Напоминание

«Сенсомоторное развитие детей младшего возраста»


Автор: Комарова Надежда Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО № 51" структурное подразделение дошкольные группы села Алёшня
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: «Сенсомоторное развитие детей младшего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсомоторное развитие детей младшего возраста»

воспитатель

МБОУ «ЦО №51» г Тула структурное подразделение

дошкольные группы села Алёшня Комарова Н.С.

«Ребёнка не волнует, что знают другие, он хочет до

всего дойти сам, хочет сам познать мир»

М.Монтессори.

«Помоги мне это сделать самому»

Маленький ребёнок изучает окружающий мир с самого рождения.

М.Монтессори писала «К трём годам дети впитывают столько информации,

сколько взрослый человек за 60 лет». Ребёнок всё не только рассматривает,

но и ощупывает. При обследовании тех или иных предметов накапливается

информация о цвете, форме, величине, качественных характеристиках,

положении в пространстве относительно ребёнка. С накопление тактильных

ощущений совершенствуется умение сравнивать, выделять основные

признаки.

Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой показали, что

развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей.

Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют

логически рассуждать, у них хорошо развита память, внимание, связная речь.

«Рука – это вышедший наружу мозг» - писал И. Кант.

Учёные считают, что возраст от 2-х до 6-ти лет является наиболее

восприимчивым для развития. «Человеку никогда более в жизни не удаётся

так легко и радостно учиться, чем в этот особый период» - писала

М.Монтессори. «Поэтому нужно обогатить жизнь ребёнка такой средой,

чтобы он смог стать обладателем знания, опыта, тонко чувствовать реальную

действительность».

Дети овладевают двумя видами моторных (двигательных) умений –

крупной моторикой, необходимой для ходьбы, сидения и мелкой, к которой

относятся мелкие мышечные движения кистей рук. Навыки мелкой моторики

– это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и

нервной системе, поэтому они формируются в контексте целостного

развития ребёнка.

Чтобы руки детей стали умелыми, ловкими им нужно время и практика

для освоения движений. А для этого необходимо создать окружающую

среду, способствующую такому развитию, что привело бы к возрастанию

независимости и успешности действий маленьких детей. Координированные

движения, освоение захватов и сенсорные навыки не появляются сами собой.

Для возникновения нужно создать условия для их наработки. Необходимо

сформировать у детей нужную цепочку действий, воспроизводить их в

правильной последовательности. Эта цепочка непосредственно связана с

познавательной деятельностью ребёнка и стимулирует исследование

окружающего пространства.

В детский сад особенно в ясельную группу приводят детей, не имеющих

никаких навыков в самообслуживании своих потребностей. Родители, считая

их очень маленькими, не учат пользоваться ложкой, горшком, пить из чашки,

мыть руки, вытирать их о полотенце. А уж о том, чтобы ребёнок мог

самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать или расстёгивать

различные застёжки, мнение родителей и бабушек – потом научится. При

таком отношении к самообслуживающим умениям, упускается самый

благодатный возраст, когда малыш хочет научиться. «Я – сам»- не устраивает

родителей из-за затруднений со стороны детей в освоении этих умений, из-за

времени, которое малыш тратит на обучение. Взрослые предпочитают сами

одеть, обуть, застегнуть, шнуровать, чем терпеливо ожидать маленькой

победы ребёнка над такими трудными для него проблемами. В дальнейшем

проблемы становятся актуальнее, острее. Если в младшем возрасте ребёнок

всему учится играя, ненавязчиво, то по прошествии времени взрослым

приходится форсировать обучение, что не всегда даётся легко. Малыши,

получая постепенное усложнение задания при обучении, принимают это как

само собой разумеющееся, потому что оно накладывается на уже имеющиеся

умения. Формирование навыков самообслуживания происходит как в

специально организованных занятиях, в дидактических играх, а также в

самостоятельных играх и в повседневной жизни во время режимных

моментов.

Для того, чтобы помочь малышам овладеть умениями: застёгивать,

расстёгивать, шнуровать, расшнуровывать, то есть развивать моторику

мелких мышц рук, нужно как можно больше тренировать детей в этих

действиях. Исходя из важности развития моторики мышц рук детей,

воздействия через точки на руках на развитие интеллекта, я сделала свои

пособия, в которых постаралась учесть всё необходимое: нужные для

изучения цвета; форму; размер застёжек, удобных для детей; фактуру

материала; и то, что поделки должны быть безопасными; прочными;

возможность их обработки, так как с ними работает большое количество

детей. Все пособия сделаны из поролона, обшиты материалом, необходимой

цветовой гаммы, приближенных к тем цветам предметов, которые

изображает пособие. Используется материал разный по фактуре. При

ощупывании пособий ребёнок приобретает опыт в тактильной

чувствительности. Эти пособия не травмируют детей, он не поранится о них,

они не раскрошатся, если маленький исследователь попробует их на зуб, не

сломаются, когда ребёнок захочет использовать их в игре не так, как

предлагает взрослый. Он может их использовать как в совместной с

воспитателем деятельности, так и в свободное время так, как подсказывает

его фантазия. Игрушки – пособия объёмные, что позволяет упражнять кисти

малышей в противопоставлении большого пальца остальным, в

совершенствовании ладонного захвата. В этих пособиях использованы

материалы различной фактуры помогающие развивать и совершенствовать

тактильные ощущения пальцев, ладоней. Яркая цветовая гамма даёт

возможность знакомить с цветами спектра от красного до фиолетового.

Пособия знакомят с формой, строением цветов, насекомых, передают

основные отличительные особенности внешнего вида диких животных. Эти

пособия используются как в совместной обучающей деятельности детей и

взрослого, так и в самостоятельной игровой деятельности ребёнка с целью

развития познавательной активности, тактильных ощущений, координации

движения пальцев и запястий, совершенствования захватов: ладонного,

щепотного, пинцетного, т.е. зрительно – моторных навыков.

К каждому пособию разработаны конспекты, позволяющие обучать по

принципу - от простого к сложному, подводящие детей к ощущению

значимости выполняемых действий, потому что ребёнок в игре – занятии

«помогает» игровому персонажу.

Начинаю работу с пособиями как совместную обучающую деятельность

взрослого и ребёнка. На первых порах после показа порядка выполнения

действий нужно помочь рукам детей справиться с пуговицей и прорамкой.

Для этого применяется приём пассивных движений – воспитатель берёт руки

ребёнка в свои и помогает расстегнуть или застегнуть. Выполняемые

действия обязательно сопровождаются словесным объяснением, с

акцентированием внимания на том, что он сделал сам, научился, помог

игровому персонажу. Называя свои действия, малыш закрепляет порядок их

выполнения. Постепенно совершенствуя приобретаемые умения, ребёнок

поднимается на более высокую ступень, когда проводимые с застёжками

действия уже не нуждаются в постоянном контроле со стороны глаз. Имея

возможность постоянно тренироваться в действиях с застёжками, ребёнок

доводит движения пальцев и кистей до автоматизма.

Приобретённые в игре с пособиями навыки дети постепенно переносят

в повседневную жизнь, учатся обслуживать себя во время одевания,

подготовки ко сну, самостоятельных играх в игровых уголках. Эти умения

позволяют детям чувствовать себя более уверенными, самостоятельными

рядом с сверстниками.

Не всегда удаётся рассмотреть животных и насекомых в природе, а

пособия Грибок –теремок, Цветик семицветик – теремок позволяют заметить

характерные отличительные особенности. С их помощью можно учить

сравнивать, обобщать, сопоставлять, анализировать.

Во время игр развивается воображение, кругозор, речь, пополняется

словарь ребёнка.

Мониторинг сенсо – моторных навыков показывает, что занятия с этими

пособиями помогают маленьким детям освоить застёгивание, расстёгивание

различных видов застёжек быстрее. Руки ребёнка становятся ловкими,

умелыми. Дети лучше запоминают цвета спектра, правильно их называют.

К 4-м годам дети в моей группе уверенно расстёгивают и застёгивают

застёжки, умеют самостоятельно подготовиться к различным режимным

моментам, оказывают посильную помощь малышам.



В раздел образования