Напоминание

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.


Авторы: Кикова Сусанна Нурбиевна, Андрухаева Жанна Аслановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ РА "Школа- интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: а.Хакуринохабль
Наименование материала: Педагогический материал
Тема: Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие познавательной деятельности младших школьников с

ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования,

обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно

практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование

социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику

коррекционной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни,

занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.

У

детей

с

нарушением

интеллекта

наблюдается

патологическая

инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации

обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы

воздействия,

которые

направлены

на

преодоление

этих

отклонений,

активизацию эмоционально волевой сферы.

Использование наглядности и игр в младших классах помогает в той или

иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала

на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем

появлению элементарного познавательного интереса. Появление интереса к

обучению у умственно отсталых школьников в значительной степени

повышает прочность знаний, умений, навыков, соответствует коррекции

внимания, мышления и других психических процессов.

К.Д.Ушинский говорил: «С развитием мышления детей тесно связывает и

воспитание внимания — эта единственная дверь души, через которую

проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь

открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого

основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием,

отрывая его от предметов, которые привлекают, направляя на нужные

предметы».

Внимание у детей с нарушенным интеллектом очень неустойчиво! Дети

быстро отвлекаются, устают, им трудно сосредоточиться порой даже на

самом интересном, если оно продолжительно.

Открывать перед малышом дверь в мир знаний – значит помочь ему

выйти в большой мир и не потеряться в нем. Ласковое, доброе, внимательное

отношение, но и в то же самое время строгость в меру приближают учащихся

к учителю и дают возможность направить действие ребёнка в нужное русло.

В этом и заключается настоящее педагогическое мастерство. Мало просто

вложить в ребенка знания по ряду предметов. Необходимо, чтобы эти знания

способствовали

развитию его

личности

и

интереса

к

учебной

и

воспитательной деятельности.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету

является использование на уроках дидактических игр и занимательного

материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя,

вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает

общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же

материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию

мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей

вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться,

проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них

обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой

действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и

обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих

сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на

творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала,

которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего

уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др.

Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной

монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или

усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа

активизирует все психические процессы и функции ребенка. В силу своих

сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не

всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает

эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.

Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют

формированию такого важного качества ума, как его подвижность и

гибкость. Они способствуют развитию внимания, формируют волю детей.

Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений,

которая состоит в соблюдении определённого темпа, в предоставлении детям

относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена

цель игры. С помощью дидактической игры решаются разные учебные

задачи. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают

возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с

разным уровнем знаний.

В заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Мозг

человеческий - величайшее чудо природы, и его становление происходит

только под влиянием воспитания. Это длительный, однообразный, адски

сложный и мучительный трудный посев, семена которого дают ростки

только через несколько лет. Труд этот требует такта, исключительного

уважения к человеческой личности. Несчастный, обездоленный природой

или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он

малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно

быть более нежным, чутким, заботливым».



В раздел образования