Автор: Четвергова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ - детский сад № 44
Населённый пункт: г. Среднеуральск Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС» во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС» во всестороннем
развитии детей дошкольного возраста»
Четвергова Ирина Алексеевна
высшая квалификационная категория, воспитатель
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение –
детский сад № 44 г. Среднеуральск
Анотация.
Как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно,
творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один
использовать
инновационные
педагогические
технологии,
например
технологию «Кроссенс». Одновременно можно обогатить знания педагогов о
последовательности действий, методов, приемов и форм с использованием
технологии «Кроссенс».
Ключевые слова и словосочетания: инновационные педагогические
технологии; технология «Кроссенс»; схемы и карты-кроссенс.
Текст статьи.
Всем хорошо знакома народная мудрость: «Не бойся, что не знаешь –
бойся, что не учишься». Применение инновационных технологий в ДОУ
направлены на создание современных компонентов и приемов, основной
целью которых является модернизация образовательного процесса.
В
арсенале
современного
педагога
есть
много
различных
образовательных
технологий,
направленных
на развитие
творческого
потенциала, познавательного интереса и речи детей и многие педагоги их
используют в своей работе.
В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной
информации и,
соответственно, усложняются процессы восприятия
этой
информации
детьми. Метод
развивающей
технологии
«Кроссенс»
эффективно
способствует
формированию
умений
дошкольников
не
шаблонно размышлять и правильно выражать свои мысли.
Слово «Кроссенс» переводе с английского означает "пересечение
слов" (пересечение смыслов). Технологию «Кроссенс» можно назвать
инновационной развивающей технологией, так как это ассоциативная
головоломка нового поколения, соединяющей в себе лучшие качества,
которые есть в головоломках, загадках и ребусах и вот именно в этом и
заключена основная цель использование технологии «Кроссенс». Метод
«Кроссенс» был разработан С. Фединым (писатель, педагог, кандидат
физико-математических наук) и В. Бусленко (член союза литераторов
России, доктор технических наук, художник, философом, автор работ в
области моделирования ЭВМ). «Кроссен» впервые был опубликован в 2002
году в журнале «Наука и жизнь». Авторы технологии утверждают, что при
применение данной технологии развиваются все аспекты мышления: анализ,
синтез,
ассоциации,
поиск
информации,
а
также
неординарность
критического и наглядно - образного мышления. Идея этой технологии -
объединить понятия, слова и образы воедино.
Использование в работе этой технологии позволяет организовать
работу с текстом, рисунками, символами и поэтому его можно адаптировать
и
использовать
в
разных
областях
образовательной
деятельности:
формирование математических представлений, развитие речи, ознакомление
с окружающим, познавательно-исследовательской деятельности. Применять
ее можно в групповой, индивидуальной, подгрупповой работе.
Главная задача данной технологии - разгадать карточку – кроссенса -
составить рассказ
взаимосвязывая
изображения
из серии картинок,
двигаясь по ассоциативной цепочке, связывая каждое изображение с
предыдущим и последующим так, чтобы объединить по смыслу сразу
несколько изображений и закончить рассказ в карточке с вопросом.
Кроссенс - отличное упражнение для развития речи, логического и
творческого мышления, так как связи в цепочке описания картинок могут
быть как поверхностными, так и глубинными. А педагог может создавать
разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от
простого уровня к более сложному, а занятия с детьми проводить интересно
и с пользой, развития умственные и речевые способностей дошкольников.
Замысел
и
решение
любого
кроссенса
развивает
и
совершенствует
креативные качества всех участников педагогического процесса (педагога,
воспитанника и родителей) и ведет к плодотворному общению. В режимных
моментах, дети самостоятельно разгадывают «кроссенсы» и составляют
ассоциативную цепочку из картинок и символов.
Использование в
современном воспитании и обучении нетрадиционных методов и форм дают
положительные результаты.
Использование
данной
технологии
дополняет
привычные
педагогические методы и приемы, создаёт положительный эмоциональный
настрой, мотивирует ребёнка, педагога и родителей; тем самым ускоряет
процесс работы над развитием ребенка.
Технология «Кроссенс» имеет множество вариантов применения на
любом этапе работы с детьми, основываясь на идее метода, нужно для
начала предложить детям для разгадывания кроссенс с полем из 2 квадратов
(рисунок 1),
Рисунок 1.
Читать следует слева – направо, или сверху – вниз по столбикам.
Можно прочитать кроссенс, используя центральную картинку как основную,
а от нее провести ассоциации. Так как у дошкольников наблюдается низкая
сформированность зрительно-пространственных представлений, то могут
возникнуть трудности в восприятии материала. Поэтому предполагается на
начальном этапе определять направление, показывая стрелочками от одной
цифры к другой.
Следующими, можно предложить ребенку карты из 4 и 6 квадратов,
используют три формы при составлении и для прочтения таких карт:
«Улитка» «Крест» «Солнышко» (рисунок 2).
Рисунок 2.
Аналогично построены и читаются карты-кроссенс из 9 квадратов
(рисунок 3).
Рисунок 3.
Примерный алгоритм создания кроссенса:
1) тема или общая идея;
2) подбор изображений
3) выделение нужного количества элементов (изображений), относящихся к
теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в центральном квадрате;
6) выделить отличительные черты и
особенности каждого элемента,
заменить прямые образы и ассоциации символическими.
7) построить ассоциативную связь между образами элементов.
При оценке правильности создания кроссенсов,
нужно и важно,
учитывать следующие параметры:
Образы должны быть простые и логичные, конкретные образы ;
Тема кроссенса всегда должна быть конкретна и понятна детям.
Связи в ассоциациях более очевидные или основанные на знаниях детей;
Следим за тем все ли рядом стоящие картинки связаны по смыслу;
Краткость - нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий
путь;
Таким образом, подводя итог нужно отметить, что представленная
технология «Кроссенс» может быть использована в работе как воспитателей
ДОУ,
а
также
логопедом,
дефектологом,
психологом,
музыкальным
руководителем и инструктором физической культуры. У детей развивают
логическое
и
творческое
мышление,
формируется
познавательная,
информационная и коммуникативная деятельность, развивается речь. И еще
нужно отметить, что технология «Кроссенс» не убирает традиционные
методы и приемы, наоборот дополняет и совершенствует их.
Пример карты - кроссенс с полем из 2 квадратов (рисунок 4)
Найдите ассоциативную связь между китом и котом? (возможные ответы -
оба относятся к животному виду, оба кормят детенышей молоком, то
есть млекопитающие. А еще возможные ответы детей - у обоих есть рот,
глаза и хвост).
Рисунок 4.
Когда предлагают детям самим составить или прочитать карту -
кроссенс,
они
включаются
в
работу,
начинают
логически
мыслить,
сопоставлять, анализировать и что-то интересное придумывать.
Карта - кроссенс с полем из 4 и 6 квадратов (рисунок 5).
Рисунок 5.
Примеры как можно использовать в разных областях образовательной
деятельности эти карты - кроссенс:
Карточка 1.
Вопрос: Какое время года? (зима; познавательное развитие)
Карточка 2.
Вопрос:
Какой праздник зашифрован? (9 Мая – День Победы;
познавательное развитие; патриотическое воспитание)
Карточка 3.
Вопрос: Что объединяет все карточки? (все карточки относятся к теме:
Российская Армия; познавательное развитие; патриотическое воспитание)
Современный педагог - это педагог, профессионально владеющий
разными современными инновационными педагогическими технологиями,
уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы,
умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.
Список литературы:
1.
Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии
в ДОУ, – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г
2.
Борохович Л.Ю. Способы развития инициативы и самостоятельности в
культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
3.
Бусленко В., Федин С. «Семейный кроссворд, и новая интеллектуальная игра
«Кроссенс»»// Наука и жизнь, №12, 2002, с.12
4.
Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В
2-х книгах. – Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.
5.
Данилина Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций:
пособие для работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2007.
6.
Забордина Н.А. Особенности развития мыслительных операций детей
старшего дошкольного возраста. – Культура и образование. 2014. № 11 – 63-
67 с.
7.
Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального
интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед. наук:
13.01.01 / И. Ю. Исаева. Ростов-на-Дону, 2011
8.
Киселева Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, - М.: АРКТИ,
2003
9.
Москвина Т.В. Психолого – педагогические основы проблемы развития
мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание.
2015. № 1-85-89 с.