Напоминание

«Формирование читательской компетентности младших школьников»


Автор: Градинар Елена Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование читательской компетентности младших школьников»
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование читательской компетентности младших школьников»

Градинар Елена

Алексеевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №26

Россия, Забайкальский

край, г.Чита

ele

-

gradinar

@

yandex

.

ru

Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального

образования перед современной школой поставлена задача достижения

необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,

общего речевого развития младших школьников. В контексте стандарта – это:

овладение техникой чтения вслух и про себя элементарными приемами

интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и

учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться

справочными источниками для понимания и получения дополнительной

информации. Такая постановка задач детского чтения позволит рассматривать

стандарт как основу для формирования читательской компетентности младших

школьников и обозначение собственных педагогических приоритетов, которые

позволят вывести «чтение на уровень личностной ценности и фактора социального

успеха». Это необходимо и своевременно в связи с тем , что на данном этапе

развития общества наблюдается снижение интереса к чтению – это общемировая

тенденция, обусловленная бурным развитием средствами массовой информации

и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник

получения информации и как приятную форму досуга. В связи с этим вопрос

формирования читательской компетентности школьников остается весьма

актуальным. Чтение – основной источник социального опыта прошлого и

настоящего, это важнейший способ освоения базовой социальной значимой

информации. Но, несмотря на признание необходимости смещения акцентов в

образовании на развитие базовых компетенций,формирование основополагаюшей

читательской компетентности, в российской системе обязательного обшего

образования уделяется недостаточное внимание. Чтение практически не

рассматривается как основное средство о бучения и развития. Это свидетельствует

о проблемах образования в области формирования читательской компетентности.

Анкетирование родителей и детей первоклассников МБОУ СОШ №26 города

Читы показало неутешительные результаты. Анкета проводилась 16. 11. 2016г. В

анкете участвовало 26 семей.

В 11% семей книг совсем нет, 50% родителей «не читают сами», в 30% семей,

родители не читают книжки детям. Вопрос о традиции «семейного чтения» -

поставил анкетируемых в «тупик». При выборе между компьютером, книгой и

телевизором, только два учащихся предпочли почитать книжку. Порадовали дети

тем, что они все очень любят слушать, когда им читают сказки, рассказы о

животных и приключения.

Ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге,

прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем

читательского восприятия. Тревожит безграмотность речи, низкий уровень

коммуникативной культуры, употребление ненормативной лексики, предпочтение

иностранному слову, а не русской лексики в целом наблюдается не

сформированность читательской компетентности у младших школьников.

Мы придерживаемся той точки зрения, что компетентность есть интегральная

личностная характеристика, а компетенция является ее структурным элементами

применяем определения этих понятий, сформулированные в толковом «Словаре

русского языка» С. И. Ожегова. В нем понятие «компетентный» определяется как

знающий,уведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек, понятие

«компетенция» определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо

осведомлен [3].

Разграничивая понятия «компетентность» и «компетенция», применительно к

младшим школьникам, мы связываем первое с качеством личности, способной

использовать свои знания, умения и навыки для продуктивной читательской

деятельности, а второе с содержанием самой деятельности, как способности

решать проблемы в процессе чтения, направленные на формирование ключевых

компетенций. Компетенции, согласно трактовке И. А. Зимней, – это некоторые

внутренние, потенциальные, психологические новообразования (знания,

представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые

затем выявляются в компетентностях человека как актуальных деятельностных

проявлениях [4]. Таким образом, компетенция относится к личности ученика,

проявляется в процессе его деятельности, выражается в знаниях, умениях и

способностях в определенной области и может быть сформирована в младшем

школьном возрасте как ключевая.

Педагоги всерьёз озабочены проблемой детского чтения. В начальной школе эта

проблема весьма актуальна. Но заставить полюбить книгу нельзя.Нужно так

построить работу с книгой, чтобы ребёнок сам тянулся к ней.Решение проблемы

по формированию читательской компетентности современного школьника – это

воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную

потребность в книге как средство познания мира и самого себя.

В связи с обозначенной проблемой мы поставили цель исследования:

формирование читательской компетентности через образовательные приемы

направленные на развитие и формирование осознанного чтения.

Задачи:

1.

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, вычленить

образовательные приемы направленные на развитие и формирование

осознанного чтения.

2.

Апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и

формирование осознанного чтения.

3.

Продолжить развитие у учащихся потребность в чтении как источнике

дальнейшего личностного совершенствования.

4.

Воспитывать стремление к самостоятельному чтению детских книг.

5.

Консолидировать усилия педагога, родителей и библиотекаря в деле

повышения престижа чтения.

6.

Развивать семейное чтение.

План мероприятий

Задачи

Мероприятия

Сроки

1. Изучить психолого- педагогическую

литературу по данной теме, вычленить

образовательные приемы направленные на

развитие и формирование осознанного

чтения.

Написание защита

реферата

«Читательская

компетентность

младших

школьников»

02 2017

2. Апробировать образовательные приемы,

направленные на развитие и формирование

осознанного чтения.

3. Продолжить развитие у учащихся

потребность в чтении как источнике

дальнейшего личностного

совершенствования.

Чтение за диктором

Игра в прятки

Лишняя буква

Наращивание слов

Складывание

слов

из двух половинок

Ролевое чтение

Прием «Хваста»

Ведение

читательского

дневника

Выбор

и

чтение

книг в библиотеки

Конкурсы

и

викторины

09.2016-

05.2017

09.2016-05.2019

Просмотр

спектаклей

4. Воспитывать стремление к

самостоятельному чтению детских книг.

Родительские

собрания

Открытые

(для

родителей)

мероприятия,

посвящённые

юбилеям

писателей.

Конкурс рисунков

по произведениям

5. Консолидировать усилия педагога,

родителей и библиотекаря в деле

повышения престижа чтения.

Родительские

собрания

по

темам;

Как

привить

любовь к чтению

Как

научить

ребенка

быстро

читать

Зачем

нужен

читательский

дневник

09.2016

10.2016

11.2016

6. Развивать семейное чтение.

Ведение

читательского

дневника

Семейный

конкурс:

Самая

читающая

семья

Лучшая

семейная

библиотека

Читающая

династия

Лидер

чтения

в

семье

11.2016-05.2018

05.2018

Достижение данной цели предполагает: получить результат в соответствии с

критериями и показателями основ читательской компетентности младших

школьников

Ключевые

компетенции

Критерии и показатели

1 показатель

2 показатель

3 показатель

Мотивационный

Личностно-

ценностные:

готовность к

личностному

восприятию

прочитанного

произведения,

соотношения

его и личностным

опытом;

способность к

использованию

дополнительных

ресурсов; наличие

высокой

мотивации к

читательской

деятельности;

способность

самостоятельно

приобретать и

использовать

новые умения и

навыки

работы с книгой

Наличие

личностного

отношения к

чтению:

умеют

выстраивать

аналогию

прочитанного

произведения с

жизненным

явлением;

умеют

уточнять

позицию

автора, ставить

вопросы

по тексту;

умеют

выделять

главное

Сформированность

потребности в

чтении:

умеют ставить цель

чтения;

пользуются

библиотекой;

называют

различные мотивы

чтения

Читательская

самостоятельно

сть в работе с

книгой:

умеют

использовать

метод чтения-

рассматривания;

знают элементы

книги;

составляют

аннотацию или

рассказ о книге

Деятельностный

Информационно-

коммуникативные:

способность к

систематизации,

обобщению и

интерпретации

полученной

информации;

способность к

выработке

полноценного

навыка чтения;

готовность к

принятию

различных форм

организации

читательской

Умения

оперировать

полученной

информацией:

правильно

называют

прочитанное

произведение;

последователь

но передают

события;

составляют

характеристик

у героя

Наличие навыка

чтения:

правильность;

беглость;

выразительность;

сознательность

Степень

развития

умений учебного

сотрудничества:

умеют работать в

группе;

умеют

инициировать,

включаться и

поддерживать

диалог;

умеют

определять

для себя цели

совместной

познавательной

читательской

деятельности,

владение устным

и письменным

общением,

развитие интереса

к диалогизации

обучения

чтению

деятельности и

поддерживать

взаимное

сотрудничество

Когнитивный

Учебно-

познавательные:

владение

рациональными

приемами работы

с текстом;

способность к

пониманию

содержания

произведения;

умение передать

события;

наличие знаний

компонентов

литературного

произведения;

способность

распознавать

жанры

произведений

Полноценное

восприятие

литературног

о текста:

умеют

пересказывать

текст полно,

выборочно, по

наводящему

вопросу;

разбивать

текст на части

и

озаглавливать

их словами

текста;

формулируют

главную

мысль и идею

произведения;

выделяют

ключевые

слова;

связывают

содержание

текста со

знанием из

других

источников и

со своими

представления

ми о мире

Наличие

литературоведческ

их представлений:

умеют находить

средства

выразительности;

знают компоненты

произведений и

находят

их;

называют жанры

Наличие

читательского

кругозора:

знают

произведения

наизусть;

знают любимые

темы чтения;

называют

фамилии

авторов

произведений

Результаты проведенного исследования, отраженные в таблице 1, указывают на

значимость и соотносимость критериев и ключевых компетенций. Учитывая, что

все читательские компетенции между собой взаимосвязаны, критерии,

определяющие их, также находятся в диалектическом единстве, поскольку

изменение одного из них влечет за собой изменение других, но при необходимости

они могут быть рассмотрены как отдельная целостная система. Исходя из

определения компетентности, можно выделить личностную направленность как

результат, которого добилась личность, а также слагаемые компетентности:

практика, опыт, мотивация, ценности личности, а также

знания и умения. Эти составляющие и позволяют человеку быть компетентным,

это дает возможность предположить, что компетентность – качество

индивидуальное, личностное.

Исходя из всего вышесказанного, мы взяли за основу следующее определение

понятия «читательская компетентность младших школьников» – это

интегративное качество личности, характеризующееся:

1) ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения

литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?);

2) наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений;

знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии (что читать? о

чем читать?);

3) умением выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и

произведением с целью формирования и развития потребности в чтении;

наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения, (как

читать?).

Наполнение содержания ключевых компетенций наглядно показывает, что ни одна

ключевая компетенция не может быть полностью сформирована в начальной

школе, так как для ее формирования необходимо более широкое жизненное

пространство. Поскольку компетенции являются одновременно условием и

средством становления и развития компетентности, можно констатировать, что в

начальной

школе представляется возможным сформировать только основы читательской

компетентности младших школьников при реализации педагогически

обоснованных условий ее формирования.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования. М., 2010.

2. Галактионова Т. Г., Казакова Е. И., Гринева М. Т. Учим успешному чтению. М.,

2012.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка /под ред. Н. Ю. Шведовой М.,1988.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа

компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

5. Иванов Д. А. Ключевые компетенции и профессиональный портрет

современного учителя. М., 2011.

6. Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2005.

8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М., 2008.

9. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном

обществе. М., 2011.

10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-

ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С.

58-64.

11. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования. М., 2008.

12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.,

1990.

13. Светловская Н. Н., Пичеоол Т. С. Детская книга и детское чтение в

современной начальной школе. М., 2011.

14. Первова Г. М. Формирование читательских умений и навыков в начальных

классах. Тамбов, 2007.



В раздел образования