Автор: Беляева Елена Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОУ РК "С(К)Ш №45" г. Ухты
Населённый пункт: Республика Коми, город Ухта
Наименование материала: Статья
Тема: "Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия семьи и школы: из опыта работы"
Раздел: начальное образование
Родительский клуб
как эффективная форма взаимодействия
семьи и школы
Наиболее
эффективной
формой
взаимодействия
с
семьями,
воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский
клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах
добровольности,
демократичности,
личной
заинтересованности.
Людей
объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм
помощи ребенку и семье.
Такая форма организации родительского сообщества, как школьный
родительский клуб, способствует сохранению психологического здоровья
родителей и, безусловно, развивает и популяризирует школьную медиацию.
Родительский клуб — это организационная форма взаимодействия
педагогов
и
родителей
(законных
представителей)
по
всестороннему
сопровождению, воспитанию и развитию обучающихся.
В нашей школе родительский клуб «Мы вместе» начал свою работу в
сентябре 2023г. Он представляет собой добровольное объединение родителей
и педагогов, заинтересованных в решении актуальных вопросов воспитания и
обучения.
Клуб представляет собой добровольное объединение родителей и
педагогов, заинтересованных в решении актуальных вопросов воспитания и
обучения.
Клуб организован с целью повышения психолого-педагогической
грамотности
и
компетенции
родителей
(законных
представителей),
вовлечения их в образовательно-воспитательный процесс и с целью
укрепления взаимодействия между семьей и школой.
Клуб
посещают
родители
(законные
представители),
желающие
повысить свой психолого-педагогический уровень в вопросах воспитания
детей.
Состав родителей (законных представителей) – участников клуба
может меняться в зависимости от их потребности в занятиях и интересов.
Родительский клуб строится на следующих принципах:
Целенаправленность психолого-педагогического проекта – Программа
родительского клуба «Мы вместе» направлена на актуальные проблемы
семейного воспитания и развития ребенка.
Вариативность содержания форм и методов образования родителей.
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и
школы.
Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее
педагогическое
пространство
как
равноправных
субъектов
(наряду
с
педагогами и специалистами школы).
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех
форм взаимодействия работы с родителями.
Принцип открытости и доверия.
Соблюдение психолого-педагогической этики.
Основная цель деятельности
клуба:
Оказание
практической
психолого-педагогической
помощи
и
поддержки
родителям
путем
приобретения
ими
психологических
и
педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и
обмена опытом в решении проблем. Формирование позиции ответственного
родителя.
Цель работы педагогов в родительском клубе:
сохранение
психологического
здоровья
детей
и
родителей,
гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на
взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.
Основные задачи клуба
Расширять
представление
родителей
о
семье,
как
величайшей
общечеловеческой ценности.
Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа,
индивидуальный подход к каждой конкретной семье.
Использовать различные формы сотрудничества с родителями.
Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую
деятельность.
Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с
родителями.
В рамках родительского клуба проводятся
круглые столы, дискуссии
мини-беседы, лекции;
элементы тренинга, практикумы;
мастер-классы;
моделирование проблемных ситуаций.
Родители получают возможность задать вопросы, обсудить различные
ситуации и найти эффективные решения
Ключевым элементом работы клуба является создание атмосферы
доверия и взаимоподдержки. Родители чувствуют себя услышанными,
получают
возможность
делиться
своими
переживаниями
и
находить
понимание у других участников. Это способствует укреплению родительской
позиции и повышению уверенности в своих силах.
В середине мая проходят заключительные встречи родительского клуба
«Мы вместе», приуроченные к международному Дню семьи. Завершаются
встречи уютным чаепитием, просмотром видеоролика о работе клуба за год.
Родители очень тепло отзываются о деятельности клуба и выражают
надежду на развитие клубной деятельности в будущем.
Сообща мы пришли к пониманию, как важно взаимодействие школы и
семьи.
Родительский клуб — это не просто формальное объединение, а
действенный
инструмент,
эффективная
форма
взаимодействия
для
построения гармоничных отношений между семьей и школой. Он позволяет
объединить усилия педагогов и родителей для достижения общей цели-
всестороннему сопровождению, воспитанию и развитию обучающихся.