Автор: Клюшникова Юлия Александровна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Тихорецкий реабилитационный центр"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта посредством игры".
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по формированию коммуникативных навыков у
дошкольников с нарушениями интеллекта посредством игры.
Автор Клюшникова Юлия Александровна
«Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.»
Сухомлинский В. А.
Не спроста к своей статье я выбрала именно этот эпиграф, так как в
современном мире огромной проблемой стало не умение детей общаться
друг с другом. Тем более детей, имеющих нарушения интеллекта различной
степени тяжести. Для них характерны трудности в общении т.к. у таких детей
очень скудный социальный опыт (социальная приспособленность), навыки
самообслуживания, коммуникативные навыки, они имеют проблемы в сфере
речи, а также недоразвитие эмоциональной, интеллектуальной и волевой
сфер.
Работая в «Реабилитационном центре» в должности социального педагога,
моей основной задачей на занятиях с детьми с нарушением интеллекта яв-
ляется адаптация в современном мире и обучение их максимальным комму-
никативным навыкам, а также навыкам самообслуживания и социальной
приспособленности.
Поэтому основным из направлений моей работы является игротерапия т.
к. игра – основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружа-
ющий мир и происходит его социализация в обществе.
Данный вид деятельности я использую при организации каждого заня-
тия в виде подвижных игр («Найди себе пару», «Раздувайся пузырь», «Дра-
кон» и т.д.), пальчиковых («Семья», «Этот пальчик хочет спать», «Повстре-
чались» и т. д.), сюжетно – ролевых («Семья», «Врач», «Учитель» и многие
другие, давая ребенку возможность примерить на себя различные роли), ди-
дактических («Волшебный мешочек», «Закончи предложения», «Кто, где жи-
вет?», «Чего не стало») и конечно же, театральных игр (постановки сказок
«Под грибом», «Теремок», выполняем игровые упражнения «Пойми меня»,
«Измени голос») с целью формирования у детей познавательных и коммуни-
кативных навыков, и коррекции поведения и адаптации их в социуме. Одна и
та же игра может выполнять несколько функций: обучающую, познаватель-
ную, воспитательную, развивающую, творческую.
С помощью игротерапии процесс реабилитации становится увлекатель-
ным, игра способствует развитию познавательного интереса ребенка к теме
занятия; проживая определенные роли, заданные педагогом, игра помогает
детям раскрепоститься и раскрыться в полной мере. На групповых занятиях в
2
группе краткосрочного пребывания дети учатся общению, умению дружить,
уважению мнения другого, они учатся ставить перед собой цели и находить
средства их решения, преодолевая трудности. Развиваются такие качества
как, толерантность, сотрудничество, уступчивость.
В результате созданных оптимальных условий для коррекции и развития
детей с нарушением интеллекта, правильно построенного реабилитационного
и абилитационного процесса, а также благодаря использованию современных
коррекционных технологий (игротерапии), позволяет повысить мотивацию
ребят к развитию и значительно улучшить качество моей работы. После про-
хождения курса реабилитации у детей повышается интерес к участию в сов-
местных, соревновательных, командных, настольных играх; они становятся
более внимательными, стараются следить за соблюдением правил игры дру-
гими участниками, применяют на практике полученные знания и умения;
легче вступает в контакт с окружающими первым; начинает проявлять ини-
циативу в занятиях.
Также систематически проводится педагогическое и методическое со-
провождение родителей, они привлекаются к активному участию в реабили-
тационном процессе, закрепляя в домашних условиях те навыки, которые де-
ти получили на занятие. Для родителей проводятся консультации по интере-
сующим их темам, организуются круглые столы, школы для родителей.
В заключении, хочется отметить, что существует множество разнооб-
разных методов работы социального педагога, но все они подвержены выбо-
ру самого педагога, главное – его личная заинтересованность в работе, до-
брожелательное отношение к детям и родителям, а также систематический
характер работы.
В результате созданных в учреждении оптимальных условий для кор-
рекции и развития детей с ограниченными возможностями, правильно по-
строенного образовательного и воспитательного процесса, а также знание и
умелое применение новейших технологий, я эффективно работаю по фор-
мированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями ин-
теллекта посредством игры. При организации комплексного и системного обу-
чения дети с задержкой развития усваивают формы коммуникации, овладевают
учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную неза-
висимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их
мире.