Напоминание

Хореографическое искусство


Автор: Коптенко Надежда Ивановна
Должность: Преподаватель отделения хореографии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени Г.Я. Ломакина" п. Борисовка Борисовского района
Населённый пункт: Белгородская область поселок Борисовка
Наименование материала: Гармоничное развитие личности по средствам хореографии
Тема: Хореографическое искусство
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гармоничное развития личности по средствам хореографии

Хореографическое искусство занимает особое место в традиционных

праздниках и обрядах и является связующим звеном между музыкой и

песней, драматическим представлением и старинными сказаниями. Как одно

из направлений фольклора хореографическое искусство имеет значительный

педагогический потенциал и способствует воспитанию подрастающего

поколения в традициях народа.

В настоящее время овладение инновационными технологиями в

различных

областях

жизнедеятельности

стали

приоритетными

направлениями в развитии России XXI в. Большинство исследователей

отмечают становление новой образовательной парадигмы - инновационного

креативного

образования,

направленного,

прежде

всего,

на

развитие

духовности и творческой сущности человека.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:

современные

педагогические

технологии

развития

лидерских

и

диалогических

способностей;

педагогические

аспекты

творческой

деятельности; этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и

развитию;

методы

развития

межличностного

общения

в

коллективе;

интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта

танцевального

коллектива;

методы

создания

художественной

среды

средствами хореографии.

В связи с этим возрастают потребности в одаренных, творчески

настроенных

педагогах,

которые

не

только

глубоко

понимают

педагогические задачи искусства в обществе, но и владеют необходимыми

профессиональными навыками работы с творческим коллективом, без чего

невозможно

дальнейшее

развитие

такой

востребованной

области

художественного образования, как область хореографического искусства.

Среди

видов

искусства,

оказывающих

влияние

на

развитие

художественно-творческих способностей, танец, пластика занимает особое

место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь

большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения.

Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения,

свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные,

коммуникативные

и

регулятивные

функции

стимулируют

развитие

способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют

ассоциативные связи (Л.П. Печко). Традиционно массовая хореография

рассматривается

в

теории

как

один

из

видов

невербального

коммуникативного искусства, языком которого являются художественно-

пластические действия (Громова Е.Н., Громов Ю.И.).

Активная реализация инновационной модели обеспечит достижение

нового

уровня

качества

творческой

деятельности

руководителей

хореографических коллективов, отвечающего задачам развития способной к

продуктивному

взаимодействию

в

процессе

создания

коллективного

творческого продукта личности.

Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных

движениях,

несет

в

себе

различные

аспекты

эстетического

начала,

способствующие,

в

свою

очередь,

развитию

информативной,

коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер

развития учащихся.

Воспитание

и

обучение

представляют

неразрывное

единство.

Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая

знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы

свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.

Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают

положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту

их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое

искусство

имеет

богатую

возможность

широкого

осуществления

воспитательных задач. В формировании эстетической и художественной

культуры

личности

хореографическое

искусство

является

важнейшим

аспектом эстетического воспитания.

Формирование

самосознания

проходит

несколько

этапов,

соотносящихся с основными периодами психического развития и стадиями

развития: начальный этап приходится на дошкольный и младший школьный

возраст

(5-10

лет);

второй

этап

развития

самосознания

охватывает

подростковый возраст (11-15 лет); третий этап выпадает на ранний

юношеский возраст (15-17 лет); четвертый этап, охватывающий поздний

юношеский (студенческий) возраст (18-24 года), является решающим

периодом развития самосознания и, наконец, пятый этап – адекватная форма

самосознания с позитивной самоидентификацией выявлена у лиц среднего

возраста от 35 до 50 лет.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок,

костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на

балетных

спектаклях,

в

художественных

альбомах,

видеофильмах.

Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают

уважения.

Занятия

хореографическим

искусством

способствуют

физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное

занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной

осанкой,

восхищает

окружающих.

Но

ее

формирование

-

процесс

длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность,

трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не

только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами

воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих

делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей,

занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в

танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие,

нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Творческий хореографический коллектив – это единый развивающийся

организм, в котором действуют определенные психолого-педагогические

закономерности.

В процессе

совместного творчества создается эстетическая среда,

которая

служит

катализатором

творческих

процессов,

преобразует

межличностное общение, переводя его на более высокий уровень.

Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и

вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью,

за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически. Занятия

хореографией

помогают

воспитывать

чувство

эстетического

вкуса,

развивают физические данные, а также творческие способности детей.

Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и

эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к

эстетическому

творчеству,

невозможно

решить

важнейшую

задачу

всестороннего и гармоничного развития личности.

Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт

изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже

самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе

обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе

зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих

учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому

духовному развитию.



В раздел образования