Напоминание

"Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"


Автор: Антошечкина Наталья Вадимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №3 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Введение

Социализация

в

младшем

дошкольном

возрасте

(3–5

лет)

представляет собой сложный процесс усвоения социальных норм,

ценностей и моделей поведения. Одним из наиболее эффективных

средств

социализации

является

сюжетно-ролевая

игра,

которая

позволяет

ребёнку

осваивать

социальные

роли,

развивать

коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект.

Актуальность

данной

методической

разработки

обусловлена

необходимостью научно обоснованного подхода к организации игровой

деятельности

в

дошкольных

образовательных учреждениях

(ДОУ).

Сюжетно-ролевая

игра

не

только

стимулирует

познавательную

активность,

но

и

формирует

ключевые

социальные

компетенции,

необходимые для дальнейшей адаптации в коллективе.

Цель

разработки

раскрыть

механизмы

влияния

сюжетно-

ролевой игры на социализацию детей младшего дошкольного возраста

и предложить практические рекомендации по её организации.

1.

Теоретические

основы

социализации

через

сюжетно-

ролевую игру

1.1. Понятие социализации в дошкольной педагогике

Социализация – это процесс интеграции индивида в социальную

среду через усвоение норм, правил и культурных образцов. В младшем

дошкольном

возрасте

этот

процесс

происходит

преимущественно

через игровую деятельность, поскольку игра является ведущим видом

деятельности (по Л. С. Выготскому).

Особенность социализации детей 3–5 лет заключается в том, что

они только начинают осознавать себя частью коллектива. В этом

возрасте формируются:

базовые навыки общения;

способность к сотрудничеству;

понимание социальных ролей (родитель, врач, продавец и др.).

1.2. Роль сюжетно-ролевой игры в социализации

Сюжетно-ролевая игра – это вид игровой деятельности, в которой

дети

воспроизводят

действия

взрослых,

моделируют

социальные

ситуации и примеряют различные роли. Её значение для социализации

определяется следующими аспектами:

Развитие

коммуникативных

навыков

дети

учатся

договариваться, распределять роли, выражать свои мысли.

Усвоение

социальных

норм

через

игру

ребёнок

понимает

правила поведения в разных ситуациях.

Формирование

эмоционального

интеллекта

дети

учатся

сопереживать, понимать чувства других.

Развитие саморегуляции – соблюдение правил игры способствует

формированию дисциплины.

По мнению Д. Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра выступает в

качестве «социального тренажёра», позволяющего ребёнку безопасно

экспериментировать с различными моделями поведения.

2. Практические аспекты организации сюжетно-ролевой игры

2.1.

Этапы

развития

сюжетно-ролевой

игры

у

младших

дошкольников

Игровая деятельность детей 3–5 лет проходит несколько стадий:

Предметно-игровая стадия (3–4 года) – ребёнок воспроизводит

действия взрослых с игрушками (укачивает куклу, «готовит» еду).

Ролевая стадия (4–5 лет) – появляется осознанное принятие роли

(«я – мама», «я – водитель»).

Сюжетосложение

5

годам)

дети

выстраивают

сложные

игровые сценарии, объединяя несколько ролей.

Педагогу

важно

учитывать

эти

этапы,

постепенно

усложняя

игровые ситуации.

2.2. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой

Эффективная организация игры требует соблюдения следующих

принципов:

Создание игровой среды – обеспечение разнообразных атрибутов

(куклы, наборы доктора, продукты для «магазина»).

Обогащение социального опыта – экскурсии, чтение книг, беседы

о профессиях.

Косвенное руководство – педагог не навязывает сюжет, а мягко

направляет игру через вопросы («Что делает врач?», «Кто ещё нужен в

больнице?»).

Поощрение

инициативы

важно

давать

детям

возможность

самостоятельно придумывать сюжеты.

2.3. Примеры сюжетно-ролевых игр для социализации

«Семья» – дети осваивают роли родителей, учатся заботе и

распределению обязанностей.

«Больница» – формируется понимание профессий, развивается

эмпатия.

«Магазин» – тренируются навыки общения, счёта, вежливого

обращения.

«Транспорт» –

дети учатся

правилам дорожного движения и

взаимодействию в группе.

Каждая игра должна включать элементы проблемной ситуации

(«У куклы температура – что делать?», «В магазине нет хлеба – как

быть?»), что стимулирует детей к поиску решений.

3. Диагностика уровня социализации через игру

Для оценки эффективности игровых методов можно использовать

следующие критерии:

Умение взаимодействовать – как часто ребёнок вступает в контакт

с другими детьми.

Способность соблюдать правила – насколько ребёнок следует

установленным нормам игры.

Гибкость в принятии ролей – может ли ребёнок менять роли или

настаивает на одной.

Эмоциональная

отзывчивость

проявляет

ли

ребёнок

сопереживание в игровых ситуациях.

Наблюдение

за

игровой

деятельностью

позволяет

педагогу

выявить

трудности

в

социализации

и

скорректировать

методику

работы.

Заключение

Сюжетно-ролевая

игра

является

мощным

инструментом

социализации

детей

младшего

дошкольного

возраста.

Через

моделирование

социальных

ситуаций

ребёнок

осваивает

нормы

поведения,

развивает

коммуникативные

навыки

и

эмоциональный

интеллект.

Практические рекомендации для педагогов:

систематически обогащать игровую среду;

использовать косвенные методы руководства игрой;

проводить диагностику уровня социализации;

поощрять творческую инициативу детей.

Грамотная организация сюжетно-ролевых игр способствует не

только

успешной социализации,

но

и

формированию

гармоничной

личности ребёнка.

Список рекомендуемой литературы

Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.

Эльконин Д. Б. Психология игры.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в

детском саду.



В раздел образования