Автор: Сухорукова Евгения Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Еланский детский сад №6 «Колокольчик» Еланского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: р.п.Елань,Еланского района Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые
в детском саду»
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения,
обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном
учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые
направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования
– сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?
Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного
образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование
здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность тех
принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют
традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к
ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада
и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие
становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья
воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья –
всех участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими
упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах.
3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной
работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных
навыков и способностей детей.
4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.
5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению
их к здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –
определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств
здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в
детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих
технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии,
обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством
медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами,
с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и
дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация
профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в
обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии,
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие
физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к
повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому
воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм
оздоровительной работы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии
воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель-
становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление
знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно
и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это
технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий
принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной
логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах
деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии,
обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная
задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или
психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе
ДОУ
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии,
направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры
профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий -
обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по
которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного
учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний
заболеваемости
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить
в три подгруппы:
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30
мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой
комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку.
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя
элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида
занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в
групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех
возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и
временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и
целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно
использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой
ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной
гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней
опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.
Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний
возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо
проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во
второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач,
поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка,
посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы,
этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут
быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии
эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по
специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и
болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – вразличных формах физкультурно-
оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от
поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть
других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком
является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками
необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в
зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей
группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у
ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает
тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию
постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный
эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения
следующих принципов:
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе
закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо
составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья
детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается
перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа
согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ
жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё
здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то
можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только
физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: “В здоровом теле –
здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое
тело.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он
жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это
залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.