Автор: Архангельская Анфиса Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 143 Г. ХАБАРОВСК
Населённый пункт: г. ХАБАРОВСК
Наименование материала: календарно - тематическое планирование
Тема: "Что рассказать о России моей"
Раздел: дошкольное образование
Тема:
«
Что рассказать о России моей»
Сроки реализации: 10. 03 – 14.03. 2025
Традиции, культурные практики:
Основные государственные и народные праздники, памятных дат:
Комплекс утренней гимнастики «Котята»
Комплекс гимнастики после сна «Весёлые жуки»
Закаливающие процедуры № 3
Комплекс гимнастики для глаз «Кружева».
Кружевницы ниткой кружева плетут (имитируют плетение),
Там цветы и птицы дивные живут.
Их иголочка “рисует” тут и там (отводят руки в стороны
попеременно и прослеживают взглядом),
Нитка тянется за нею по пятам.
Но и мы умеем, кружева вязать (имитируют рисование кистью),
Будем кисточкой узоры рисовать.
Нарисуем мы узоры наверху (поднять голову, посмотреть вверх),
Завитушками листочки есть внизу (опустить голову, посмотреть
вниз).
Слева можем мы бутоны положить (вытянуть левую руку в
сторону, посмотреть влево),
Справа инеем пушистым всё покрыть (вытянуть правую руку в
сторону, посмотреть вправо).
Мы волшебные получим кружева (поднять руки вверх),
Будут радовать они нас, детвора (улыбаясь, опустить руки через
стороны вниз).
Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Пальчиковая гимнастика «Шарик и подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки
– Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две
подружки
Посмотрели, нет игрушки,
Сели и заплакали…
Пальчики обеих рук ребенок
сжимает в «щепотку» и
соприкасается ими только
кончиками.
В таком положении он должен
дуть на них, при этом пальчики
должны принять форму шара.
Воздух «Выходит», и пальчики
принимают исходное положение.
Понедельник 10.03.2025
Режимный
момент
Приоритетные
виды деятельности
Совместная деятельность взрослого и ребенка по реализации образовательной темы на основе интеграции
различных видов деятельности, образовательных областей
Педагоги
(изменения
пространственной
среды), в т.ч. для
организации
самостоятельной
деятельности детей
Семья /
социальные
партнеры
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная
деятельность в режимных
моментах
Утро
Подготовка к
завтраку,
дежурство,
завтрак
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Утренняя гимнастика.
Беседа «Наша Родина – Россия» -
формировать представление о России как
о родной стране, о государственном
флаге и гербе Российской Федерации;
воспитывать чувство любви и уважения к
своей родной стране.
Д/и
«Мозаика» -
развивать
моторику,
творчество
(Илья,
Матвей)
Д/и «Четвертый лишний» -
развивать внимание, память,
логическое мышление,
стимулировать интерес детей
к познанию государственных
символов России.
Сенсорное
развитие «Найди
пару» - закрепляют
представление о
предмете и
материале, из
которого он сделан.
НОД
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Музыкальная
Окружающий мир. Тема: «Привет, Россия-Родина моя! Как под твоей мне радостно листвою!» - формировать у детей
первоначальные представления о России-государстве, имеющем свою историю. Объяснить значение понятия «РОДИНА».
Познакомить детей с символикой Российской Федерации-гимном и гербом, флагом, рассказать о их назначении. (О.М. Ельцова
«Технология организации познавательной деятельности» стр.49)
Музыкальная деятельность – по плану музыкального руководителя
ИЗО (рисование). Тема: «Государственные символы России» (предметное рисование) - формировать у детей элементарное
представление о символике нашей страны, ее значении, развивать интерес к истории государства; развивать изобразительно-
художественные навыки, способность создавать государственные символы своей страны, подбирая цвет, детали, учить создавать
первоначальный эскиз простым карандашом по образцу; воспитывать патриотизм. Любовь к Родине
(Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе», стр.77)
Совместная
деятельность
педагога и
детей на
свежем
воздухе,
прогулка
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Труд
Самообслуживание
Двигательная
Музыкальная
Восприятие
художественной
литературы
Наблюдение за сосульками – продолжить
знакомить детей со свойствами воды,
различными ее состояниями.
П/и «Через ручей», «Путаница» -
развитие быстроты ловкости движений.
Игр упр «Прыжки» -упражнять
в прыжках через невысокий
брус (Соня Т, Родион, Артем)
Трудовая деятельность.
Наведение порядка на участке
- поощрять участие в трудовой
деятельности, развивать
интерес к труду.
П/и «Передай –
встань» - чувство
товарищества,
развитие ловкости,
внимания.
Подготовка к
обеду,
дежурство,
обед
КГН - совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем.
Ситуативная беседа «Как нужно нести стульчик, садясь за стол?» - правила безопасности, не задеть друга, идущего рядом,
ножками вниз.
Вторая
половина дня
Гимнастика после сна.
Хороводная игра «Мы по лесу пойдем» -
развивать
координацию
слов
с
Д/и «Живая неделька» -
закрепить знания
последовательности
Д/и
«Опиши
игрушку»
-
развивать фразовую речь
Д/и «Чей детеныш»
- называют
детенышей,
движениями,
быть
аккуратным
в
движениях и перемещениях.
дней недели (Степа, Марк,
Катя)
развитие речи.
Подготовка к
прогулке,
прогулка,
игры,
Наблюдение за вечерней погодой – что изменилось?
П/и «Хитрая лиса» - развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в
круг, в ловле.
Вторник 11.03.2025
Режимный
момент
Приоритетные
виды деятельности
Совместная деятельность взрослого и ребенка по реализации образовательной темы на основе интеграции
различных видов деятельности, образовательных областей
Педагоги
(изменения
пространственной
среды), в т.ч. для
организации
самостоятельной
деятельности детей
Семья /
социальные
партнеры
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная
деятельность в режимных
моментах
Утро
Подготовка к
завтраку,
дежурство,
завтрак
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Утренняя гимнастика.
Рассматривание иллюстраций с
символами нашей Родины – воспитывать
уважения к символике России; понятие
«малая Родина», знакомство с
символикой города, края, развивать
умение откликаться на проявление
красоты города.
Д/и «Когда это бывает» - учить
отгадывать
загадки
по
характерным признакам времён
года
Ситуативная беседа о
поддержании порядка в
игровой комнате, будет
порядок – не будет падения и
травм.
Д/и «Кого не
стало?» - развивать
речь, внимание,
память.
«
Питание
дома» -
выявление
знаний
родителей об
организации
правильного
питания
детей.
НОД
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Математические представления. Тема: «На столько длиннее (выше)?» -
1) уточнить представления о сравнении по длине
(высоте) и сформировать умение определять на предметной основе, на сколько одна полоса длиннее (выше) или короче (ниже), чем
другая; 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного
метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
3) закрепить представление детей о числовом ряде, сложении и вычитании групп предметов и чисел, тренировать счетные умения;
4) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и обобщение, абстрагирование, развивать
внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, самостоятельность, мелкую моторику.
(Л.Г. Петерсон «Игралочка – ступенька к школе», стр.152)
Физическая культура – по плану инструктора по физ культуре
Формирование основ гражданственности и патриотизма. Тема: «Дни боевой славы» (беседа) - формировать представление о
российских войнах и празднике Дне защитника отечества, воспитывать уважение к защитникам Отечества.
(А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» стр. 128)
Совместная
деятельность
педагога и
детей на
свежем
воздухе,
прогулка
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Труд
Самообслуживание
Двигательная
Восприятие
художественно
литературы
Наблюдение «Гололед». В процессе
наблюдения за данным явлением
предложить вспомнить о мерах
безопасности, которые необходимо
соблюдать во время гололеда.
П/и «Бездомный заяц» - учить
действовать в соответствии с правилами
игры, выполнять основные движения при
беге, действовать по сигналу.
П/и «Найди мяч» - развивать у детей
наблюдательность, ловкость.
Игр упр «По узенькой
дорожке» - вырабатывать
ловкость, координацию
движений (Дамир, Соня С,
Милана А)
Помогать
друг
другу
при
одевании
на
прогулку
–
умение работать в команде.
П\и «Чье звено
скорее соберется» -
закрепляют умние
быстро бегать и
строится.
Подготовка к
обеду,
дежурство,
обед
ЗОЖ «Травма: как ее избежать» - продолжать учить оказывать посильную помощь при травме; воспитывать чувство милосердия и
сострадания; учить правильно вести себя дома и на улице; избегать получения травмы.
Чтение стихотворений на тему «Весенний лес» - формировать интерес к художественному слову, желание внимательно слушать.
Вторая
половина дня
Гимнастика после сна.
Аппликация «Люблю березку русскую»
- дать представление о березе как одном
из символов России; закреплять умение
вырезывать округлые формы, создавать
выразительный образ.
Д/и «Найди предмет» - учить
сопоставлять формы предметов
с геометрическими образцами
Игра в кругу с мячом «Летает
не летает» - упражнять в
ловле и бросание мяча с
попутным проговариванием
слов.
Игр упр
«Кольцебросы» -
закрепляют умение
набрасывать кольца
на колышки.
Подготовка к
прогулке,
прогулка,
игры,
П/и «Карусель» - развивать ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и
построении в круг.
П/и «Через ручей» - развитие быстроты ловкости движений.
Среда 12.03.2025
Режимный
момент
Приоритетные
виды деятельности
Совместная деятельность взрослого и ребенка по реализации образовательной темы на основе интеграции
различных видов деятельности, образовательных областей
Педагоги
(изменения
пространственной
среды), в т.ч. для
организации
самостоятельной
деятельности детей
Семья /
социальные
партнеры
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная
деятельность в режимных
моментах
Утро
Подготовка к
завтраку,
дежурство,
завтрак
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Утренняя гимнастика.
Беседа «Какие народы живут в России» -
познакомить с многонациональным
составом населения России, воспитывать
уважительные чувства к людям разных
национальностей
Д/и «Найди ошибку» -
развивать мышление (Ярослав,
Максим)
Рассматривание иллюстраций
с изображением людей в
разных национальных
костюмах - расширят
кругозор, учить подмечать
особенности костюмов
Раскраски с
весенними цветами
- умение правильно
держать карандаш,
работать аккуратно
НОД
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Сенсорное развитие. Тема: «На столько длиннее (выше)?» -
1) уточнить представления о сравнении по длине (высоте) и
сформировать умение определять на предметной основе, на сколько одна полоса длиннее (выше) или короче (ниже), чем другая; 2)
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода,
опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»; 3)
закрепить представление детей о числовом ряде, сложении и вычитании групп предметов и чисел, тренировать счетные умения; 4)
тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и обобщение, абстрагирование, развивать
внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, самостоятельность, мелкую моторику.
(Л. Г. Петерсон «Игралочка – ступенька к школе» для детей 5 – 6 лет, рабочая тетрадь, занятие 22)
Подготовка к обучению грамоте. Тема: Звук и буква «Ц» - способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать
звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с согласным твердым звуком «Ц». формировать умение
интонационно выделять звук «Ц» в словах. Продолжать помогать детям осваивать фонетический разбор слов. Вырабатывать навык
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. (Е.В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»,
стр.64)
Проектная деятельность. Тема: «Чистота-залог здоровья» - формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических
процедур как важной составляющей здорового образа жизни. (см. конспект)
Совместная
деятельность
Коммуникативная
Познавательно-
Наблюдения за машинами - расширять
знания о наземном транспорте, уметь
П/и "Догони"– развитие
быстроты бега, выносливости
Трудовая деятельность
«Чистые дорожки» - учить
П/и «На поляне»
- развивают умение
педагога и
детей на
свежем
воздухе,
прогулка
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Труд
Самообслуживание
Двигательная
Восприятие
художественной
литературы
различать, называть различия.
П/и «Мышеловка» - развивать выдержку,
умение согласовывать движения со
словами, ловкость, упражняться в беге и
приседании, построении в круг и ходьбе
по кругу.
П/и «Пятнашки с мячом» - развивать
физические качества, ловкость, сноровку,
мышечную энергию, дыхательные
движения.
(Марк, Лиза, Ева)
выполнять соответствующие
трудовые действия, работать
аккуратно, самостоятельно
быстро бегать,
прыгать, уверты-
ваться от ловишки.
Подготовка к
обеду,
дежурство,
обед
Д/и «Кто где живет?» - закрепить словообразование – названия жителей от названия города.
КГН – какой рукой кушаем? Зачем нужно пользоваться салфетками?
Вторая
половина дня
Гимнастика после сна.
ЧХЛ (К.Д. Ушинский «Наше отечество»)
- учить анализировать произведение,
рассуждать о прочитанном.
Д/и «Собери флаг» - закрепить
умение собирать разрезные
картинки (Лев, Родион,
Маргарита П)
С/р игра «Путешествие» -
способствовать переводу
реального опыта детей в
игровой, формировать игровые
взаимоотношения
Шнуровки –
развивают мелкую
моторику
Подготовка к
прогулке,
прогулка,
игры,
П/и по желанию детей - учить выбирать игру на свое усмотрение, играть сообща.
П/и «Угадай, кого поймали» - развивать наблюдательность, активность, инициативу, упражнять в беге, в прыжках.
Четверг 13.03.2025
Режимный
момент
Приоритетные
виды деятельности
Совместная деятельность взрослого и ребенка по реализации образовательной темы на основе
интеграции различных видов деятельности, образовательных областей
Педагоги
(изменения
пространственной среды),
в т.ч. для организации
самостоятельной
деятельности детей
Семья /
социальные
партнеры
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная
деятельность в режимных
моментах
Утро
Подготовка к
завтраку,
дежурство,
завтрак
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Утренняя гимнастика.
Беседа «Из прошлого нашей
Родины» - продолжать знакомить с
историей нашей страны; побуждать
интерес к жизни предков.
Д/и «Бывает не бывает?» -
развивать логическое
мышление, закрепить времена
года и их признаки (Артем,
Полина, Катя)
Рассматривание альбомов,
книг «Моя планета», «Моя
страна» - развивать
познавательный интерес к
своей стране, воспитывать
любовь к родной Отчизне,
чувство гордости за свою
страну.
С/р игра «Больница» -
совершенствуют умение
согласовывать с
партнёрами тему игры,
свои действия.
«Как развивать
познавательную
активность
ребёнка» -
повышение
компетенций
родителей по
развитию
познавательной
активности у
дошкольников.
НОД
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Двигательная
Восприятие
художественной
литературы
Развитие речи. Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин» - учить рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя,
выразительно передавать разговор лисы с кувшином; учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с
заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных лов предложение; упражнять в
употреблении разных интонаций . (О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду», стр.169)
Физическая культура – по плану инструктора по физ культуре
Совместная
деятельность
педагога и
детей на
свежем
воздухе,
прогулка
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Труд
Самообслуживани
е
Двигательная
Восприятие
художественной
литературы
Наблюдение «Птицы греются на
солнце» - развивать умение
устанавливать связи между
изменениями в неживой природе и
жизнью живых организмов.
П/и «Мы веселые ребята» -
упражнять в беге по определенному
направлению с увертыванием.
П/и «Зайцы и волк» - учить детей
соблюдать правила игры
П/и «Прыгни дальше» -
упражнять в прыжках на
дальность с разбега (Степа,
Лев, Рома, Максим)
Трудовая деятельность -
расчистка дорожек от льда
и снега – совершенствовать
навыки работы с
лопатками; воспитывать
самостоятельность,
аккуратность.
П/и «Охотники и зайцы» -
совершенствуют
навыки
прыжков и метания в цель
на обеих ногах; развивают
ловкость,
скорость
и
ориентирования
в
пространстве.
Подготовка к
обеду,
дежурство,
обед
ЧХЛ В.Степанов «Что мы родиной зовем» - познакомить с художественным произведением; помочь понять, почему это рассказ;
формировать представления о стране.
КГН - продолжать учить детей пользоваться салфеткой вовремя и после еды – культура поведения за столом.
Вторая
половина дня
Гимнастика после сна.
С/р игра «Салон красоты» -
формировать умение объединяться
со сверстниками для совместных игр,
согласовывать тему игры,
распределять роли, поступать в
соответствии с правилами и общим
замыслом; продолжать учить
подбирать предметы и атрибуты,
обустраивать место для игр.
Д/и
«Лишний
предмет»
-
развивать умение сравнивать
предметы по цвету и размеру
Д/и паззлы - наглядно-
образное мышление,
наблюдательность,
развитие мелкой моторики.
Лепка «Червячки для
птички» - упражняются в
умении раскатывать
пластилин, развивают
мелкую моторику пальцев
рук.
Подготовка к
прогулке,
прогулка,
игры,
П/и «Быстрей по местам» - развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в
быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.
Игр упр «Попрыгунчик» - умение прыгать на двух ногах – развитие основных видов движений
Пятница 14.03.2025
Режимный
момент
Приоритетные
виды деятельности
Совместная деятельность взрослого и ребенка по реализации образовательной темы на основе интеграции
различных видов деятельности, образовательных областей
Педагоги
(изменения
пространственной
среды), в т.ч. для
организации
самостоятельной
деятельности детей
Семья /
социальные
партнеры
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная
деятельность в режимных
моментах
Утро
Подготовка к
завтраку,
дежурство,
завтрак
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Утренняя гимнастика.
Презентация «Моя Родина – моя
гордость» - традиции страны, города,
воспитание сопричастности.
Проговаривание поговорки о
Родине «Береги землю родимую
как мать любимую!» -
закреплять знания детей о
Родине, развивать связную речь,
слуховое внимание.
Д/и «Мой адрес» - закрепить
домашний адрес, фамилию,
имя, отчество
Д/и «Что лишнее» -
подмечают
закономерность.
НОД
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
ИЗО (лепка). Тема: «Лошадки» (по мотивам народных игрушек) - уточнить представление детей о специфике дымковской
игрушки; формировать обобщенные способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).
(И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.62)
Музыкальная деятельность - по плану музыкального руководителя
Музыкальная
Совместная
деятельность
педагога и
детей на
свежем
воздухе,
прогулка
Коммуникативная
Познавательно-
исследовательская
Продуктивная
Игровая
Труд
Самообслуживание
Двигательная
Конструирование
Восприятие
художественной
литературы
Наблюдение за солнцем - показать
детям, что в начале весны солнце
поднимается выше, ярко светит, день
удлиняется.
П/и «Медведь и пчелы» - учить детей
слезать и влезать на гимнастическую
стенку. развивать ловкость, быстроту.
П/и «Пустое место» - развить быстроту,
ловкость.
Игр упр «Попади в цель» -
развивать глазомер,
координацию движений (Валя,
Милана Ч, Ренат)
Трудовая деятельность.
Уборка на веранде,
предложить мести метлой,
показать как правильно ее
держать – умение работать в
команде, приобщать к труду.
П/и «Гуси, гуси»-
умеют слушать
текст, быстрота
реакции.
Подготовка к
обеду,
дежурство,
обед
Д/и « Угадай, кто я» - учит воспринимать сообщение и высказывать в ответ свое мнение.
ЧХЛ русской народной сказки по выбору детей - учить отвечать на вопрос по содержанию сказки, о действиях персонажей.
Вторая
половина дня
Гимнастика после сна.
Пальчиковый театр «Теремок» -
развивать умение передавать голоса
героев; воспитывать интерес к театру.
Д/и «Подбери словечко» -
расширение словарного запаса,
развитие умения согласовывать
прилагательное с
существительным.
Игры со строительным
материалом - продолжать
учить детей играть вместе,
придумывать постройки и
добиваться цели сообща,
уважать мнение друг друга во
время игры. Развивать
моторику рук, воображение,
речь, умение доводить дело до
конца.
Выкладывание из
счетных палочек п
образцу –
развивают
наблюдательность
Подготовка к
прогулке,
прогулка,
игры,
Ситуативный разговор "Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни" - расширять представления о роли режима дня для
здоровья человека .
Игр упр «Бегуны» - упражнять в беге мелким и широким шагом.
П/и «Охотники и зайцы» - совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость , скорость и
ориентирования в пространстве.