Автор: Малинина Наталья Александровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма"
Населённый пункт: ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НАДЫМСКИЙ РАЙОН, НАДЫМ
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов обучения на уроках химии
Раздел: среднее образование
Применение активных методов обучения на уроках химии.
Учителя всегда стремились сделать уроки интереснее, полезнее и информативнее, а весь учебный
процесс – эффективнее не только в образовательном, но и в развивающем и воспитательном
отношении. Традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе
развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения.
Урок сегодня – это активное обучение, которое предполагает использование методов,
направленных главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и
воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе
активной мыслительной и практической деятельности.
Основная задача внедрения активных форм обучения - воспитание конкурентоспособной,
самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей
совершенствования
процесса
обучения,
необходимо
иметь
в
виду
не
только
систему
совершенствования
методов
сообщения
новых
знаний,
но
и
совершенствование
методики
формирования
у
детей
различных
умений
и
навыков.
Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на
осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Формирование учебной деятельности, как
способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.
Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными
методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной
активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на
стандартные и нестандартные, на те, которые используют на уроке и на те, которые используют
во внеурочное время.
Нестандартные формы и методы позволяют сделать химию более доступной и увлекательной,
привлечь интерес учащихся.
Роль учителя - в основном сопровождающая, он вооружает учеников технологией деятельности и
соответствующими способами работы.
Исследовательские работы по химии
Например, при написании исследовательской работы по химии перед учащимися учитель ставит
следующие исследовательские задачи.
Определение содержания примесей в снеговой воде.
1. Продумайте ход эксперимента, составьте план вашей работы.
2. Распределите обязанности внутри группы (руководитель, лаборанты, младшие научные
сотрудники)
3. Составьте список и приготовьте все необходимое оборудование.
4. Заведите лабораторный журнал и заполните
5. Сформулируйте цель вашего эксперимента
6. Оформите отчет
7. Подготовьте сообщение и выступите с ним на итоговой конференции
Задания для 1 группы. «Исследования снеговой воды, взятой рядом со школой».
Задания 2 группы. «Исследование снеговой воды, взятой в парке».
Задания для 3 группы «Исследование снеговой воды, взятой у проезжей части дороги».
Дискуссия на уроке
При изучении химии в 8 классе учащимся предлагается задание:
1. Заполни таблицу
Польза химии. Вред химии
2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека (дискуссия)
Плюсы дискуссии:
• ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос,
ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других;
• в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение;
• учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность
Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации
обучения и учит ребят учиться.
Технология активного обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой
невозможно неучастие в познавательном процессе, каждый участник либо имеет определенное
ролевое задание, либо от его деятельности зависит качество выполнения познавательной задачи. Эта
технология включает в себя методы, стимулирующие, познавательную деятельность обучающихся,
вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.
Использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от
общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения,
способствуют
развитию
познавательной
активности.
Особенности
таких
задач,
необычная
формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся, способствуют
развитию
любознательности,
интеграции
знаний,
побуждают
использовать
дополнительную
литературу,
способствуют
повышению
интереса
к
учебе
в
целом.
Сформированность умений выполнять различные по уровню сложности эвристические задания и
задачи способствует формированию познавательных продуктов личностных умений и навыков
применять
интеллектуальные
решения.
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся
1.проблемные лекции,
2.обучающие алгоритмы,
3.анализ конкретных ситуаций,
4. деловые игры,
5. тематические дискуссии,
6. способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества,
инициативы.
Новая цель обучения понимается, исходя из привычного смысла хорошо знакомых задач воспитания и
развития, решать которые очень удобно средствами формирования познавательного интереса.
В их основе лежит активность не только ученика, но и учителя. Готовить на уроке субъекта,
творчески активную личность, можно, изменив отношение учителя к смыслу его учебной
деятельности, и, соответственно к ученикам, изменив модель деятельности преподавателя от
организатора, информатора, консультанта до соорганизатора, партнера, консультанта. Возникает
необходимость отслеживать эффективность образовательного процесса, при этом учителю
необходимо учитывать уровни обученности учащихся и уровни сложности заданий.
Репродуктивный уровень знаний - это знание фактов, явлений, действий их воспроизведение без
существенных изменений.
Конструктивный уровень знаний - это знания, добытые в результате комбинирования,
переконструирования знаний первого уровня.
Творческий уровень знаний - это знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной
поисковой и творческой деятельности учащихся.
Использование схемы для определения уровня активности учащихся на уроке.
Оживляют урок различные командные химические соревнования. Кроме активизации работы
учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих
товарищей. Я часто использую викторины.
Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает
больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков, в
середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и
умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной
деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются
на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке
учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой
команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их
обоснований, оригинальность решений.
Очень любят ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс
разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее
задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой
темы.
Ещё одной, часто применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не
только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном
процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что
уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять
тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока. Анализ
подготовки и результатов таких уроков показывает не только упрочение знаний учащихся,
совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения
к химии. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а
не только оценка.
Для оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях все шире применяются
возможности компьютера. Применение компьютера позволяет совместить различные технические
средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно
использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Компьютер дает
возможность создать мультимедийное сопровождение к каждому уроку: вывести на экран текстовую
информацию,
изображение
изучаемых
объектов,
видеоролики.
Мультимедийные
презентации
используются мною для объяснения новой темы, закрепления и отработки изученного материала,
контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.
Мультимедийное сопровождение урока дает следующие преимущества.
1.Изображение занимает весь экран, хорошо просматривается с любой парты учащимися на уроке -
это удобно при просмотре. Максимально реализуется принцип наглядности.
2.Изображение яркое и цветное, оно вызывает интерес и легко запоминается учащимися. Повышается
качество усвоения учебного материала, формируется положительное отношение к предмету.
3.Экономия времени на уроке. Учитель за короткое время может раскрыть, объяснить, подтвердить
формулами и экспериментом наиболее трудные моменты программы. С помощью компьютерного
сопровождения урока учащиеся легче воспринимают наиболее трудные вопросы программы.
4.Некоторые опыты по химии с ядовитыми веществами учитель не может демонстрировать на уроке,
фрагменты компьютерного сопровождения подобного эксперимента дают учащимся убедительные
знания о веществах и явлениях, сопровождающих данные превращения.
5.Удобство в подготовке к уроку. Возможность создавать урок из отдельных фрагментов. Все
сценарии можно сохранять в отдельных файлах. Благодаря этому, учитель может заранее
подготовиться к уроку, выбирая и устанавливая порядок появления фрагментов урока, сохранив его в
своем файле.
Практика показала, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а
систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой
деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и
задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют
приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе
слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует
смысловую
и
образную
память,
активизирует
мыслительную
деятельность.
Это
позволяет
разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано
доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других,
развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит
внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся
преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.