Автор: Яковлева Светлана Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Средняя общеобразовательная школа №7" ГО "Город Якутск"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Обозначение гласных звуков после шипящих Ж, Ш. Орфограмма ЖИ, ШИ" 1 класс
Раздел: начальное образование
Тема: Обозначение гласных звуков после шипящих Ж, Ш. Орфограмма ЖИ, ШИ.
Урок открытия способа обозначения гласного звука после шипящих [Ж], [Ш].
Цели:
Обучающая: - Создать условие для открытия способа обозначения гласного звука после
шипящих [Ж], [Ш].
Развивающая: - учить детей применять имеющиеся знания для открытия нового способа
обозначения гласного звука;
- формировать умение формулировать вопросы, контролировать свои действия;
- учить рассуждать, делать выводы, устанавливать разрыв между знанием и незнанием;
- учить моделировать.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг.
момент
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем!
I.
Актуализа
ция
знаний.
1.
Что это? (машина)
Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет.
Машина - это механизм, совершающий какую-
нибудь полезную работу.
Какие машины вы знаете? (Стиральная
машина, швейная машина, автомобиль…)
Составьте звуковую модель к слову «машина»
Составьте буквенную модель этого слова.
машина
□○□○□○
3 слога
1 слог МА
2 слог ШИ
3 слог НА
МАШЫНА
Для звука М есть буква ЭМ
------------- А ------------- А
------------- Ш ------------- ША
------------- Ы ------------- Ы
------------- Н ------------- ЭН
------------- А ------------- А
II.Этап
разрыва
между
знанием и
незнанием.
- Давайте прочитаем, что получилось.
МАШЫНА? (открыть словарь)
Открываем орфографический словарь
- Как написано в словаре?
в словаре написано буква И
III.Этап
постановк
и вопроса
и
выявления
проблемы
Какой вопрос возник у нас?
- Какую букву будем писать? Ы или И?
- Почему после буквы Ш пишем букву
И?
IV.Этап
поиска
способа
обозначен
ия
(решение
проблемы).
1. Этап рефлексивного контроля (наблюдение
за произношением звука [Ш])
- Может мы неправильно перевели из звуковой
модели в буквенную?
- Давайте проверим, где мы ошиблись?
Каждый звук заново проверяем.
[ш] –
Ы
И
- В слове «машина» какой звук слышится
после звука Ш?
Проверяем буквы
М – согласный, звонкий, твердый
А – гласный безударный
Ш – согласный, глухой, всегда
твердый
Ы - гласный ударный
Н - согласный, звонкий, твердый
А – гласный безударный
[Ы]
М – обозначаем буквой ЭМ
А – после твердого согласного на
работу выходит буква А
Ш - обозначаем буквой ША
Ы – после всегда твердого согласного
на работу выходит буква Ы
Н - обозначаем буквой ЭН
А – после твердого согласного на
работу выходит буква А
2. Если все сделали правильно, то соседом
после буквы Ш должен быть …
Ы
3. Какая буква должна стоять рядом?
Давайте исследуем.
Какую работу выполняет буква Ы?
Т.е. буква Ы - выполняет 2 работы
Ы
- □
○
А звук Ш какой?
Вывод: нужна другая буква, которая
выполняет одну работу.
Должна стоять буква И
Ы – обозначает звук Ы,
указывает на твердость
предшествующему согласному.
Звук Ш – всегда твердый
5. Работа по ленте «Работа гласных букв»
- Какие гласные буквы выполняют 1 работу?
АОУИЭ -
○
\
□○
(Эта вторая работа нам не нужна.
Буква Ы не может выполнять одну работу)
Какую букву будем писать?
МАШИНА
О
В данном случае буква И будет выполнять
одну работу – обозначать звук Ы.
Записать слово через И
(МАШИНА)
Вывод: буква Ы не нужна, нужна
другая буква, которая выполняет
одну работу.
Букву И
Буква И может выполнять 2 работы и 1
работу.
6. Вывод
- Почему мы после [Ш] пишем букву И?
- Какую?
потому что она выполняет 1 работу
И - обозначает гласный звук [Ы])
Вывод: После шипящего Ш пиши
букву И, которая выполняет одну
работу – обозначает гласный звук
[Ы].
7. Работа над понятием орфограмма
Значит, произносим звук Ы, а пишем букву И.
Если произношение не совпадает с
написанием, то как мы это называем?
Значит, есть правило: ШИ пиши с буквой И.
Это орфограмма.
V.Этап
моделиров
ания
- Как запишем моделью наши выводы?
Вывод: [Ш] – согласный, глухой, всегда
твердый
[шы] – ши
ШИ
○
VI.Этап
первичного
закреплени
я (резерв)
Отгадайте загадку:
Она сопротивляется
Растяжке и нажиму
На место возвращаются
Частицы все (пружины)
Коль сожмешь её сильней,
Больше будет силы в ней.
- Составьте звуковую модель слова
«пружина»
Составьте буквенную модель в этих словах (с
комментарием).
- Какие слова с сочетаниями ЖИ-ШИ вы
знаете?
□□○□○□○
ПРУЖИНА
Вывод: После шипящих Ж-Ш пиши
букву И, которая выполняет одну
работу – обозначает гласный звук
[Ы].
VII.Этап
подведени
я итога
урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Вы достигли поставленной цели?
ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема: Обозначение гласных звуков после шипящих Ж, Ш. Орфограмма ЖИ, ШИ.
Урок открытия способа обозначения гласного звука после шипящих [Ж], [Ш].
Цели:
Обучающая: - Создать условие для открытия способа обозначения гласного звука после
шипящих [Ж], [Ш].
Развивающая: - учить детей применять имеющиеся знания для открытия нового способа
обозначения гласного звука;
- формировать умение формулировать вопросы, контролировать свои действия;
- учить рассуждать, делать выводы, устанавливать разрыв между знанием и незнанием;
- учить моделировать.
Для реализации поставленных целей урок построен по следующим этапам:
I этап актуализации знаний, где дети отгадывают загадку и составляют звуковую модель
слова МАШИНА, для активизации детей, заинтересовать детей.
Задача данного этапа: инициировать и поддерживать детские догадки, версии, независимо
правильные ли они.
II этап урока – этап разрыва между знанием и незнанием
Задача данного этапа научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать
звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей; зафиксировать разрыв между «знанием» и
«незнанием», перевести в учебную задачу.
Использовались такие методические приемы, как: орфографический словарь
Сравнение написанных слов.
III этап постановки учебной задачи
Задачи: формулировать учебную задачу
С помощью учителя должны научиться видеть и ставить учебную задачу.
Для этого можно задать наводящие вопросы.
IV. Этап поиска способа обозначения (решение проблемы).
1.
Этап рефлексивного контроля (наблюдение за произношением звука [Ш], проверяем
слово) используется вид контроля характеристика звуков, обозначение звуков.
2.
Работа буквы Ы
3.
Вопрос Как обозначить гласный звук в позиции после всегда твердого согласного звука
Ш?
4.
Работа по ленте «Работа гласных букв»
5.
Вывод
6.
Работа над понятием орфограмма
V этап урока – этап моделирования
Задачи: учиться фиксировать в модели правило.
Приемы: зафиксировать моделью вывод.
VI этап – этап первичного закрепления
Задача: научить наблюдать за произношением и написанием.
Звуковая, буквенная модель слова ПРУЖИНА.
VII этап – этап подведения итога урока