Автор: Клевцова Талина Алексеевна
Должность: Преподаватель отделения хореографии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени Г.Я. Ломакина" п. Борисовка Борисовского района
Населённый пункт: Белгородская область поселок Борисовка
Наименование материала: Крепостные театры и их роль в воспитании вкусов публики
Тема: Хореографическое искусство
Раздел: дополнительное образование
КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ И ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ВКУСОВ
ПУБЛИКИ
Клевцова Талина Алексеевна
«Детская школа искусств имени Г.Я.Ломакина»
п. Борисовка Борисовского района
e-mail: talina
.
golub
.2016@
.
ru
Аннотация:
В статье рассматривается взаимосвязь крепостных театров с
воспитанием вкусов публики. Анализируется процесс влияния театрального искусства на
культурное развитие населения и трансформации крепостных театров из любительских в
профессиональные.
Ключевые слова: театральное искусство, театр, крепостные, актер, крепостной
театр, публика, труппа.
Крепостные театры в России получили свое распространение в конце
XVII – начале XVIII века, на это повлияло, во-первых, принятая в 1785 году
екатерининская «Грамота городам», которая внесла новизну в города
посредством появления публичных театров и во-вторых, «Жалованная
грамота
дворянству»
принятая
также
1785
году,
благодаря
которой
узаконились господствующие права дворянства, что повлияло на появление
крепостных театров [4, с. 227]. Данные документы повлияли на развитие и
эволюцию вкусов публики. Театральная публика расширялась за счет
создания крепостных театров не только в столицах, но и в провинции, чему
способствовала политика государства, которая способствовала поддержке
зарождающегося театрального искусства.
Первые крепостные театры появились в Москве и в Петербурге и
представляли собой домашние (помещичьи) театры с участием крепостных, к
1797 году в Москве находилось 15 крепостных трупп, а в Петербурге свыше
25. Данные театры были архитектурно разнообразными, для оформления зала
и театральной ложи привлекались знаменитые художники. Чаще всего
крепостные театры оформлялись роскошно, так как они являлись частью
ансамбля усадьбы-дворца.
Наиболее популярным крепостным театром в Петербурге являлся
крепостной театр графов Шереметевых, который располагался на Большой
Никольской
улице.
Особенностью
данного
театра
являлось
то,
что
прославленные отечественные и европейские мастера оперы и балета,
создатели представлений, производили профессиональный отбор участников
из числа крепостных. Репертуар данного театра насчитывал более ста пьес
различных жанров. В середине 1780-х годов владельцем крепостного театра
стал сын Шереметева, именно с его помощью в 1790 году был построен
театр-дворец в селе Останкино [3, с. 34-41].
В Москве выдающимся театром считался крепостной театр П.А.
Позднякова, построенный в 1811 году. В данном театре были представлены
комические оперы, которые по праву считались театральным феноменом.
Это были пышно обставленные декорациями спектакли с подбором лучших
крепостных для исполнения ролей.
В течение XVIII века создавались благоприятные условия для развития
крепостных театров, вместе, с чем значительно вырос культурный уровень
россиян.
Именно
в
этот
период
театр,
который
ранее
посещался
принудительно по приказу Петра I, получил одобрение публики и стал
основным средством развлечения, как для столичных жителей, так и для
провинциальных. Это способствовало развитию такого вида театров, как
коммерческий театр, который выстраивал свой репертуар по запросам
зрителей, на основе чего появились разногласия в широких кругах русского
общества и высшей знати. Запросы широко круга русского общества были
демократичны, национальны и более эмоционально окрашены.
Это
породило борьбу вкусов демократически настроенных дворян и придворной
знати [3, с. 47-51]. Изучая историю развития крепостных театров, было
выявлено,
что
большинство
пьес,
которые
ставились
на
сцене
провинциального театра, были заимствованы из французского классического
театра. Пьесы русских писателей появились на сценах театра только лишь в
конце XVIII века, наиболее популярными были произведения А. Пушкина, Н.
Гоголя, М. Лермонтова и т.д. Популярность данных авторов была вызвана
сосредоточением внимания на проблемах русского народа, ограничения
распространялись только на тему критики чиновников и крепостничества.
Рассматривая деятельность крупных крепостных театров, необходимо
отметить, что актеры, принимающие участие в представлениях, проходили
обучение
в
специальных
театральных
школах,
также
имелись
профессиональные
крепостные
музыканты,
танцовщики,
переводчики,
живописцы и либреттисты. Все это оказывало колоссальное влияние на
восприятие зрителя. Впечатление также усиливало красота и богатство
отделки зрительного зала.
Крепостные театры можно условно разделить на четыре типа, к
первому относятся театры, в которых роли исполнялись непосредственно
дворянами и их детьми. Вторым видом данного театра является совместная
деятельность дворян с крепостными актерами. Третий вид представляет
собой вовлечение вольнонаемных актеров для исполнения главных ролей и
крепостной
труппы,
для
второстепенных
ролей.
Последний
вид
характеризуется привлечением вольнонаемных артистов и знаменитостей из-
за рубежа для руководства крепостным театром. В крепостных театрах, как
правило, принимало участие до 60 крепостных, которые подвергались
жестоким наказаниям за небольшую провинность и могли быть сосланы на
тяжелые работы. Крепостные, участвующие в постановках, получали
ежегодное жалование в виде вещей и денег. Лучших представителей
крепостного театра выкупали для участия в Императорских театрах [2].
Большой популярностью после войны 1812 года стало привлечение в
крепостные театры пленных французов, чаще всего они выступали на сценах
императорских театров, где представляли пьесы на французском языке с
использованием национальной музыки, что непосредственно оказывало
влияние на образованные слои общества.
Необходимо отметить, что большой популярностью среди населения
пользовался театр «охочих комедиантов». Благодаря деятельности данного
театра популяризировалась профессия актера, а также транслировались
основополагающие театральные ценности, за счет чего широкие массы
приобщались к театральному искусству. Самым крупным представителем
театра «охочих комедиантов» является Ярославский театр, руководителем
которого был Ф. Г. Волков, который был первым профессиональным актером
Русского публичного театра. Начиная с 1750 года, Ф.Г. Волков начинает
организовывать выступления своей труппы в амбаре отчима. Отношение
людей
к
творчеству
данного
театра
было
неоднозначным,
местное
купечество и духовенство не одобряла «богомерзкого» дела, но местные
жители города Ярославль проявляли интерес к театру. Роль театра также
повышалась за счет отсутствия газет, книг, необходимого количества школ и
грамотных людей, в связи с чем, театр становился местом духовного
наполнения и познания эстетических норм.
Большое значение в формировании театральной публики сыграли, так
называемые «школьные театры». Данные театры функционировали при
духовных учебных заведениях. Наиболее знаменитым школьным театров
является школьный театр при Киевской Духовной академии. Несмотря на то,
что в данных театрах публика было немногочисленной, но при этом была
высокообразованной и транслировала высокие духовные ценности. В своих
трудах Л. Гуревич отмечал, что «ко времени Елизаветы школьные театры
существовали уже, кроме Киева и Москвы, в Смоленске, Полоцке,
Чернигове, Казани, Новгороде, Твери, Ростове, Ярославле, Тобольске и
Иркутске» [1, с. 54].
Необходимо отметить, тот факт, что в 40-годах XIX века популярность
крепостных театров падает, в связи с тем, что большое развитие получают
частные труппы, которые составляют вольнонаемные профессиональные
драматурги,
музыканты,
актеры
и
т.д.
Практически
полностью
существование
крепостных
театров
прекратил
Манифест
об
отмене
крепостного права, в связи, с чем многие актеры, музыканты, драматурги
имели право покинуть крепостной театр, начать гастролировать, создавать
свои труппы и спектакли самостоятельно, что дало новый виток развития в
области театрального искусства. Несмотря на это крепостной театр оказал
колоссальное влияние на развитие зрелищных видов искусства в России.
Вольные театральные труппы в первые годы своего существования
пополнялись за счет бывших крепостных актеров.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что расцвет
развития крепостных театров пришелся на XVII
– XVIII
век. Широкое
распространение крепостных театров влияло на уровень образования
крепостных крестьян, которых обучали литературе, музыке, хореографии, а
также публики, состоящей из крестьян, дворян и высшей знати. В процессе
развития коммерческих театров возникли разногласия в театральных
запросах театральных зрителей, что свидетельствует о высоком уровне
культуры и осведомленности в области театра. Посредствам просмотра
театральных представлений повышался культурный уровень населения,
создавались театра «охочих комедиантов», с помощью которых театральное
искусство демонстрировалось в российских глубинках. Все это оказывало
влияние
на
повышение
культурного
уровня
населения
и
частично
сформировало
их
вкусы.
Чаще
всего
в
крепостных
театрах
были
востребованы драмы, комедии, комические оперы и балеты.
Список литературы
1.
Гуревич Л. История русского театрального быта. – Москва ;
Ленинград : Искусство, 1939. – 304 с.
2.
Дымова
Е.Н.
Крепостные
театры
в
России
и
проблема
творчества // Сборник статьей конференции «Молодежь и научно –
технический прогресс», 2007.
3.
Кузьмин А. И. У истоков русского театра : книга для учащихся /
А. И. Кузьмин. – Москва : Просвещение, 1984. – 160 с.
4.
Теория
и
история
хореографического
искусства.
Учебное
пособие. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры,
2004. – 368 с.