также благодаря использованию современных

коррекционных технологий (игротерапии), позволяет повысить мотивацию

ребят к развитию и значительно улучшить качество моей работы. После про-

хождения курса реабилитации у детей повышается интерес к участию в сов-

местных, соревновательных, командных, настольных играх; они становятся

более внимательными, стараются следить за соблюдением правил игры дру-

гими участниками, применяют на практике полученные знания и умения;

легче вступает в контакт с окружающими первым; начинает проявлять ини-

циативу в занятиях.

Также систематически проводится педагогическое и методическое со-

провождение родителей, они привлекаются к активному участию в реабили-

тационном процессе, закрепляя в домашних условиях те навыки, которые де-

ти получили на занятие. Для родителей проводятся консультации по интере-

сующим их темам, организуются круглые столы, школы для родителей.

В заключении, хочется отметить, что существует множество разнооб-

разных методов работы социального педагога, но все они подвержены выбо-

ру самого педагога, главное – его личная заинтересованность в работе, до-

брожелательное отношение к детям и родителям, а также систематический

характер работы.

В результате созданных в учреждении оптимальных условий для кор-

рекции и развития детей с ограниченными возможностями, правильно по-

строенного образовательного и воспитательного процесса, а также знание и

умелое применение новейших технологий, я эффективно работаю по фор-

мированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями ин-

теллекта посредством игры. При организации комплексного и системного обу-

чения дети с задержкой развития усваивают формы коммуникации, овладевают

учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную неза-

висимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их

мире.



В раздел образования