Автор: Муртазина Елизавета Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ВДШИ 1"
Населённый пункт: г.Воткинск Удмуртия
Наименование материала: Статья
Тема: Гармония вдоха. Польза от игры на духовых инструментах.
Раздел: дополнительное образование
Гармония
вдоха.
Польза
от
игры
на
духовых
инструментах.
Игра на духовых музыкальных инструментах требует координации множества
психофизиологических процессов: слухового восприятия, моторики, памяти и
внимания, а также требует активного участия многих физиологических систем
человека. Различные внутренние органы и системы откликаются на процессы,
связанные
с
этими
музыкальными
инструментами.
Игра
на
музыкальных
инструментах-это один из самых сложных видов деятельности для мозга человека.
Рассмотрим, как работает головной мозг и внутренние органы во время игры на
духовых инструменте и каким образом формируются новые нейронные связи.
1.Работа головного мозга при игре на музыкальных инструментах и образование
нейронных связей.
Активные зоны мозга
— При игре активируются оба полушария мозга.
— Лобные доли отвечают за планирование движений и самоконтроль.
— Височные доли участвуют в слуховом анализе и распознавании мелодий.
— Теменные доли обеспечивают пространственную ориентацию и тактильную
чувствительность.
— Мозжечок отвечает за координацию движений и их точность.
Сенсомоторная интеграция
Во время игры мозг одновременно анализирует слуховые сигналы и управляет
движениями пальцев, рук, иногда — даже дыханием:
- Входящий сигнал (например, нота) воспринимается органами слуха и передаётся в
височную кору.
- Отсюда информация поступает в моторные области коры, которые запускают
конкретные движения.
- Обратная связь идёт через сенсорные зоны: музыкант отслеживает правильность
своих действий и мгновенно корректирует их.
Пластичность мозга и нейронные связи :
Обучение игре на инструменте ведёт к образованию и укреплению нейронных связей:
— Каждый повтор действия активирует определённые группы нейронов.
— При многократной тренировке между этими нейронами формируются устойчивые
связи (синапсы).
— Согласно правилу Хебба:
"Нейроны, которые возбуждаются вместе, соединяются вместе."
— Пример: если при каждом исполнении гаммы возбуждается цепочка нейронов
A→B→C→D, то путь между ними становится короче и быстрее.
Долгосрочные изменения и когнитивные преимущества
— Научные исследования демонстрируют увеличение плотности серого вещества у
музыкантов в сравнение с немузыкантами.
— Музыкальная практика развивает память, способность к концентрации,
эмоциональный интеллект, пространственное мышление.
— Такие навыки могут переноситься и на другие сферы жизни, улучшая общее
когнитивное функционирование.
2.Работа дыхательной системы
— Игра на духовых инструментах требует контроля дыхания и его глубины.
— Регулярные занятия тренируют лёгкие, увеличивают их объём и способствуют
более эффективному использованию кислорода.
— Улучшается работа дыхательных мышц: диафрагмы, межрёберных мышц и
брюшного пресса.
3.Поддержание сердечно-сосудистой системы
— Практика глубокого и ритмичного дыхания способствует расслаблению, снижает
уровень стресса и выравнивает сердечный ритм.
— Это может привести к понижению артериального давления и укреплению сердечно-
сосудистой системы.
4. Развитие координации и моторики
— Необходимость одновременно управлять дыханием, пальцами и артикуляцией
повышает общую координацию движений.
— Мелкая моторика и точность движений кистей и пальцев значительно улучшаются.
5.Развитие мозга и концентрации
— Исполнение музыкальных произведений требует умения быстро переключаться,
концентрироваться и запоминать.
— Регулярные тренировки положительно сказываются на когнитивных функциях:
памяти, внимании и мышлении.
6.Психоэмоциональное здоровье
— Игра на духовых инструментах способствует снятию внутреннего напряжения,
помогает бороться с тревожностью и депрессией.
— Музыка позволяет выразить эмоции, улучшить настроение и повысить общий
жизненный тонус.
7.Коррекция осанки
— Для правильной игры важно поддерживать прямую спину и расслабленные плечи,
что способствует укреплению мышц спины и формированию здоровой осанки.
Заключение:
Игра на музыкальных инструментах — мощный стимул для развития мозга.
Регулярная практика не только улучшает музыкальные навыки, но и способствует
образованию прочных нейронных связей, что делает работу головного мозга более
эффективной
и
гармоничной.
Для
развития
новых
нейронных
связей
важны
регулярность
повторений
и
разнообразие упражнений. Чем раньше начать обучение, тем выше пластичность
мозга, однако обучение возможно и во взрослом возрасте благодаря способности
мозга
к
нейропластичности.
Регулярные занятия на духовых музыкальных инструментах способствуют
гармоничному развитию организма: укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую
систему, развивают моторик у, улучшают работу мозга и благоприятно влияют на
психоэмоциональное состояние. Это не только творческое, но и очень полезное для
здоровья занятие.