Авторы: Гудиева Лариса Тамбиевна, Темирова Лана Валерьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №14 Г. БЕСЛАНА"
Населённый пункт: РСО Алания г.Беслан
Наименование материала: Методическая разработка мастер-класс для родителей
Тема: «Приобщение детей к книге в домашних условиях»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей
«Приобщение детей к книге в домашних условиях»
Воспитатели : Темирова Л.В., Гудиева Л.Т.
Содержание:
Участники мастер – класса : Родители.
Продолжительность мастер-класса : 15-20 минут.
Цель: Донести до родителей важность приобщения детей к книге в
домашних условиях.
Задачи:
-
Развивать
эмоциональные
связи родителей
с
ребенком,
поддерживаемые общими интересами и занятиями.
-
Воспитывать
у
дошкольников
любовь
к книге,
как
источнику
информации.
- Наметить пути дальнейшей совместной работы в этом направлении.
Планируемые
результаты: родители
будут
чаще
приобретать
книги познавательного характера, читать художественные произведения
детям и обсуждать их в семейном кругу. Оформят книжку-малышку со
своими детьми.
Раздаточный материал: блокноты по количеству участников, названия тем
для книг на разрезанных листочках, наборы картинок, соответствующие
темам, клей, салфетки.
Ход мастер-класса :
Все участники стоят полукругом.
Ведущий:
Здравствуйте,
дорогие родители.
Рада
вас
видеть
на
нашем мастер-классе.
- Для начала поприветствуем друг друга. Мы стоим полукругом, похожим
на радугу. Но радуга появляется лишь тогда, когда светит солнце.
Представьте, что у меня на ладони лежит маленький кусочек солнца
солнечный зайчик, олицетворяющий тепло и свет. Сегодняшним вечером я
хочу
поделиться
с
вами
частичкой
этого
тепла
и
сказать
вам «Здравствуйте!» Поприветствуйте и вы друг друга (участники передают
из рук в руки «солнечного зайчика», касаясь друг друга руками, говоря слова
приветствия). А наш маленький солнечный зайчик значительно «подрос».
Тема нашего мастер- класса «Приобщение детей к книге в домашних
условиях».
Теоретическая часть
мастер- класса
.
Сегодня мы с вами, поговорим о том, как приобщать детей к книге, а
значит к художественной литературе, в дальнейшем – к чтению.
Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
А. Декурсель[1].
Актуальность.
Наше время – великое время открытий, достижений науки, техники. Но из
всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький
считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.
Художественная литература помогает ребёнку уже в раннем возрасте
познавать окружающий его мир. Она развивает мышление и воображение у
ребёнка, даёт прекрасные образы русского литературного языка, обогащая
его эмоции. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое
значение [2]. Книга всегда была и есть не только источником информации, а
первым помощником взрослым в образовании и воспитании детей. Наше
поколение помнит то время, когда вечером собиралась вся семья и книги
читали
вслух.
В
каждом
доме
можно
было
найти «Роман-газету».
Хорошие книги давали знакомым для прочтения на одну ночь. Книги
покупали, выписывали, дарили.
Современное
поколение
получает
информацию
из
общедоступных
источников
(телевидение и компьютеры,
таким
образом,
фактически
сводится к минимуму такой вид деятельности как чтение. В таком случае,
страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо–эмоционального
общения
со
взрослыми
и
сверстниками
у детей появляются
ложные
представления об общении между людьми как таковом. Поэтому перед
педагогами и родителями встает задача – как приобщать дошкольников к
книге, художественной литературе, чтению. Ребенок как сосуд, чем его
наполним
мы,
взрослые,
то
и
будем
вкушать
впоследствии.
Дети,
получившие «книжную «прививку»в раннем детстве, несравненно лучше
готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на
определенном виде занятий, хорошо говорят. (Л. Н. Зеленцова) [2].
Как вы думаете, нужна ли родителям и детям, родившимся в 21 веке
книга? Конечно да!
Жизнь ребенка в ДОУ идет по режиму. В течение дня воспитатели
используют
художественное
слово
на
занятиях,
в
играх,
режимных
моментах, театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях. В
каждой группе есть книжные уголки, содержание которых постоянно
обновляется и меняется в зависимости от возраста детей. Дошкольникам
нравится слушать сказки, стихи, потешки, нравится рассматривать картинки,
разгадывать загадки, раскрашивать картинки по содержанию той или иной
сказки. Да и сами они с удовольствием листают знакомые книги в свободное
время. Важным моментом является внесение в группу новой книги. Дети
знают, что её содержание прочтет или расскажет воспитатель. Вместе
рассмотрят
картинки.
Но
мы
считаем,
что
главным
примером
для
подражания остается семья. А особенно та семья, где любят и ценят книгу.
2. Практическая часть.
Ведущий: А сейчас давайте превратимся в авторов книг. На столах у вас
есть блокноты и готовые названия для книг. Выберите то, которое вам
интереснее или ближе. Тут же на столах вы можете найти картинки по
выбранной теме. Если вы наклеите на блокнот название и соответствующие
картинки, получится небольшая книга. Это может быть рассказ или сказка о
вас, вашей семье, детях или каком-то событии (4-5 предложений).
Предлагаемые темы:
-Игрушки;
-Домашние животные;
-Наш огород;
-Растения сада;
-Моя семья;
-Веселый праздник;
-Мы на луг ходили;
-Спортивные увлечения.
Когда книги будут готовы, предложить участникам поделиться своими
мыслями, почему они выбрали эту тему и как она связана с их семьей (2-3
желающих). Затем сделать выставку готовых книг.
- У вас получились замечательные, а главное, уникальные книги,
содержание которых вы можете дополнять, менять. Яркость оформления
привлечет даже самых маленьких. Дети средней группы еще не умеют
читать, но с удовольствием рассмотрят вашу книгу и послушают её
содержание.
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
- Поднимите руку те, кто пожалел, что пришел сегодня к нам на
мероприятие.
- Интересна ли вам была тема нашего мастер-класса?
- Узнали ли вы как можно заинтересовать детей книгой?
- Хотели бы вы подобную книгу сделать со своим ребенком?
Если вас заинтересовала эта тема, мы предлагаем поучаствовать в
акции «Книжки-малышки
своими
руками» в
рамках
проекта «Книги
–
детям». Ребята нашей группы обязательно познакомят сверстников с
этими книгами, а потом подарят их малышам нашего детского сада. И
помните:
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем
ему сделать. (С. Лупан)[3].
Ведущий: - В заключении предлагаю вам поиграть в игру «Пожелания». Я
попрошу всех встать в круг. Теперь уже наш солнечный зайчик стал
солнышком. Под этим солнцем живем мы с вами, наши дети. В жаркий день
каждому из нас хочется утолить жажду. Для этого я взяла глиняный кувшин
– сосуд, в который мы будем «складывать» (говорить) пожелания. Каждый
участник пожелает присутствующим что-нибудь хорошее и передаст сосуд,
стоящему соседу справа.
-Вот наш сосуд наполнился добрыми пожеланиями. Пусть все они
сбываются!
Я думаю, что сегодня вы с пользой провели время, узнали что-то полезное
для себя и воспользуетесь нашими советами в будущем.
Всем спасибо за внимание!
Добра вам, мира и успехов в воспитание наших деток.