Напоминание

Методическая статья


Автор: Баннова Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Муринский центр "СОШ" №1
Населённый пункт: город Мурино Ленинградская область
Наименование материала: Статья " Принципы организации речевой среды на уроках русского языка и литературы".
Тема: Методическая статья
Раздел: полное образование





Назад




Методические правила организации речевой среды на уроках

русского языка и литературы.

Культура речи- это такой набор и такая организация языковых средств, которые в

определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики

общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных

коммукативных задач.

Воспитание человека высоконравственного, образованного , обладающего

самостоятельным мышлением, исследовательской позицией , способного к реализации

личностного потенциала - это из моего педагогического регламента. Позитивная

динамика учебных достижений обучающихся может быть только в случае любой

конкретной деятельности, только через « работу ума и сердца» можно получить

позитивный результат и увидеть своих учеников успешными.

Все изученное , прочитанное мною дало возможность вывести основные методические

правила организации искусственной речевой среды на уроках русского языка и

литературы :

1.Принцип внимания к материи языка( учащийся должен научиться слышать и

чувствовать особенности звучащего текста, воспроизводить их в собственной речи).Это

уроки выразительного чтения, чтения наизусть и по ролям, чтение текстов разнообразных

по родовой и жанровой принадлежности.

2.Принцип понимания языковых значений. ( Важно , чтобы учащийся понимал значение

тех единиц, с которыми приходится работать на уроке.).Данный принцип

«отрабатывается» на уроках русского языка посредством заданий « Внимание! Термин!»,

а также при всех видах грамматического разбора ; учащиеся ведут лингвистические

справочники, в которых отражают свою самостоятельную исследовательскую

деятельность в области овладения лингвистическими , в том числе и

литературоведческими терминами. Это дает возможность впоследствии 85% учащимся

справиться с самостоятельной и проверочной работой. Закрепляется и орфографиче-

ский навык в правописании лингвистических терминов.

3.Принцип развития выразительности речи. ( Учащийся должен научиться выражать

свое эмоциональное состояние, оценивать окружающую действительность средствами

родного языка). Сочинение- миниатюра, интерпретация текста, эпизода, стихотворения-

первые шаги в освоении красоты родной речи.

4. Принцип развития языка. (Обучающиеся получают задания в теме « Этимология

слова». Этимологические основы знаний учащиеся получают в рамках кружка 5- 6

класс).Итог исследовательских наблюдений ребят - выступление в рамках Недели

Словесности.

5.Принцип координации устной и письменной речи, что означает прежде всего необ-

Ходимость опережающего развития устной речи перед письменной. Опробируется

этот принцип через организацию системы уроков « Читаю дома» с последующим

пересказом и акцентированием внимания на эпизодах, героях, особенно запомнив-

шихся.

Выше названные принципы организации речевой среды позволяют решать важную

проблему – проблему культуры речи. Учащиеся приобретают навык литературно

правильно, логично и образно излагать свои мысли, как в устной , так и в письменной

речи.



В раздел образования