Автор: Александрова Ольга Павловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Исторические этапы формирования гаммового комплекса"
Раздел: дополнительное образование
«Исторические этапы формирования гаммового комплекса»
Термин «гамма» появился в 11 веке, ввёл его в обиход итальянский
музыкант Гвидо д’Ареццо, обозначая именем третьей буквы греческого
алфавита поступенный звукоряд.
Если обратиться к истории фортепианной педагогики, то в изучении
гамм, арпеджио, аккордов, т. е. всего гаммового комплекса, можно выделить
несколько этапов.
Первый - этап клавирной педагогики (16-18 век), когда гаммовый
комплекс только начинал формироваться в соответствии со спецификой
клавишных инструментов той поры (чембало, клавикорда, клавесина) и уже в
этот период становился обязательной частью музыкального воспитания.
Игры гамм и их аппликатуры касаются такие авторы школ 18 века, как Ф.Э.
Бах, Д.Г. Тюрк и Г.С. Лелейн, французские клавесинисты Ф. Куперен (в
методическом труде 1716 г. «Искусство игры на клавесине») и Ж.Ф. Рамо (в
работе «Метода пальцевой техники»1724 г.).
Специфика традиционной клавирной игры заключалась в том, что
максимальному развитию подвижности пальцев сопутствовала минимальная
подвижность руки, поэтому акцент в данных методиках делался на
артикуляцию и беглость.
Второй этап - классицизма (конец 18 - начало 19 века) по праву
считается «золотым» периодом в развитии гаммового комплекса. Связано это
с тем, что фортепиано к тому времени окончательно вытесняет из обихода
другие клавишные инструменты, способствуя формированию собственно
фортепианного стиля и развитию виртуозного исполнительства. В этот
период возрастает роль ровного звукоизвлечения и динамики. Гаммы
становятся
основой
фортепианного
обучения,
фундаментом
развития
фортепианной техники. И это закономерно, так как весь гаммовый комплекс
– это фактура произведений периода классицизма.
М. Клементи (1752 -1832) ввёл систематическое изучение гамм в
педагогику («Gradus ad Parnassum», 1817).
На данном этапе зарождаются два противоположных подхода к
исполнительской технике, а соответственно и к изучению гаммового
комплекса.
Один из них впоследствии оформится в концепцию «механической
тренировки», девиз которой - «техника ради техники».
Целью преподавания становилось развитие силы и беглости пальцев
путём многочасовой тренировки, игры гамм и многочисленных упражнений
в качестве гимнастики. В Париже, например, большое распространение
получила система коллективных уроков обучения фортепианной технике на
немых клавиатурах, также конструировались и вводились в практику
обучения различные аппараты для механической тренировки пальцев («Guide
main” - водитель руки Ф. Кальбреннера, «дактилион» А. Герца), но эти идеи
оказались несостоятельными и не прошли проверку временем.
Другой подход можно назвать прогрессивным, так как приверженцы
этого направления вопросы техники игры, в том числе и освоения гаммового
комплекса, тесно связывали с исполнительскими задачами и содержанием
музыкального произведения.
Примечателен следующий исторический факт: Карл Черни (1791 –
1857), признанный классик жанра инструктивного этюда, блестящий педагог,
вспоминал, что первые уроки с его великим учителем Л.В. Бетховеном (1770
- 1827) были посвящены изучению гамм во всех тональностях. Именно на
гаммах Бетховен учил правильному положению пальцев, использованию
целостных объединяющих движений руки с применением её силы и веса.
Такой принцип развития техники на гаммах был для своего времени
подлинным новаторством.
Впоследствии эти идеи нашли продолжение в педагогической
деятельности самого К. Черни. Так, работу над гаммами Черни тесно
связывал со звуковыми и артикуляционными задачами. Он рекомендовал
учить гаммы с разной динамикой: pp, p, mf, f, наверх- crescendo, вниз-
diminuendo; советовал применять также различные виды туше, акценты. «Нет
такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет
излишним», - утверждал К. Черни. Вслед за своим великим учителем, К.
Черни порицал приоритет техники над творческим началом.
Преемственность и наивысшее своё воплощение эти идеи получили в
эпоху романтизма (19 век) в творчестве одного из самых ярких его
представителей, композитора и пианиста - виртуоза Ф. Листа (1811 – 1886),
ученика К. Черни. Лист пошёл в этом вопросе ещё дальше своих учителей,
полностью подчиняя свою исполнительскую технику образному началу,
поэтическому замыслу.
Популярность и широкое распространение в педагогической среде в
это время получили сборники гамм и арпеджио Г.Беренса (1826 - 1880), Т.
Куллака (1818 - 1882), А. Лемуана (1786 - 1864), ставшие классикой.
В современную эпоху (20 - начало 21 века) работа над гаммовым
комплексом
остаётся
краеугольным
камнем
технического
воспитания
пианиста. Хотя, ради справедливости надо отметить, что тридцатые годы 20
века ознаменовались периодом критики и отрицания, когда в борьбе против
многочасовой зубрёжки бесконечных упражнений и гамм, в педагогической
среде
появилась
другая
крайность:
развивать
технику
ученика
предписывалось
только
на
художественных
произведениях
и
рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм.
Однако, период отрицания продлился недолго, и гаммовый комплекс
вскоре был полностью восстановлен в своих правах. Без его основательного
изучения не обходится ныне ни один пианист.
В подтверждение этого тезиса хочется привести следующую цитату:
«Каждое утро я подхожу к своему «ящику» и выбираю те самые важные,
самые нужные инструменты, без которых никогда не могу обойтись: прямые,
расходящиеся гаммы, арпеджио, гаммы в терцию, дециму, сексту», - так
говорил
о
своей
повседневной
работе
над
гаммовым
комплексом
выдающийся пианист 20 века, обладатель феноменальной виртуозной
техники Эмиль Гилельс (1916 – 1985).
Итак, подводя итог, можно сказать, что гаммовый комплекс в своём
становлении прошёл несколько этапов, он развивался в соответствии с
совершенствованием клавишных инструментов и техники исполнения на
них. Он преодолел путь от вспомогательного элемента до строгой системы
тренировки, а затем до гибкого инструмента в арсенале пианиста.
В современной фортепианной педагогике, которая сочетает
традиционные методы с научным подходом к двигательным навыкам,
гаммовый
комплекс
признан
мощным
универсальным
средством
технического воспитания пианиста.