Напоминание

Применение активных методов обучения на уроках химии


Автор: Малинина Наталья Александровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма"
Населённый пункт: ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НАДЫМСКИЙ РАЙОН, НАДЫМ
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов обучения на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад




Применение активных методов обучения на уроках химии.

Учителя всегда стремились сделать уроки интереснее, полезнее и информативнее, а весь учебный

процесс – эффективнее не только в образовательном, но и в развивающем и воспитательном

отношении. Традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе

развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения.

Урок сегодня – это активное обучение, которое предполагает использование методов,

направленных главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и

воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе

активной мыслительной и практической деятельности.

Основная задача внедрения активных форм обучения - воспитание конкурентоспособной,

самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей

совершенствования

процесса

обучения,

необходимо

иметь

в

виду

не

только

систему

совершенствования

методов

сообщения

новых

знаний,

но

и

совершенствование

методики

формирования

у

детей

различных

умений

и

навыков.

Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на

осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Формирование учебной деятельности, как

способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.

Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными

методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной

активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на

стандартные и нестандартные, на те, которые используют на уроке и на те, которые используют

во внеурочное время.

Нестандартные формы и методы позволяют сделать химию более доступной и увлекательной,

привлечь интерес учащихся.

Роль учителя - в основном сопровождающая, он вооружает учеников технологией деятельности и

соответствующими способами работы.

Исследовательские работы по химии

Например, при написании исследовательской работы по химии перед учащимися учитель ставит

следующие исследовательские задачи.

Определение содержания примесей в снеговой воде.

1. Продумайте ход эксперимента, составьте план вашей работы.

2. Распределите обязанности внутри группы (руководитель, лаборанты, младшие научные

сотрудники)

3. Составьте список и приготовьте все необходимое оборудование.

4. Заведите лабораторный журнал и заполните

5. Сформулируйте цель вашего эксперимента

6. Оформите отчет

7. Подготовьте сообщение и выступите с ним на итоговой конференции

Задания для 1 группы. «Исследования снеговой воды, взятой рядом со школой».

Задания 2 группы. «Исследование снеговой воды, взятой в парке».

Задания для 3 группы «Исследование снеговой воды, взятой у проезжей части дороги».

Дискуссия на уроке

При изучении химии в 8 классе учащимся предлагается задание:

1. Заполни таблицу

Польза химии. Вред химии

2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека (дискуссия)

Плюсы дискуссии:

• ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос,

ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других;

• в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение;

• учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность

Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации

обучения и учит ребят учиться.

Технология активного обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой

невозможно неучастие в познавательном процессе, каждый участник либо имеет определенное

ролевое задание, либо от его деятельности зависит качество выполнения познавательной задачи. Эта

технология включает в себя методы, стимулирующие, познавательную деятельность обучающихся,

вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.

Использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от

общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения,

способствуют

развитию

познавательной

активности.

Особенности

таких

задач,

необычная

формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся, способствуют

развитию

любознательности,

интеграции

знаний,

побуждают

использовать

дополнительную

литературу,

способствуют

повышению

интереса

к

учебе

в

целом.

Сформированность умений выполнять различные по уровню сложности эвристические задания и

задачи способствует формированию познавательных продуктов личностных умений и навыков

применять

интеллектуальные

решения.

Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся

1.проблемные лекции,

2.обучающие алгоритмы,

3.анализ конкретных ситуаций,

4. деловые игры,

5. тематические дискуссии,

6. способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества,

инициативы.

Новая цель обучения понимается, исходя из привычного смысла хорошо знакомых задач воспитания и

развития, решать которые очень удобно средствами формирования познавательного интереса.

В их основе лежит активность не только ученика, но и учителя. Готовить на уроке субъекта,

творчески активную личность, можно, изменив отношение учителя к смыслу его учебной

деятельности, и, соответственно к ученикам, изменив модель деятельности преподавателя от

организатора, информатора, консультанта до соорганизатора, партнера, консультанта. Возникает

необходимость отслеживать эффективность образовательного процесса, при этом учителю

необходимо учитывать уровни обученности учащихся и уровни сложности заданий.

Репродуктивный уровень знаний - это знание фактов, явлений, действий их воспроизведение без

существенных изменений.

Конструктивный уровень знаний - это знания, добытые в результате комбинирования,

переконструирования знаний первого уровня.

Творческий уровень знаний - это знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной

поисковой и творческой деятельности учащихся.

Использование схемы для определения уровня активности учащихся на уроке.

Оживляют урок различные командные химические соревнования. Кроме активизации работы

учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих

товарищей. Я часто использую викторины.

Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает

больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков, в

середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и

умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной

деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются

на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке

учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой

команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их

обоснований, оригинальность решений.

Очень любят ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс

разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее

задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой

темы.

Ещё одной, часто применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не

только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном

процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что

уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять

тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока. Анализ

подготовки и результатов таких уроков показывает не только упрочение знаний учащихся,

совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения

к химии. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а

не только оценка.

Для оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях все шире применяются

возможности компьютера. Применение компьютера позволяет совместить различные технические

средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно

использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Компьютер дает

возможность создать мультимедийное сопровождение к каждому уроку: вывести на экран текстовую

информацию,

изображение

изучаемых

объектов,

видеоролики.

Мультимедийные

презентации

используются мною для объяснения новой темы, закрепления и отработки изученного материала,

контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.

Мультимедийное сопровождение урока дает следующие преимущества.

1.Изображение занимает весь экран, хорошо просматривается с любой парты учащимися на уроке -

это удобно при просмотре. Максимально реализуется принцип наглядности.

2.Изображение яркое и цветное, оно вызывает интерес и легко запоминается учащимися. Повышается

качество усвоения учебного материала, формируется положительное отношение к предмету.

3.Экономия времени на уроке. Учитель за короткое время может раскрыть, объяснить, подтвердить

формулами и экспериментом наиболее трудные моменты программы. С помощью компьютерного

сопровождения урока учащиеся легче воспринимают наиболее трудные вопросы программы.

4.Некоторые опыты по химии с ядовитыми веществами учитель не может демонстрировать на уроке,

фрагменты компьютерного сопровождения подобного эксперимента дают учащимся убедительные

знания о веществах и явлениях, сопровождающих данные превращения.

5.Удобство в подготовке к уроку. Возможность создавать урок из отдельных фрагментов. Все

сценарии можно сохранять в отдельных файлах. Благодаря этому, учитель может заранее

подготовиться к уроку, выбирая и устанавливая порядок появления фрагментов урока, сохранив его в

своем файле.

Практика показала, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а

систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой

деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и

задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют

приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе

слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует

смысловую

и

образную

память,

активизирует

мыслительную

деятельность.

Это

позволяет

разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано

доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других,

развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит

внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся

преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.



В раздел образования