Автор: Латыпова Ирина Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МАОУ "Академический лицей № 95 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическую разработку
Тема: Организация работы с презентацией в рамках муниципального проекта «Формирование функциональной грамотности посредством игрового картинирования мира»
Раздел: начальное образование
Организация работы с презентацией в рамках муниципального проекта
«Формирование функциональной грамотности посредством игрового
картинирования мира»
Латыпова Ирина Владимировна,
методист
муниципальное автономное образовательное учреждение
«Академический лицей № 95 г. Челябинска»
Цели:
Повышение осведомленности детей о героях Великой Отечественной войны из
Челябинской области.
Формирование уважительного отношения к истории и памяти о погибших героях.
Развитие навыков работы с информацией, творческого мышления и командной
работы.
Задачи:
Изучить биографии героев из Челябинской области.
Подготовить презентационные материалы.
Организовать мероприятия для демонстрации результатов работы.
Содержание слайдов презентации
№
слайда
Краткое содержание
Фотография/ картинка
1.
Титульный слайд
Источники информации
2.
Об уральских героях
Родион
Яковлевич
Малиновский
3.
Дважды Герой Советского Союза, танкист.
Василий Сергеевич Архипов
4.
Летчик. Кирилл Евстигнеев – единственный
челябинец, награжденный орденом «Крест
Британской империи», дающим право на
пожизненное имение в Великобритании
Кирилл
Алексеевич
Евстигнеев
5.
Дважды Герой Советского Союза, танкист.
Семён Васильевич Хохряков
6.
Дважды Герой Советского Союза, летчик.
Участник Парада Победы в Москве.
Иван Фомич Павлов
7.
В боях в районе Вислы
Ардышев Павел Иванович
8.
Неожиданное
предложение
южноуральца
предопределило
успех
наступления
целой
танковой армии. Участник Парада Победы в
Москве.
Фёдор Андреевич Алабугин
9.
Охотник на «тигров»
Николай
Александрович
Худяков
10.
Подвиг радиста
Иван Ильич Говорухин
11.
По
заданию
маршала
Конева.
Подвиг
помощника
командира
взвода
34-летнего
Георгия Борисова.
Георгий Алексеевич Борисов
12.
Без права отступить
Алексей Иванович Каширин
13.
Подвиг танкиста
Александр
Константинович
Сугоняев
14.
Командир орудия старший сержант Медяков
заменил наводчика орудия, сам был трижды
ранен, но продолжал вести точный огонь до
Михаил Денисович Медяков
окончания боя
15.
Летчик. Участник Парада Победы в Москве.
Василий Денисович Луценко
16.
За
пять
дней
экипаж
танка
«Гвардия»
уничтожил пять немецких танков, самоходное
орудие, три противотанковые пушки, два
миномёта и около сотни солдат и офицеров
противника
Фёдор Павлович Сурков
17.
Подвиг на переправе
Андрейко Илья Степанович
18.
Наводчик
станкового
пулемёта
10-го
гвардейского
стрелкового
полка
(6-я
гвардейская стрелковая дивизия, 13-я армия,
Центральный фронт)
Антипин Михаил Иванович
19.
1944
совершил
220
боевых
вылетов
на
бомбардировку
военно-промышленных
объектов
в
глубоком
тылу
врага
и
транспортировку боеприпасов и вооружения
партизанам
Баймурзин
Гаяз
Исламетдинович
20.
Когда о подвиге минеров узнал командующий
1-м Прибалтийским фронтом генерал армии
И. Х. Баграмян, он приказал: «...Представить
героев-гвардейцев
к
высшей
правительственной награде — званию Героя
Советского Союза посмертно»
Филипп Иванович Безруков
21.
Мост длиной 600 метров и высотой до 12
метров вскоре был восстановлен, и по нему
нескончаемым потоком пошла боевая техника.
За героизм и отвагу старшему сержанту Е. В.
Анисимову и сержанту Е. А. Бикбову было
присвоено звание Героя Советского Союза
Бикбов Евгений Архипович
22.
Первый таран в небе Москвы
Петр Васильевич Еремеев
23.
Зайцева назвали «величайшим снайпером в
истории». Всё дело в его скорострельности.
Большую часть своих «трофеев» — 225 солдат
и офицеров — Зайцев «добыл» всего за 38
дней, с 10 ноября по 17 декабря 1942 года. Это
почти
целый
батальон
в
одиночку
уничтоженных врагов!
Василий Григорьевич Зайцев
24.
К августу 1943 года Гвардии капитан А. П.
Шишкин совершил 132 боевых вылета, в 67
воздушных боях лично сбил 14 самолётов
противника
Шишкин Александр Павлович
25.
Летчик. Почётный гражданин города Катав-
Ивановск Челябинской области. Имя Героя
носит улица в Катав-Ивановске. На доме, в
котором он жил, установлена мемориальная
доска
Фигичев
Валентин
Алексеевич
26.
Танкист. Дважды Герой Советского Союза
Михаил Георгиевич Фомичёв
27.
Леэн Кульман: подвиг разведчицы
Леэн Кульман
(Хелена Андреевна Кульман)
28.
Подоспевшие главные силы Советской Армии
завершили разгром частей японской дивизии.
С падением опорного пункта Котон путь для
Леонид
Владимирович
Смирных
освобождения Юного Сахалина был открыт
29.
30 апреля, в 14 часов 42 минуты, Василий
Казанцев первым из русских солдат поднялся
на крышу рейхстага. Он залез на круп
каменной богатырской лошади и в осколочной
пробоине укрепил первое на рейхстаге знамя
Советского Союза.
Василий Тихонович Казанцев
30.
С
января
1942 года
снайпер
в 528-м
стрелковом
полку (130-я
стрелковая
дивизия, 1-я ударная армия, Северо-западный
фронт)
Наталья
Венедиктовна
Ковшова
31.
Указом Президиума Верховного Совета
СССР
«О
присвоении
звания
Героя
Советского
Союза
начальствующему
и
рядовому составу Красной Армии» от 31
марта 1943 года за «образцовое выполнение
боевых заданий командования на фронте
борьбы
с
немецкими
захватчиками
и
проявленные при этом отвагу и геройство»
Ивану Ивановичу Тарасенко посмертно было
присвоено звание Героя Советского Союза
Иван Иванович Тарасенко
32.
Борис Михайлович Шапошников, уроженец г.
Златоуста.
Пользовался
большим
уважением И. В. Сталина,
был
одним
из
немногих, к кому Сталин обращался по имени
и отчеству, а не «товарищ Шапошников», как
к абсолютному большинству руководителей
страны и армии. С конца 1930-х годов он был
одним из главных советников И. В. Сталина
по военным вопросам.
Борис
Михайлович
Шапошников
33.
В феврале 1943-го 96-я танковая бригада
имени
Челябинского
комсомола
почти
полностью полегла у деревни с насмешливым
названием Пузачи. Причем, в дни завершения
разгрома гитлеровцев под Сталинградом и на
Дону.
Колсанов
Владимир
Фёдорович
34.
Воевал
в 63-й
Челябинской
гвардейской
добровольческой
танковой
бригаде под
командованием
дважды
Героя
Советского
Союза М. Г. Фомичёва, которая действовала в
составе 10-го
гвардейского
Уральского
добровольческого
танкового
корпуса,
и
первой ворвалась в город Львов, где на улицах
древнего города в течение шести дней вела
ожесточённые бои с частями вермахта
Александр
Порфирьевич
Марченко
35.
На фронте с самого начала войны: штурман
самолета
208-й
авиадивизии
ночных
бомбардировщиков, младший лейтенант.
Овчинников
Евгений
Васильевич
36-40
Оловянные солдатики с реальными
прототипами –
героями Великой Отечественной.
Исхак Ахмеров
Лучшие солдаты мира.
В
Челябинской
области
в
олове
увековечили
память
героев- южноуральцев
Георгий Борисов
Иван Говорухин
Кирилл Евстигнеев
Василий Зайцев
Василий Казанцев
Владимир Колсанов
Наташа Ковшова
Александр Марченко
Михаил Медяков
Евгений Овчинников
Леонид Смирных
Иван Тарасенко
Семен Хохряков
Николай Худяков
Борис Шапошников
Организация работы с детьми по презентационным материалам «Мемориальные
места в Челябинске»
Для эффективной работы с готовой презентацией о героях Великой Отечественной
войны из Челябинской области, важно продумать структуру мероприятий, которые
помогут детям глубже понять представленную информацию и развить интерес к теме.
Этап работы
Содержание работы
Материал для работы
1. Подготовка и знакомство с презентацией
1.1.
Предварительна
я подготовка
Обсуждение темы:
Проведите фронтальное
обсуждение, чтобы
ввести детей в тему.
Задайте вопросы: "Что
вы знаете о Великой
Отечественной войне?"
или "Какие герои вам
известны?".
Цели обсуждения
Подготовить
детей
к
восприятию
информации о великих героях войны.
Активировать знания и интерес к теме.
Установить
эмоциональную
связь
с
историей.
Этапы обсуждения
1. Введение в тему
Начало: Сегодня мы будем говорить о
важной и очень интересной теме - героях
Великой
Отечественной
войны,
особенно тех, кто родом из нашего
родного края - Челябинской области.
Контекст:
Объясните,
что
Великая
Отечественная война (1941-1945) была
важным событием в истории нашей
страны,
и
многие
люди
проявили
героизм.
2. Открытые вопросы
Общие вопросы:
"Что вы знаете о Великой Отечественной
войне?"
"Почему, по вашему мнению, это время
называется героическим?"
Вопросы о героях:
"Кто
такие
герои
войны?
Чем
они
отличались от других людей?"
Цели занятия:
Объясните, что они
будут изучать героев
войны, которые были
связаны с их родным
регионом.
"Знаете
ли
вы
какие-нибудь
имена
героев, которые были из Челябинской
области?"
3. Упоминание конкретных фактов
Герои и их подвиги:
Узнать,
слышали
ли
ученики
о
конкретных
героях
из
Челябинской
области.
"Некоторые из героев получили звание
Герой
Советского
Союза
за
свои
подвиги.
Знаете
ли
вы,
что
это
означает?"
4. Эмоциональная связь
Личный опыт:
"Кто-то из вас, возможно, знает своих
родственников
или
соседей,
которые
участвовали во войне или рассказывают
истории о своих предках. Поделитесь,
если хотите."
Сопереживание:
"Как вы думаете, что чувствовали люди,
которые участвовали в боях? Какие у
них были мечты и надежды?"
5. Завершение и переход к следующему
этапу
Подведение итогов:
"Сегодня мы узнаем о многих героях и
их подвигах, которые помогли нашей
стране победить в этой войне. Мы также
научимся уважать их память."
Сигнал к действию:
"Давайте
перейдем
к
изучению
презентации, где расскажет о некоторых
героях Челябинской области."
Заключение
Фронтальное обсуждение - это важный
этап,
который
помогает
детям
подключиться к теме и подготовить их к
более глубокому изучению информации
о героях Великой Отечественной войны.
Важно
включить
детей
в
диалог
и
поддерживать их интерес с помощью
вопросов и активного слушания.
1.2.
Ознакомление
с
презентацией
Показ
презентации:
Воспользуйтесь
проектором
или
интерактивной доской для демонстрации готовой презентации.
Обсуждение каждого слайда: Привлекайте внимание учеников к
ключевым моментам. Задавайте наводящие вопросы после каждого
слайда, чтобы вовлечь детей в обсуждение.
2. Интерактивные задания
2.1. Групповые
активности
Создание мини-групп:
Разделите класс на
группы по 3-5 человек.
Для того чтобы дети могли достойно
представить
информацию
о
героях
Челябинской области, важно разработать
Каждая группа будет
работать с
определенным героем
из презентации.
алгоритм,
который
поможет
им
структурировать свои мысли и сделать
свой рассказ интересным и понятным.
Вот предложенный алгоритм:
1. Выбор героя
Имя героя: Начать с названия имени
героя, о котором будет рассказ.
Тип героя: Указать, кем был герой
(солдат, командир, медсестра и т.д.).
2. Краткая биография
Место и дата рождения: Указать, где и
когда родился герой.
Жизненный путь: Кратко рассказать о
его жизни до войны (семья, образование,
работа).
3. Подвиг героя
Описание подвига: Четко и лаконично
описать,
за
что
именно
герой
был
награжден
(например,
какой
бой,
действия, которые проявили героизм).
Эмоциональная
составляющая:
Пояснить, почему этот подвиг важен и
как он повлиял на ход войны или на
жизнь других людей.
4. Награды и признание
Награды: Упоминание о наградах и
званиях, полученных героем (например,
Герой Советского Союза).
Память: Эксплицитно сказать, как и где
его
память
чтится
сегодня
(музеи,
памятники, школы и т.д.).
5. Сравнение и выводы
Значение
подвига:
Обсудить,
как
героизм данного человека вдохновляет
нас сегодня.
Как
мы
можем
почтить
память:
Подумать о том, что мы можем сделать,
чтобы уважать их подвиги, например,
участвовать в мероприятиях памяти.
6. Заключение
Фраза на завершение: Завершить рассказ
фразой,
которая
подведет
итоги
и
подчеркнет
важность
темы:
"Герои,
подобные [Имя героя], остаются в нашей
памяти и вдохновляют на подвиги!"
Рекомендации для представления
Используйте
визуальные
материалы:
Если
есть
возможность,
используйте
фотографии или карты.
Эмоциональный подход: Постарайтесь
говорить с чувством, чтобы передать
важность информации.
Задания для группы:
Попросите разработать
короткий рассказ,
придумать вопрос или
поставить сценку,
связанную с героем,
чтобы представить
информацию
остальным.
Задавайте
вопросы:
Завершите
свой
рассказ вопросом к слушателям, чтобы
вовлечь их в обсуждение или подсказать,
что они могут спросить о герое.
Пример
Имя героя: "Сегодня я расскажу о герое
Советского
Союза,
Василии
Никифоровиче Кузнецове."
Биография: "Он родился в 1924 году в
деревне, расположенной в Челябинской
области. До войны учился в школе и
помогал родителям на ферме."
Подвиг: "Во время битвы на Курской
дуге он проявил невероятное мужество,
когда один противостоял целой группе
фашистов
и
сумел
задержать
их
наступление."
Награды:
"За
этот
подвиг
он
был
удостоен
звания
Героя
Советского
Союза и награжден медалями."
Заключение: "Мы помним таких героев,
как Василий Кузнецов, ведь их мужество
позволяет нам сегодня жить в мире и
спокойствии."
Следуя этому алгоритму, дети смогут
создать содержательный и интересный
рассказ о своих героях, что сделает их
презентацию более запоминающейся и
информативной.
2.2. Рисование и
творчество
Творческие работы
Попросите детей нарисовать или создать
плакаты, посвященные своим любимым
героям. Используйте материалы, такие
как
цветные
карандаши,
бумага,
фломастеры и клей.
3. Презентация результатов
3.1. Презентации
групп
Постановка: Каждая
группа представляет
свои работы (рассказы,
сценки, рисунки) перед
классом.
Дебаты и обсуждения: После каждой
презентации проводите обсуждение: что
нового узнали, какие эмоции вызвали
истории героев
3.2.
Создание
"уголка памяти"
Экспозиция:
Установите на стенде
или в классе уголок,
посвященный
героям,
где можно разместить
материалы,
собранные
детьми
(плакаты,
рисунки).
Описание
Создание уголка, посвященного героям
Великой Отечественной войны, – это
отличная
идея
для
оформления
пространства,
где
можно
разместить
материалы, собранные детьми. Такой
уголок будет не только эстетичным, но и
познавательным.
Краткая памятка по организации уголка
1. Выбор места
Наиболее видимая локация: Выберите
стену или уголок в классе, где его будет
легко увидеть и где он не будет мешать.
Подходящее освещение: Убедитесь, что
место хорошо освещено.
2. Оформление стенда
Основная тема: В верхней части уголка
приклейте крупную надпись, например:
"Герои Великой Отечественной войны
Челябинской области".
Цветовая гамма:
Используйте цвета,
которые связаны с темой (коричневый,
красный)
3. Размещение материалов
Плакаты:
Разделите пространство на
несколько
секций
для
плакатов,
посвященных
различным
героям.
На
каждом плакате укажите:
Имя героя
Фотографию (если есть)
Краткую биографию
Описание подвига
Рисунки и творческие работы: Создайте
отдельную
зону
для
рисунков,
стихотворений
и
других
творческих
работ детей. Это может быть "Галерея
творчества".
4. Декорации
Тематика:
Используйте
символику
войны, такие как звезды, георгиевские
ленточки, цветы (например, гвоздики).
Фотографии:
Если есть возможность,
добавьте фотографии ветеранов, которые
согласились
на
размещение
их
изображений.
5. Активности
Обсуждения: Запланируйте время для
обсуждений
о
представленных
материалах.
Выставки:
Проводите выставки работ
детей,
чтобы
делиться
знаниями
о
героях.
6. Регулярное обновление
Обновления: Помните, что уголок нужно
регулярно
обновлять
новыми
материалами,
чтобы
поддерживать
интерес у детей.
События: Связывайте изменения уголка
с важными датами (например, Днем
Победы).
7. Памятка для детей
Правила создания материалов:
Используйте яркие цвета.
Пишите понятные и краткие тексты.
Не забудьте указать свои имена и классы
на работах.
Работы должны быть на тему: "Герои
Великой Отечественной войны", "Моя
семья и война", "Память о героях".
Заключение
Уголок, посвященный героям, станет не
только
местом
для
хранения
материалов,
но
и
важной
частью
образовательного процесса, где дети
смогут узнать и запомнить о подвиге
своих земляков и чтить их память.
4. Заключение и рефлексия
4.1.
Обсуждение
итогов
Обсуждение урока:
Попросите детей
поделиться своими
чувствами и мыслями о
том, что они узнали.
Вопросы для рефлексии: "Что наиболее
запомнилось?", "Как вы думаете, почему
важно помнить о таких людях?".
4.2.
Написание
писем
Письмо герою
Подготовьте задание: напишите письмо
своим героям, в котором поблагодарите
их за подвиги, опишите, чему они вас
научили.
5.
Дополнительные
ресурсы
и
мероприятия
Экскурсия: Если есть возможность, организуйте экскурсию по
местам, связанным с историей войны в Челябинской области.
Приглашение ветерана: Попробуйте пригласить ветерана или
человека, который может поделиться личными историями о войне
и героизме.
Заключение
Работа с готовой презентацией "Герои Великой Отечественной
войны Челябинской области" может стать увлекательным и
познавательным процессом для детей. Важно создать атмосферу
уважения и интереса к героическому прошлому, развивая при этом
творческие способности и критическое мышление.