Автор: Дергунов Сергей Вячеславович
Должность: Инструктор по ФК
Учебное заведение: Государственное (областное) бюджетное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству имени Героя Российской Федерации Эдуарда Борисовича Белана»
Населённый пункт: С.Боринское
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре»
Раздел: дошкольное образование
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора
по физической культуре»
В дошкольном детстве закладываются основы элементарной культуры
здоровья,
происходит
становление
здоровьесберегающей
компетентности.
Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период
становления человека и его здоровья. Именно в этом возрасте происходит
перестройка
функционирования
многих
систем
организма
ребенка,
определяющая его высокую чувствительность к влиянию факторов внешней
среды.
Оценка физического состояния современных детей позволяет сделать вывод о
том, что в последние годы снижается число гармонично развитых и
увеличивается число детей с дисгармоничным развитием. Значительно меньше
детей развивается сегодня в соответствии со своим календарным возрастом,
можно констатировать возросшее количество детей с замедленными темпами
созревания.
Образовательное учреждение, как уникальная образовательная система,
позволяет
отчасти
нивелировать
неблагоприятный
комплекс
факторов,
определяющих сегодня низкие показатели здоровья детей и ход их развития и
воспитания. Прежде всего, это возможно в условиях реализации педагогами
здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.
Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь
и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на
сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку
в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения
здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только
общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому основной целью работы нашего центра является формирование у
детей основ здорового образа жизни, а ведущими задачами являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- формирование у детей двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- получение элементарных знаний о своём организме, способах укрепления
собственного здоровья;
-
формирование
интереса
к
систематическим
занятиям
физическими
упражнениями.
Одним
из
средств
решения
обозначенных
задач
становятся
здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим
педагогический процесс современного образовательного учреждения.
Одним из ведущих направлений деятельности нашего центра является,
сохранение и укрепление здоровья детей. У нас создано необходимое
благоприятное
здоровьесберегающее
образовательное
пространство,
способствующее укреплению и сохранению здоровья детей. Постоянно
проводится
мониторинг
состояния
здоровья
каждого
ребенка,
учет
и
использование
особенностей
его
организма,
индивидуализация
профилактических мероприятий.
Все здоровьесберегающие технологии используемые в нашем центре можно
разделить на следующие виды:
- Медико – профилактические;
- Здоровьесберегающие образовательные технологии в центре.
-Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;
-Здоровьесбережение и здоровьеобогащения педагогов;
-Физкультурно – оздоровительные технологии.
Медико – профилактические технологии или как их еще называют лечебно —
профилактические
-
это
технологии,
обеспечивающие
сохранение
и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
Организация мониторинга здоровья детей;
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей;
Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
Организация и контроль питания детей;
Организация и контроль физического развития и закаливания детей;
Организация профилактических мероприятий;
Организация контроля и помощь в обеспечении требований СаНПиНа;
Организация здоровьесберегающей среды в ОУ
Здоровьесберегающие образовательные технологии
—
это прежде всего
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья
детей.
Один из принципов таких технологий является учет личностных особенностей
ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и
предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе развития и
воспитания. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность
ребенка
закономерным
образом
содействует
его
благополучному
существованию , а значит здоровью.
Технологии обеспечения социально — психологического благополучия ребенка —
технологии, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребенка.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии,
направленные на развитие культуры здоровья педагогов центра, в том числе
культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому
образу жизни. Задача данных технологий – обеспечение валеологической
образованности педагогов и родителей.
Физкультурно – оздоровительные технологии,
которые непосредственно
направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
- развитие физических качеств;
- двигательной активности и становление физической культуры детей;
- закаливание;
- оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);
- воспитание привычки к повседневной физической активности и забота о
здоровье;
Всю работу по реализации здоровьесберегающих технологий мы строим на
основе:
- медицинских показаний;
- анализа основных психических процессов (памяти, мышления, воображения,
восприятия) по данным диагностического обследования педагога — психолога;
-уровня физической подготовленности детей по данным мониторинга.
В системе физического воспитания в центре используются следующие
организованные формы работы двигательной деятельности детей:
-НОД по физической культуре;
- утренняя гимнастика;
-физкультурные минутки;
-динамические паузы;
- подвижные игры и физические упражнения в зале и на прогулке;
- спортивные упражнения;
-спортивные праздники и развлечения.
В своей работе применяю следующие виды здоровьесберегающих технологии:
1.Технологии обучения здоровому образу жизни.
2.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Технология обучения здоровому образу жизни детей предполагает проведение
физкультурных занятий, включающих в себя беседы о необходимости
соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о
здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и
правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа
жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в
непредвиденных ситуациях.
Технология сохранения и стимулирования здоровья.
Цель этой технологии: обеспечить сохранение, приумножение, развитие и
укрепление здоровья детей.
Задачи этой деятельности:
−организация мониторинга здоровья, физического развития и физической
подготовленности детей;
−организация здоровьесберегающей среды в ОУ;
−формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-
двигательного аппарата и плоскостопия;
−воспитание привычки повседневной физической активности;
−оздоровление средствами закаливания.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно
обеспечивает
тренировку
защитных
сил
организма,
повышение
его
устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней
среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его
грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные
моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей,
на фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей,
состояния здоровья, уровня закаленности;
- сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается
постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в
комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ОУ.
Особое внимание в системе физического воспитания уделяется проведению
закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению
заболеваемости.
В нашем центре составлена программа закаливания по каждой группе с
учетом возраста, группы здоровья детей, разработана схема индивидуальных
программ закаливания на год, где отражается перечень закаливающих
мероприятий, проводимых в течение дня.
Каждая
из
рассмотренных
здоровьесберегающих
технологий
имеет
оздоровительную направленность, а используя такие технологии в комплексе, в
итоге способствует формированию у ребёнка стойкой мотивации на здоровый
образ жизни, полноценного развития.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии
– это совокупность
профилактических,
коррекционных
и
реабилитационных
факторов
образовательной
среды
по
здоровьесбережению,
применяемая
в
ходе
регламентированной, нерегламентированной и досуговой форм работы в ДО.
Они обладают следующими педагогическими возможностями:
1) имеют оздоровительную направленность;
2) способствуют обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения
(воспитания) с учётом способностей личности, склонностей и т.д.;
3) помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;
4) прививают знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и охранять
его;
5)
обучают
валеологической
компетентности,
позволяющей
ребенку
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Я
считаю,
что
именно
применение
в
работе
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повышает
результативность
воспитательно-
образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные
ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.