Автор: Холод Светлана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЛНР "Краснолучский ясли-сад № 55 "Родничок"
Населённый пункт: г. Красный Луч, ЛНР, РФ
Наименование материала: Статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Основной целью статьи является определение современных форм
взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, что
способствует повышению воспитательного потенциала и всестороннего
развития детей дошкольного возраста. Выявлены педагогические условия
реализации взаимодействия между дошкольным образовательным
учреждением и семьей.
Ключевые слова: семья, дошкольное образовательное учреждение, формы
взаимодействия, педагогические условия
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо
укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей
педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых
подходов в воспитании ребёнка. Вовлечение родителей в педагогический
процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь».
Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям
микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является
сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения [1].
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости
детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители
могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для
них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем
общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Такое сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и
взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние.
Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать
друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. При этом важно,
чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого
процесса [1; 2].
Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в
режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную
систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей,
их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости
от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые
помогу сплотить вокруг себя родителей.
Основными условиями, необходимыми для реализации взаимодействия
между дошкольным учреждением и семьей, являются: 1) изучение семей
воспитанников, 2) учет различий в возрасте родителей, их образовании,
общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов
на воспитание, структурe и характер семейных отношений и др.;
3) открытость детского сада семье; ориентация педагога на работу с детьми и
родителями [4].
Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются
доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо,
чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в
своих силах. Во время адаптационного периода у родителей возникает много
вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы,
как будет привыкать к новой социальной ситуации. Совместно с психологом
мы приглашаем родителей для встречи у круглого стола. Это нам позволяет
больше узнать родителей, детей и где родители делятся своим опытом и
проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие
трудности в процессе адаптации [5].
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и
родителей необходимо работать над решением следующих задач:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания
детей; 3) создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных
представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной
взаимоподдержки; 4) активизировать и обогащать умения родителей по
воспитанию детей; 5) поддерживать уверенность родителей (законных
представителей) в собственных педагогических возможностях.
К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми.
За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и
интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти
формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по
количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество,
востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического
коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи администрации дошкольного
учреждения, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ)
эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые
проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с
родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы,
экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или
иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны
педагогов [6].
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми,
наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для
отслеживания и оценки отсроченного результата. Много различных форм
работы с родителями апробировано. Сейчас можно c уверенностью сказать,
что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно
происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно
казалось такой большой проблемой.
Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм
общения семей группы. Воспитатели стали теснее и ближе общаться со
всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым
мероприятиям.
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что
родителям интересно в детском саду. Изменилось общение педагогов и
родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели
советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать
мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет
на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе,
задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в
тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок
чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит
тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание
быть в саду в центре всех игр и занятий [3]. И как результат, новое
положительное отношение родителей к дошкольном учреждении,
положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей
работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка [4].
В последнее время педагоги все активнее привлекают родителей к
совместной деятельности воспитателя и детей, проводит непосредственно
образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю
гимнастику. Дети Муниципального дошкольного учреждения № 50 ясли-сад
«Лилия» (г. Торез, ДНР) и их родители с огромным удовольствием играют в
подвижные игры, на вечерней прогулке.
Осознавая важную роль, принадлежащую использованию современных
методов общения в организации повышения педагогической компетентности
родителей, воспитатели МДОУ № 50 ясли-сад «Лилия» включают в работу
решение и ролевое проигрывание родителями проблемных ситуаций
семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в
различной детской деятельности, моделирование способов родительского
поведения, обмен опытом семейного воспитания, чтобы дать родителям
возможность стать активными исследователями собственного родительского
поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных
способов воздействия на ребенка.
Данные формы организации общения с родителей выполняют
доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры
родителей, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание
ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в
обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения
с другими детьми и взрослыми [4; 5].
При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению
родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с
родителями осуществляется успешно.
Список литературы
1.
Далинина Т.И. Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей / Т.И. Далинина // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1.
- С. 41 – 49
2.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями
/ Т.Н. Доронова - М., 2002. - 325 с.
3.
Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева. -
М., 2007 - 195 с.
4.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй / Л.Е. Осипова. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
5.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей /
О.В. Солодянкина - М., 2004 с. - 125 с.
6.
Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников.
Монография / Р.Ш. Хабибулина - М., 2011. - 210 с.