Автор: Клевцова Талина Алексеевна
Должность: преподаватель отделения хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени Г.Я. Ломакина" п. Борисовка Борисовского района
Населённый пункт: Белгородская область поселок Борисовка
Наименование материала: Применение народных игр в образовательном процессе детей младшего школьного возраста (на примере игры "Ручеек")
Тема: Хореографическое искусство
Раздел: дополнительное образование
ПРИМЕНЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ «РУЧЕЕК»)
Клевцова Талина Алексеевна
«Детская школа искусств имени Г.Я.Ломакина»
п. Борисовка Борисовского района
e-mail: talina
.
golub
.2016@
.
ru
Аннотация: В статье рассматривается семантика народной игры «Ручеек» и ее
влияние на развитие детей младшего школьного возраста. Анализируется значимость
использования народных игр в образовательном процессе младших школьников.
Ключевые слова: семантика, игра, младший школьный возраст, народные игры.
Народные игры с древних времен являются главным средством
обучения подрастающего поколения и передачи традиций. С помощью игр из
поколения в поколение передавались понятия о труде, жизни, быте и устоев
народа, представления о любви, верности, смелости, находчивости. В
процессе игры демонстрировалась сила, ловкость и виртуозность, а также
пластика, танцевальная техника и креативность. На сегодняшний день, как и
в древние времена,игра в детском возрасте является основным источником
для интеллектуального, художественного и физического развития, в связи с
этим возникает необходимость в подробном изучении семантики игр и их
влияния на развитие детей младшего школьного возраста.
Включая в образовательный процесс игры, необходимо учитывать
возрастные и психологические особенности детей младшего школьного
возраста. Для данного возрастного периода необходимо подбирать игры, с
помощью которых будет формироваться уважительное отношение к своей
Родине, укрепляться коммуникативные навыки, усваиваться поведенческие
нормы. В данном случае использование народных игр является наилучшим
вариантом, так как они понятны детям всех возрастов, имеют различные
выразительные
формы,
направлены
на
взаимодействие
детей
и
демонстрацию их навыков и умений, а также способствуют расширению
кругозора детей младшего школьного возраста. Необходимо отметить, что
народные игры оказывают воздействие на эмоциональную составляющую
ребенка, что может послужить основой для нравственных чувств, которые
находят свое отражение в повседневной жизни и творческой деятельности.
На начальном этапе обучения детей младшего школьного возраста
можно использовать игру «Ручеек», так как данная игра является командной
и дошла до нашего времени в неизменном виде. Игра «Ручеек» предполагает
участие более пяти детей одновременно, которые разделяются на пары,
образуя две равные колонны напротив друг друга, которые с поднятыми
руками создают коридор. Далее можно продолжить игру в зависимости от
количества человек, если все дети парные, то пара находящаяся в конце
начинает движение по коридору вперед и занимает место первой пары в
колонне, такой принцип используется на протяжении всей игры, сложность
заключается в увеличении темпа движения, чем быстрее будет двигаться
ручеек, тем лучше. В случае если количество участников игры не четное, то
выбирается один ведущий, который начинает игру в конце ручейка, проходя
по коридору выбирает себе одного случайного человека в пару и занимает
место первой пары в колонне. Тот человек, у которого забрали пару,
занимает место ведущего и продолжает движение, в процессе данной игры
каждому ребенку предоставляется право быть ведущим. Если количество
участников образует слишком длинный ручеек, то можно выбрать несколько
водящих
одновременно,
что
позволяет
повысить
сложность
игры.
Увеличение темпа также сохраняется [1, c. 45]. Для детей младшего
школьного возраста необходимо в процессе игры использовать музыкальный
материал, с помощью которого развивается быстрота реакции, чувство ритма
и поддерживается общий ритм игры. В своем труде «Народные игры в
Никаноровском поселении» Т.В. Мартышова отмечала, что пары в «Ручейке»
лучше всего образовывать по принципу мальчик-девочка, девочка-юноша [4,
c. 92].
Перед началом игры необходимо рассказать о правилах и истории
данной игры детям. Обращаясь к семантике игры «Ручеек» было выявлено,
что две колонны, выстраиваемые участниками игры, являются отражением
мужского и женского начала и имеют сакральный смысл. Также важным
отличительным знаком являются сомкнутые руки на протяжении всей игры.
С древних времен руки считаются основным инструментом передачи
физической и психической энергии и связи с внешним миром. Положение
рук могут рассказать об эмоциях человека, например закрытые либо
скрещенные руки свидетельствуют о недоверии, нежелании общаться,
скрытности, в свою очередь открытые руки символизируют искренность,
добрые намерения и желание идти на контакт. Наиболее ярко это
выражается, когда мужчина просит руки избранницы, тем самым объединяя
их энергии в пару, и открепляя девушку от энергии родных.
Наши
предки,
играя
в
«ручеек»
образовывали
пары,
выбирая
понравившегося парня или девушку, и если симпатия оказывалась взаимной,
то пара выбывала из игры и образовывала рядом круг, где наблюдала за
оставшимися игроками. Когда все пары перешли в круг, то игра считалась
оконченной. В этот момент юноша мог преподнести подарок своей
возлюбленной, подкрепляя свои чувства к девушке, в случае если девушка
дарит ответный подарок, которым чаще всего бы платочек, то симпатия
считалась взаимной, если девушка принимала подарок, но не давала подарка
в ответ, то это рассчитывалось как сомнение в партнере.
На основе вышесказанного можно констатировать, что народные игры
в современной системе образования являются неотъемлемой частью,
особенно в работе с детьми младшего школьного возраста. Посредствам
использования народных игр дети приобщаются к культуре и традициям
своей страны, усваивают нормы поведения в обществе. Было определено,
что на начальном этапе обучения лучше всего обращаться к игре «ручеек»,
которая, несмотря на простату правил, имеет глубокий сакральный смысл и
является одним из символов объединения мужской и женской энергии.
Список литературы:
1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор: Исследования и тексты: Пособие для учителя. – М, 1957. – 240 с.
2. Байбурин, А.К. Ритуал в народной культуре: Структурно-семантический анализ
восточнославянских обрядов. – СПб, 1993. — 239 с.
3. Белоусов, А.Ф. Детский фольклор: Лекция для студентов-заочников. – Таллинн,
1989. – 37 с.
4. Мартышова, Т. В. Народные игры в Никаноровском поселении // Сборник "Мир
традиций
"
Белгородского
государственного
музея
народной
культуры
[Ред.
совет:Андросова Н.О., Басаргина А. А., Кравченко О. А., Теслев А. А., Шатерникова
Н.
И.]. – Белгород: КОНСТАНТА, 2008. – 112 с.