Напоминание

Патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию совместной работы с семьёй


Автор: Веретенникова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию совместной работы с семьёй
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ»

Введение

Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте является

важной

составляющей

формирования

личности

ребёнка.

В

соответствии с ФГОС ДО, одной из ключевых задач образовательного

процесса является воспитание у детей гражданственности, уважения к

культурным

традициям

и

историческому

наследию

своей

страны.

Однако

эффективность

патриотического

воспитания

значительно

повышается,

если

оно

осуществляется

не

только

в

условиях

дошкольной образовательной организации (ДОО), но и при активном

участии семьи.

Современные исследования показывают, что семья выступает

первичным

институтом

социализации,

где

закладываются

основы

нравственных ценностей, в том числе любви к Родине. В связи с этим

актуальной

становится

разработка

методик,

направленных

на

интеграцию усилий педагогов и родителей в процессе патриотического

воспитания детей 5–7 лет.

Цель данной методической разработки – предложить систему

работы

по

патриотическому

воспитанию

старших

дошкольников,

основанную

на

взаимодействии

ДОО

и

семьи,

включающую

теоретические обоснования, практические методы и критерии оценки

эффективности.

1.

Теоретические

основы

патриотического

воспитания

дошкольников

1.1. Понятие и структура патриотического воспитания

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс

формирования у детей любви к Родине, гордости за её историю и

культуру, готовности к защите её интересов. В дошкольном возрасте

патриотизм проявляется через:

когнитивный

компонент

(знания

о

стране,

родном

крае,

символике);

эмоционально-ценностный компонент (чувство привязанности к

семье, городу, стране);

деятельностный

компонент

(участие

в

праздниках,

проектах,

помощь окружающим).

1.2. Роль семьи в патриотическом воспитании

Семья

обладает

уникальными

возможностями

для

передачи

эмоционального опыта, связанного с патриотическими ценностями.

Через семейные традиции, рассказы старших поколений, совместные

посещения музеев и памятных мест у детей формируется устойчивое

положительное отношение к своей стране.

Однако современные родители нередко испытывают трудности в

вопросах патриотического воспитания из-за:

недостатка методических знаний;

дефицита времени;

недооценки значимости данной темы в дошкольном возрасте.

Задача педагогов – активизировать родителей, предоставив им

понятные инструменты для совместной работы.

2.

Цели

и

задачи

патриотического

воспитания

в

сотрудничестве с семьёй

2.1. Цель

Формирование у старших дошкольников основ патриотизма через

систему совместных мероприятий с участием педагогов и родителей.

2.2. Задачи

Обучающие:

Познакомить

детей

с

историей,

символикой

и

культурными

традициями России.

Сформировать представления о малой родине (родной город,

улица, семья).

Развивающие:

Развивать

эмоциональную

отзывчивость

через

изучение

народного творчества (сказки, песни, промыслы).

Способствовать

развитию

речи

в

процессе

обсуждения

патриотических тем.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к старшим, ветеранам, традициям семьи.

Формировать активную гражданскую позицию у родителей.

3. Этапы реализации работы

3.1. Подготовительный этап

Срок: 2 недели.

Действия педагогов:

Анкетирование родителей («Какие патриотические ценности вы

прививаете ребёнку?»).

Разработка конспектов занятий, подбор литературы, аудио- и

видеоматериалов.

Создание в группе уголка патриота (фотоальбомы, символика,

детские рисунки).

Работа с родителями:

Консультация «Как говорить с дошкольником о патриотизме».

Приглашение к сбору семейных реликвий (фотографии, письма,

награды).

3.2. Основной этап

Срок: 2–3 месяца.

3.2.1. Познавательная деятельность

Тематические беседы:

«Моя

семья

часть

России»

(составление

генеалогического

древа).

«Герб и флаг нашей страны» (творческая работа по созданию

семейного герба).

Экскурсии с родителями:

Краеведческий музей, памятные места города.

Возложение цветов к Вечному огню (с участием ветеранов).

3.2.2. Творческо-игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы – защитники Родины» (на основе былин и исторических

событий).

«Путешествие по России» (знакомство с регионами страны).

Художественное творчество:

Рисование «Мой любимый город».

Лепка «Народные игрушки» (дымковская, филимоновская).

3.2.3. Совместные мероприятия с родителями

Семейные гостиные:

«Бабушкины

сказки»

(рассказы

родителей

о

традициях

их

детства).

«Песни военных лет» (совместное исполнение).

Творческие проекты:

«Книга памяти» (фото и рассказы о родственниках-участниках

ВОВ).

«Наши предки» (исследование семейной истории).

3.3. Заключительный этап

Срок: 1–2 недели.

Праздник «День России» (выступления детей, выставка семейных

работ).

Круглый

стол

с родителями

(обсуждение

результатов, обмен

опытом).

Мониторинг детских знаний (викторина «Я знаю свою страну»).

4. Методы оценки эффективности

Для определения результативности используются:

Наблюдение

за

поведением

детей

(проявление

интереса

к

истории, уважение к символам страны).

Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, рассказы).

Обратная связь от родителей (анкеты, устные отзывы).

Критерии успешности:

Ребёнок знает государственные символы, может рассказать о

своей семье.

Проявляет

интерес

к

народным

традициям,

участвует

в

мероприятиях.

Родители активно включаются в патриотическое воспитание.

5. Ожидаемые результаты

Реализация данной методики позволит:

Сформировать у детей первичные патриотические чувства.

Укрепить взаимодействие между ДОО и семьями.

Повысить

социальную

активность

родителей

в

вопросах

воспитания.

Заключение

Предложенная

система

работы

интегрирует

образовательный

процесс

и

семейное

воспитание,

что

соответствует

современным

требованиям дошкольной педагогики. Использование разнообразных

форм

деятельности

(игровых,

познавательных,

творческих)

обеспечивает высокий уровень вовлечённости детей и родителей.

Данная методическая разработка может быть адаптирована с

учётом региональных особенностей и применяться в практике ДОО как

долгосрочный проект по патриотическому воспитанию.



В раздел образования