Авторы: Куракова Наталья Павловна, Ордина Наталья Владимировна
Должность: учитель труда, учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 135 им. академика Б.В.Литвинова
Населённый пункт: г. Снежинск. Челябинской области
Наименование материала: Сценарий внеурочного занятия
Тема: «Театра мир откроет нам свои кулисы. Театральная гостиная»
Раздел: среднее образование
Сценарий внеурочного занятия «Театра мир откроет нам свои кулисы». «Театральная
гостиная»
Цель: — развитие творческих способностей обучающихся средствами театрального
искусства.
Задачи:
1)
создать условия для развития творческой активности участников;
2)
приобщать учащихся к театральной культуре, обогащая их театральный опыт:
знаний о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах,
атрибутах, театральной терминологии.
3)
предоставить возможность выбора проб в проектной, исследовательской
коммуникативной деятельности;
4)
участвовать в мобильных творческих группах при выполнении творческих задач;
5)
совершенствовать артистические, коммуникационные, исполнительские навыки
обучающихся;
6)
способствовать выявлению и развитию творческих способностей и талантов
обучающихся;
Слайд1: Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
А.С.Пушкин (Евгений Онегин)
Театральные звонки в записи. Заходят учащиеся с театральными билетами в класс.
Капельдинер помогает рассаживать детей.
Слайд 2 Звучит голос в записи:
Уважаемые зрители! Просим вас на время спектакля отключить все электронные устройства.
Фото- и видеосъемка запрещены. Спасибо. Приятного просмотра. Ladies and gentlemen,
please switch off all electronic devices. Photography and video recordings are not allowed. Thank
you. Enjoy the show».
Слайд 3 На музыке интродукции выходят педагоги:
Учитель обслуживающего труда (костюмер)- на манекене закладывает складки на платье, на
руке- подушечка с иголками.
-Учитель ИЗО( гример)- в руках-палитра, рисует кисточкой на мольберте.
Учитель технологии - вносит декоративную свечу ставит в центр, баллончиком
1
раскрашивает ее.
Учитель музыки дирижирует.
Слайд 4 Голос в записи.
Какой хорошенький!
Какой маленький!
Ну, ничего себе маленький!
А для театра это не возраст!
Ой, смотрите, как смешно он дергает кулисками!
Моргает прожекторульками!
Какой фасадик розовенький!
Смотрите: Фонтанчик заработал!
Родился театр,
давным-давно.
И он древней
Да ?
Да!
Чем балет и кино!
Да здравствует театр!
Поехали!
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, догадались, какому виду искусства будет
посвящена наша сегодняшняя встреча. Да, театру. Давайте попробуем подобрать как
можно больше прилагательных на каждую букву в слове ТЕАТР. И все слова должны
перекликаться с нашей театральной тематикой. (творческий, талантливый, торжественный,
танцевальный, темпераментный, трудоспособный, естественный, артистичный,
академический, аристократичный, активный, амбициозный, роскошный, реалистичный,
романтичный, рисковый, респектабельный).
Слайд 7
Ведущий: Да, Театр-это особый, прекрасный мир искусства!
А посещение театра — это незабываемый праздник , который создают не только режиссёр,
актёры, костюмеры, художники, гримеры, декораторы, но и зрители.
Ведущий: и мы приглашаем вас в театральную гостиную.
Слайд8 Мы знаем, что в недавно вы с классом посещали драматический театр в Челябинске
и смотрели спектакль « Яна всем нравится (нет)». Что вам больше всего понравилось, что
удивило? А как часто каждый из вас бывает в театре?
Где вы бываете чаще, в театре или кинозале?
2
Чем отличается посещение зрителями театра от кинозала?
(Ответы детей)
Ведущий: мы можем сделать вывод, что в театре существует определенный театральный
этикет.
Слайд10 Ведущий: Давайте обратим внимание на доску. Мы видим на экране образец
билета Челябинского театра оперы и балета. Давайте прочитаем вместе.
« Уважаемые зрители!»
Просим Вас относиться с пониманием и соблюдать правила театрального этикета»…..
А что же такое театральный этикет?
Слайд 11
Это правила поведения в театре, направленные на поддержание культурной и
доброжелательной атмосферы. Назовите пожалуйста эти правила.
В конце высказываний демонстрируется Слайд 12
с
правилами, обращаем внимание на
правила, которые дети не сказали.
Слайд13 - В этом году вам исполняется 14 лет, и вы можете до 22 лет пользоваться Пуш-
кинской картой. «Пушкинская карта» — это банковская карта с лимитом, средства на счёту
которой можно использовать, чтобы оплатить культурные мероприятия на территории Рос-
сии. Как пользоваться «Пушкинской картой»: Слайд14
Выбрать мероприятие в афише на сайте «Культура.РФ» или в приложении «Госуслуги.
Культура». Оплатить билет онлайн в приложении, в кассе или на сайте организации, которая
участвует в программе «Пушкинская карта». При оплате выбрать вариант «Оплатить Пуш-
кинской картой». Посетить мероприятие. На входе предъявить контролёру билет и под-
твердить свою личность — показать паспорт или свой профиль с фото в приложении «Госу-
слуги Культура».
Слайд 15 Константин Сергеевич Станиславский известный театральный режиссер сказал,
что «Театр начинается с вешалки», но и не только, еще и с поиска места в зале, и вы сегодня
столкнулись с этой проблемой. Так как же расположены места в зале?
Слайд 16- расположение мест в театре.
Классический зрительный зал в театре делится на несколько частей:
1.
Партер. Места перед сценой на нижнем уровне. Считается одним из самых удобных,
так как отсюда открывается равномерный обзор на сцену, особенно с центральных мест в ря-
ду.
3
2.
Амфитеатр. Места за партером. Как правило, расположены полукругом и могут
иметь несколько ярусов.
3.
Ложи бенуара. Находятся на одном уровне со сценой по сторонам от партера. Между
собой ложи разделены перегородками.
4.
Бельэтаж. Ярус над бенуаром. Относится к дорогим местам в зрительном зале. По
центру бельэтажа обычно располагаются так называемые царские ложи.
5.
Балкон. Места над бельэтажем. В зависимости от размера зала балкон может состоять
из одного или нескольких ярусов. Места на верхнем ярусе балкона называют галёркой: отсю-
да сцена видна значительно хуже, чем, например, из партера, но и стоимость билетов замет-
но ниже. Стоимость билетов зависит от мест в зале. Чем дальше от сцены, тем цена ниже.
Слайд 17 Театральному искусству более 2500 лет. Чем же привлекает этот жанр, для чего
люди посещают театр, что формирует театр в человеке?
Развивает эмоции, чувства, отражает окружающую жизнь, помогает человеку быть лучше.
Воспитывает лучшие человеческие качества.
Слайд18 Сегодня любому современному человеку необходимо быть разностороннее разви-
тым, культурным, творческим.
Слайд19 И мы будем заниматься театральным творчеством. Для этого заглянем за кулисы и
увидим сложную но интересную работу людей самых разных профессий.
Потому что за каждым прекрасным спектаклем стоит кропотливыйтруд людей.
И мы сейчас побываем в их роли. Разделимся на группы, занимаем свои места. У вас на сто-
лах кейсы с заданиями. Вы выполняете эти задания,
Слайд 20 Задания в кейсах:
1.Заполнить кластер по театральному жанру.
2.Пазлы « Определи название спектакля» (Примеры названий спектаклей).
3.Сценический тренинг (1группа драмтеатр: артикуляционная гимнастика- скороговорки.
(профессия актера не мыслима без безупречно поставленной речи и сильного голоса. Скоро-
говорки помогают вырабатывать четкую дикцию и силу голоса) 2 группа -балет – 5 основ-
ных поз классического танца. 3 группа-вокальные упражнения. 4 группа-мюзикл- школа
бальных танцев- тренинг по сценическому движению.
4
4. Подбор декорации для спектакля ( Футажи по номерам).
5.Играем в оркестр. Боди- перкуссия на «Кан-Кан» Жака Офенбаха.
Боди перкашн (Body Percussion) — это искусство создания музыки без инструментов, с по-
мощью своего тела и голоса.
Основными приёмами для создания ритмического рисунка являются хлопки, щелчки, прито-
пы, шлепки.
6.«Мы-артисты»- представление домашнего задания.
Ведущий-Чтоб в актеров превратиться надо нам принарядиться. Нам необходимо одеть ко-
стюмы, поэтому мы отправляемся в костюмерную.
1.группа – показ фрагмента из драматического спектакля «12 месяцев» С.Я Машака.
2.группа – демонстрация фрагмента из оперы-комедии «Пиф-паф, ой-ой-ой!». Пародия на
оперный жанр, разыгранная на сюжет популярного шуточного стихотворения. Музыка
композитора Максима Дунаевского.
3.группа- показ фрагмента из мюзикла «Ромео и Джульетта» французского композитора
Жерара Пресгурвика.
4. группа – « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
После показа домашнего задания, учащиеся садятся на свои места.
Рефлексия.
Слайд Так заведено, что в театре, в конце спектакля, благодарные зрители, приносят ак-
терам цветы. Мы вам предлагаем на МАКЕТЕ ТЕАТРА закрепить театральные маски.
Если настроение отличное – маска желтого цвета - (на уроке было комфортно, интересно,
узнал много нового, активно участвовал).Если настроение хорошее- маска зеленого цвета-
(удовлетворен уроком, но остались вопросы, нужна консультация). Если настроение плохое-
маска красного цвета- (Я недоволен своей работой, мне было трудно, не понятно). Учащиеся
возвращаются на свои места.
Итог: Сегодня мы с вами убедились, что театр-это волшебное, прекрасное место, это
праздник, храм искусств, где каждый человек, хотя бы на время становится лучше, чище
духовно, выше. Каждому из нас важно быть хорошим. И театр способен сделать нас хоро-
шими. Он воспитывает в нас лучшие человеческие качества, пробуждает эмоции, учит нас
чувствовать и понимать себя, понимать окружающих людей и в целом нашу жизнь.
Слайд Джорж Баланчин –известный хореограф, балетмейстер говорил « Город одевается
людьми» это значит, что при оценке города важно обращать внимание на его жителей, их на-
строение, поведение, культуру.
5
По словам хореографа, если люди в городе веселые, добрые, интеллигентные, то город как
бы светится изнутри. Слайд Пусть наш город будет таким, в котором живут самые лучшие
дети и взрослые. И мы благодарны вам, что сегодня мы все вместе поднялись на еще одну
ступеньку в этом направлении. Театральная гостинная на этом закрывается, всем спасибо за
работу!
6