Напоминание

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»


Автор: Сухорукова Евгения Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Еланский детский сад №6 «Колокольчик» Еланского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: р.п.Елань,Еланского района Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые

в детском саду»

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения,

обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном

учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые

направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования

– сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?

Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение

здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного

образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование

здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность тех

принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют

традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к

ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада

и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения

ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,

поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей

дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и

безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,

психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие

становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья

воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья –

всех участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими

упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах.

3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной

работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных

навыков и способностей детей.

4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.

5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению

их к здоровому образу жизни.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –

определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств

здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в

детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих

технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии,

обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством

медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами,

с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:

организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по

оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и

дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация

профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в

обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии,

направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие

физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к

повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому

воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм

оздоровительной работы.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии

воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель-

становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление

знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его,

обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно

и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это

технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий

принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной

логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах

деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии,

обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная

задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного

психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и

взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или

психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе

ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии,

направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры

профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий -

обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по

которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного

учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний

заболеваемости

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить

в три подгруппы:

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30

мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой

комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя

элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида

занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в

групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех

возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и

временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и

целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно

использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой

ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в

любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать

наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной

гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней

опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний

возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо

проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во

второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач,

поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка,

посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия

строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы,

этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут

быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии

эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по

специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и

болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – вразличных формах физкультурно-

оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от

поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть

других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия

используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может

рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком

является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками

необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в

зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей

группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у

ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает

тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию

постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный

эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения

следующих принципов:

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе

закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо

составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья

детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается

перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа

согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела

оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая

деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ

жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё

здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то

можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только

физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: “В здоровом теле –

здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое

тело.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он

жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это

залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.



В раздел образования