Напоминание

Современные композиторы детям


Автор: Климешова Елена Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детского творчества"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Современные композиторы детям
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Дворец детского творчества» г. Дзержинска Нижегородской области

Мастер-класс

«Современные композиторы – детям»

Автор: Климешова Елена Евгеньевна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Дзержинск Нижегородской области

2025 год

Мастер-класс

«Современные композиторы – детям»

I.

Подготовительно-организационный этап

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер-классе мы

поговорим о современной музыке для детей. Нашу встречу мне хотелось бы

начать со слов А. Блока: «Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто

обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде светится сознание взрослого

человека».

Цель мастер- класса:

Развитие интереса к современной музыке на примере творчества

композиторов Г. Беляева, В. Власова, Р. Бажилина.

Задачи мастер - класса:

научить детей понимать музыкальный язык современных

композиторов;

развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать

настроение в музыке и передавать эмоциональную окраску мелодии

путем выразительного исполнения пьес;

стремление к разностороннему развитию личности (или

воспитание любви и интереса к современной музыке)

Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило

первые

позиции

среди

других

видов

искусств.

По

мнению

В.А.

Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким

средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты

музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту –

маленький человек осознает свое достоинство…». В педагогике музыка

рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей

эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они

встречаются в жизни. О необходимости введения в процесс музыкального

воспитания детей примеров современной музыки наряду с классическими

произведениями музыкального искусства говорили многие авторы еще в

начале XX века.

Б.Л. Яворский утверждал: «Следует пропагандировать

среди

юных слушателей музыкальное

творчество

современных

композиторов, ведь это творчество является результатом отображения в

музыке новых течений, «прокладывающих пути музыкального искусства

вперед».

Д.Б. Кабалевский

считал, что учитель музыки должен ввести

учащихся в мир музыкального искусства разных направлений, в том числе и

тех, которые связаны с музыкой XX века.

Восприятие музыки – процесс трудоемкий, который содержит в себе не

только само восприятие, но и психологическую готовность детей к нему.

Детям

требуется

определенный

период

времени

для

накопления

музыкального опыта, который пройдет более эффективно в процессе

активной

музыкальной

деятельности:

слушания

и

инструментального

музицирования.

Реализация данного проекта связана с необходимостью приобщения детей к

ценностям современного искусства, что дает им возможность целостного

представления о музыкальной культуре своего времени.

К сожалению, о профессиональных композиторах, живущих и творящих

сегодня, мы знаем не так много. Между тем в России много новых и

интересных композиторов, именно они — лицо современной России.

Несомненно, что наши дети - юные музыканты, должны разбираться не

только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной

музыки и ее создателей. В музыке современных композиторов Г. Беляева, В.

Власова, Р. Бажилина раскрывается перед нами мир детства – особый мир,

близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности,

где

живут

эмоциональная

открытость,

бесхитростность,

внутренняя

приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. Такая музыка

не приемлет скуки и зубрежки,

и дети становятся её подлинными

соавторами.

Ребята с удовольствием играют пьесы, сочиненные этими

авторами.

В процессе работы над произведениями дети сами искали

информацию о композиторах, разучивали современную музыку, подбирали к

произведениям стихи, загадки, рисовали музыку, так как они её чувствуют. А

выступления на концертах помогают учащимся в овладении концертным

мастерством. Музыка сюиты Г. Беляева «Приключения Буратино», сюиты Р.

Бажилина «В мире сказок» уникальна разнообразием форм и жанров, тем и

образов,

творческих

находок.

Язык

композиторов

чрезвычайно

демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Ведь

детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. Исполняя

данные пьесы, дети получают его.

II.

Основной

этап

-

концертная

программа

по

пьесам

современных композиторов в исполнении воспитанников

класса аккордеона музыкальной студии ДД(ю)Т.

Выступления ребят проиллюстрируют мой рассказ о современной музыке,

написанной

для

детей.

Современный

композитор

Роман

Бажилин

аккордеонист, лауреат Международных конкурсов, в том числе в Италии,

композитор, профессор Тамбовского музыкально-педагогического института,

автор известной «Школы игры на аккордеоне».

1. Р. Бажилин. Детская сюита «В мире сказок». Исполняет Владислав

Митрофанов. Прозвучат следующие номера:

«Марш Бармалея».

«Вальс Мальвины».

«Емеля на печи».

«Страшная история».

2. Р. Бажилин «Кукушкин вальс», «Кукушка в печали». Исполняет Анна

Маслова.

3. Г. Беляев «Вальс-этюд». Исполняет Андрей Кирюков.

4. В. Власов «Любимый мультик». Исполняет Владислав Митрофанов.

- А сейчас отгадайте, пожалуйста, загадку.

- В какой же сказочке старинной

Театр был, была Мальвина,

И был ужасный Карабас,

Он бородой своею тряс? ("Приключения Буратино")

-Догадались какая это сказка? Правильно, «Приключения Буратино».

И ещё одна загадка.

-Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил? (Папа Карло)

Композитор Григорий Беляев сочинил музыку к этой сказке. Он написал

целую сюиту – цикл весёлых пьесок, и сейчас мы с вами её послушаем.

Чтобы вы лучше поняли исполняемую музыку, наши юные музыканты

предстанут перед вам в образах сказочных героев. Отгадав загадку, вы

узнаете, какой герой первым появится перед вами.

Это что за очень странный Человечек деревянный?

На земле и под водой Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный, а зовётся… (Буратино)

1.Буратино.

Исп. Владислав Митрофанов.

Она Буратино учила писать,

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице — аккуратненький нос.

Как имя её? Отвечай на вопрос.

2. Мальвина. Исп. Юлия Шилова.

3. Белый клоун. Исп. Анна Маслова.

Была она артисткой прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса сбежала навсегда.

4. Пьеро и Коломбина. Исп. Барскова Арина.

Человек немолодой, вот с такущей бородой.

Обижает Буратино, Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас кто же это?

5. Карабас-барабас. Исп. Евгений Стимаев.

6. Кот, лиса и 5 сольдо. Исп. Алексей Жаринов.

Живёт в каждой сказке какой-то герой,

Мечтает герой подружиться со мной.

И ключик волшебный от дверки в стене

Несёт Буратино к тебе и ко мне.

7. Поле чудес. Исп. Евгений Стимаев.

III.

Заключительный этап- подведение итогов

-Наш мастер-класс подошёл к завершению. По его итогам мы можем

вывести следующие рекомендации:

обогащать

музыкальные

впечатления

детей,

знакомя

их

с

разнообразными образцами современной музыки;

побуждать активный интерес к музыке и воспитывать музыкальный

вкус;

приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности;

стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности,

нравственно-

эстетические

переживания

и

способность

к

эмоциональной отзывчивости;

побуждать к самостоятельным действиям и поиску ответов на вопросы,

не забывая о том, что ребенку подчас и самому интересно добывать

информацию, а не только получать ее от педагога.

Сегодня мы убедились, что сочинения российских музыкантов-композиторов

необходимы для пополнения и обогащения репертуара юных музыкантов.

Приобщаясь к сочинениям современных композиторов, дети шире и глубже

постигают закономерности музыкального искусства в целом. Таким образом,

эффективность музыкального обучения повышается.

Мы с вами познакомились с творчеством современных композиторов,

продемонстрировали свои знания и умения в процессе исполнения

музыкальных произведений, это значит, что поставленная нами цель мастер-

класса успешно реализована.

Список литературы

1. . Кабалевский Д. Композиторское образование и современная музыка

Советская музыка. 1972.

2. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке общая ред. М.Е.

Тараканова. М.: Советский композитор, 1982. — 232 с.

3. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры

восприятия произведений советской музыки Л., 1977.

4. Шолина И.Н. Теоретические основы процесса приобщения школьников к

музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. М., 2001



В раздел образования