Автор: Баннова Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Муринский центр "СОШ" №1
Населённый пункт: город Мурино Ленинградская область
Наименование материала: Статья " Принципы организации речевой среды на уроках русского языка и литературы".
Тема: Методическая статья
Раздел: полное образование
Методические правила организации речевой среды на уроках
русского языка и литературы.
Культура речи- это такой набор и такая организация языковых средств, которые в
определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики
общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных
коммукативных задач.
Воспитание человека высоконравственного, образованного , обладающего
самостоятельным мышлением, исследовательской позицией , способного к реализации
личностного потенциала - это из моего педагогического регламента. Позитивная
динамика учебных достижений обучающихся может быть только в случае любой
конкретной деятельности, только через « работу ума и сердца» можно получить
позитивный результат и увидеть своих учеников успешными.
Все изученное , прочитанное мною дало возможность вывести основные методические
правила организации искусственной речевой среды на уроках русского языка и
литературы :
1.Принцип внимания к материи языка( учащийся должен научиться слышать и
чувствовать особенности звучащего текста, воспроизводить их в собственной речи).Это
уроки выразительного чтения, чтения наизусть и по ролям, чтение текстов разнообразных
по родовой и жанровой принадлежности.
2.Принцип понимания языковых значений. ( Важно , чтобы учащийся понимал значение
тех единиц, с которыми приходится работать на уроке.).Данный принцип
«отрабатывается» на уроках русского языка посредством заданий « Внимание! Термин!»,
а также при всех видах грамматического разбора ; учащиеся ведут лингвистические
справочники, в которых отражают свою самостоятельную исследовательскую
деятельность в области овладения лингвистическими , в том числе и
литературоведческими терминами. Это дает возможность впоследствии 85% учащимся
справиться с самостоятельной и проверочной работой. Закрепляется и орфографиче-
ский навык в правописании лингвистических терминов.
3.Принцип развития выразительности речи. ( Учащийся должен научиться выражать
свое эмоциональное состояние, оценивать окружающую действительность средствами
родного языка). Сочинение- миниатюра, интерпретация текста, эпизода, стихотворения-
первые шаги в освоении красоты родной речи.
4. Принцип развития языка. (Обучающиеся получают задания в теме « Этимология
слова». Этимологические основы знаний учащиеся получают в рамках кружка 5- 6
класс).Итог исследовательских наблюдений ребят - выступление в рамках Недели
Словесности.
5.Принцип координации устной и письменной речи, что означает прежде всего необ-
Ходимость опережающего развития устной речи перед письменной. Опробируется
этот принцип через организацию системы уроков « Читаю дома» с последующим
пересказом и акцентированием внимания на эпизодах, героях, особенно запомнив-
шихся.
Выше названные принципы организации речевой среды позволяют решать важную
проблему – проблему культуры речи. Учащиеся приобретают навык литературно
правильно, логично и образно излагать свои мысли, как в устной , так и в письменной
речи.