Автор: Гудова Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: р.п.Кольцово, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Весна»
Цель: уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки
ранней
весны;
закрепить
умение
образовывать
уменьшительно-ласкательные
существительные, существительные множественного числа; развивать словарь по данной
теме, логическое мышление.
Ход занятия
1.
Организационный момент
Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и
звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!
Логопед читает письмо
— Сядет тот, кто повторит ряд слов:
греет, светит, тает;
скворец, ласточка, грач;
капает, журчит,
набухает;
деревья, почки, листочки;
теплый, яркий, солнечный;
ручей, дождь,
капель;
распускается, бежит, плывут;
сосулька, вода, лужа, и т.д.
2.
Беседа
Как вы думаете, какое сейчас время года? После, какого времени года наступает
весна? Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?
Логопед достает из конверта картинки. Дети выбирают весенние. Составляют по
ним предложения.
Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А
давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.
3.Упражнение с массажными мячиками «Солнышко» Дети массируют ладошки и
называют слова признаки.
4.Беседа. Что происходит с солнцем? (Чаще появляется, греет, припекает, ярко
светит.) Небо голубое, высокое, чистое. Облака легкие, белые. Деревья оживают,
просыпаются. Почки начинают набухать. Снег тает,темнеет, появляются сосульки.
Днем с них капает вода. Как называется это явление в природе? (Капель.)
Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче.) Ночью еще холодно, морозно.
Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица,
у нее появляется детеныш. Заяц, лиса, белка, волк — линяют. Просыпаются еж, бар-
сук.)
Все эти явления происходят в марте. Как называется этот период весны? (Ранняя
весна.)
5. Физкультминутка
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Побежал в саду ручей,
Бегут по кругу друг за другом на носочках.
Прилетели сто грачей,
Бегут, взмахивая руками как крыльями.
А сугробы тают, тают,
Медленно приседают
А цветочки подрастают.
Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.
6.Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его….. (Скворец)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы?
Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
7. Отгадывание загадок
Логопед загадывает загадки:
Белое одеяло
Всю землю одевало. Весной солнце припекло. Одеяло
потекло. (Снег.)
Бегут, звенят, в речку хотят. (Ручьи.)
Желтый мяч на голубом платке катается,
Людям улыбается. (Солнце.)
Белая морковка вниз головой повисла. (Сосулька.)
Домой прилетают,
Гнезда свивают,
Песни распевают,
Лето поджидают. (Птицы.)
8. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
ручей — ручеек, лужа — ... , снег — ... , солнце — ..., дерево — ... , почка — ... , туча — ... и
т.д.
9. Дидактическая игра «Скажи чего много»
Образование существительных множественного числа:
лужа — лужи, капель — ... , снег — ... , туча — ... , дерево — ..., ручей — ... , проталина
— ... и т.д.
10.
Итог занятия
- О чем мы сегодня говорили? Какие игры вам понравились больше всего?
Похвала за работу