Напоминание

Формирование вокально-хоровых навыков в детском хоре


Автор: Возба Анастасия Леонтьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование вокально-хоровых навыков в детском хоре
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района Волгограда»

Методические рекомендации :

"Формирование вокально хоровых навыков в младшем хоре"

Автор:

Возба Анастасия Леонтьевна

педагог дополнительного

образования

Волгоград

Методическая рекомендация по развитию вокально -хоровых навыков в

учреждениях дополнительного образованиян направленна на формирование

у детей музыкальных и хоровых компетенций.В рамках рекомендации

предусмотрены

занятия

по

развитию

вокальной

техники,дикции,музыкального

слуха,а

также

репетиции

хорового

исполнительства.

Хоровое пение представляет собой один из видов музыкального

исполнения. Оно является основой развития музыкальной культуры.

Хоровое пение способствует

развитию и совершенствованию слуха,

расширению

культурного

кругозора,

воспитанию

высокого

художественного вкуса. Кроме того, на занятиях хора дети осваивают

основы хоровой культуры, приобретают навыки хорового исполнительства.

Объект исследования: Вокально-хоровые навыки.

Предмет исследования: Методы развития вокально-хоровых навыков.

Научная новизна: Разработка методической рекомендации для развития

вокально-хоровых навыков в учреждениях дополнительного образования.

Цель :

Повышение качества обучения вокально-хоровым навыкам в

учреждениях дополнительного образования.

Целевая

аудитория:

Преподаватели

и

учащиеся

учреждений

дополнительного

образования,интересующиеся

развитием

вокально-

хоровых навыков.

Введение

Чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в

хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами,

вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у

них необходимые вокально-хоровые навыки.

Певческий голос учащегося, при условии правильного пути развития таит

в себе большие художественные возможности.

Тема вокально-хорового воспитания младших школьников настолько важна

для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее

освещением можно заниматься бесконечно долго и все равно будут

оставаться пробелы и «узкие» места. Кроме того, методики хорового

воспитания вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый

педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения

что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий

опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за

изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для

личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс

развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом

коллективе. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

Работа с хором ведется по 3-м разделам:

1.вокальная работа;

2.строй и ансамбль;

3.исполнение хорового произведения.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с

работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем,

что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном

развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано,

что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о

пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении

определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок,

дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильное пение укрепляет

здоровье детей.

Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо

сформировать у него основные вокально-хоровые навыки.  К ним относятся:

1. Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой

установке, как основе успешного освоения учебного материала.

2. Дирижёрский жест .Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами

дирижёрских жестов:

- внимание

- дыхание

- начало пения

- окончание пения

- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи

3. Дыхание и паузы . Педагог должен научить детей овладевать техникой

дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его

расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой

цепного

дыхания.

Дыхание

воспитывается

постепенно,

поэтому

на

начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими

фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами.

Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо

объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и

настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего

подходят русские народные песни.

4.

Звукообразование.

Формирование

мягкой

атаки

звука.

Твёрдую

рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого

характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука

играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над

звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

5. Дикция .Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных,

навыка активной работы артикуляционного аппарата.

6. Строй, ансамбль .Работа над чистотой и точностью интонирования в пении

- одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое

осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через

освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных

звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных

последовательностей, пение a сappella.

В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в

тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения

необходимы

единообразие

и

согласованность

в

характере

звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих

прислушиваться к звучащим рядом голосам.

 РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМ

ХОРОМ.

 Начальный этап работы с младшим хором. Младший хор, как уже

отмечалось выше, характеризуется ограниченным голосовым диапазоном -

До(1октавы) - ре - ми-бемоль (2 октавы). Здесь тембр голоса трудно

определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже

альты. В связи с этим в начале занятий деление на хоровые партии

нецелесообразно. Главная задача на начальном этапе работы - добиться

унисонного звучания хора.

Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и

выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие,

фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.).

Особое внимание здесь стоит уделить дыханию - широкому дыханию по

фразам.

Каждое занятие младшего хора начинается с распевания, далее следуют

упражнения хорового сольфеджио. Разучивание песни может проходить с

голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное

пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий, но затем нужно

вернуться к нотам.

Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых,

дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая

перестройка: «оказывается, это интересно - петь по нотам, и не так уж

трудно».

Обязательно учитываются особенности возраста детей. Так, в младших

классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его

концентрации приходится чередовать самые различные методические

приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по

нарастающей линии.

Хоровой урок должен проходить стремительно, эмоционально.

Использование комплекса различных методов и приемов должно быть

ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём

стимулирования,

прежде

всего,

слухового

внимания

и

активности,

сознательности и самостоятельности.

Дифференциация качества звучания голоса и элементов музыкальной

выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается

на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже

представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, -

сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания,

мышечной памяти и т.п. Для реализации такого подхода к развитию детского

голоса необходимо знание педагогом голосовых возможностей детей от

рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач

вокальной работы для каждого этапа обучения.

Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых

навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель

хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что

будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать

репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и

выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку

некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требования:

Носить воспитательный характер

Быть высокохудожественным

Соответствовать возрасту и пониманию детей

Соответствовать

возможностям

данного

исполнительского коллектива

Быть разнообразным по характеру, содержанию

Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение

должно двигать хор вперёд в приобретение тех или

иных навыков, или закреплять их.

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые

будут петь, это может оказаться неразрешимой задачей, и это скажется на

продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление

безинтересность к делу которым они занимаются, в некоторых случаях даже

отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка.

Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с

осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время

большое количество легких произведений должны быть в репертуаре

ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный

рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт

даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться, как

можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового

восприятия и вокально-слуховых представлений:

• слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью

последующего анализа услышанного;

• сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

• введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах

музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;

• пение «по цепочке»;

• моделирование высоты звука движениями руки;

• отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы,

графика, ручных знаков, нотной записи;

•выделение

особо

трудных

интонационных

оборотов

в

специальные

упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или

вокализацией;

• в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска

наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию,

артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

• вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на

гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при

переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

• вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового

звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

• при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции

нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться

исполнять в позиции верхнего;

• расширение ноздрей при входе (а лучше - до вдоха) и сохранения их в

таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение

верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а

эластичные

ткани,

выстилаются

упругими

и

более

твердыми,

что

способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно,

резанирование звука;

• целенаправленное управление дыхательными движениями;

• произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную

мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

• беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на

внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает

восприятию звукового эталона;

проговаривание

слов

песен

нараспев

на

одной

высоте

слегка

возвышенным

голосам

по

отношению

к

диапазону

речевого

голоса;

внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию

положения гортани с целью постановки речевого голоса;

вариативность

заданий

при

повторении

упражнений

и

заучивания

песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога,

динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

У детей необходимо развивать хорошую дикцию.

Дикция

(греч.)

-

произношение.

Формирование

хорошей

дикции

основывается на правильно организованной работе над произношением

гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, мы

обычно стараемся научить певцов, как можно чётче и яснее произносить

согласные. Это очень важно, потому что именно ясность согласных помогает,

понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так

же необходимо.

Мы учим также хор и редуцированию.

Редукция - ослабление артикуляции звука. Неясно произношение гласных

звуков - редуцированный гласный.И продолжительности выдерживания

звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных

регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому

произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему

гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом

дыхания.

Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны.

Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая

классическую музыку,обработки народных песен, и песни современных

композиторов, воспитанники проникаются ощущением ответственности,

ценности своей жизни и жизни окружающих, учатся высокой нравственности

и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся

естественно

и

правдиво

передавать

в

звуке

тончайшие

оттенки

человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей

степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство

ритма, память, дикцию и культуру речи.

Хоровое пение

- искусство массовое, оно предусматривает главное-

коллективное исполнение художественных произведений.

А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются

не одним человеком, а массой людей.

Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается

хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом

исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем

если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения

оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Через

хоровую

деятельность

происходит

приобщение

ребенка

к

музыкальной

культуре,

а

коллективное

пение

-

это

прекрасная

психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования

лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки

музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя

в искусстве.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод:

важнейшей задачей современной музыкальной педагогики является

создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс

музыкально-хорового образования на дополнительного образования

целенаправленным и последовательным.



В раздел образования