Напоминание

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС» во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»


Автор: Четвергова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ - детский сад № 44
Населённый пункт: г. Среднеуральск Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС» во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС» во всестороннем

развитии детей дошкольного возраста»

Четвергова Ирина Алексеевна

высшая квалификационная категория, воспитатель

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение –

детский сад № 44 г. Среднеуральск

Анотация.

Как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно,

творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один

использовать

инновационные

педагогические

технологии,

например

технологию «Кроссенс». Одновременно можно обогатить знания педагогов о

последовательности действий, методов, приемов и форм с использованием

технологии «Кроссенс».

Ключевые слова и словосочетания: инновационные педагогические

технологии; технология «Кроссенс»; схемы и карты-кроссенс.

Текст статьи.

Всем хорошо знакома народная мудрость: «Не бойся, что не знаешь –

бойся, что не учишься». Применение инновационных технологий в ДОУ

направлены на создание современных компонентов и приемов, основной

целью которых является модернизация образовательного процесса.

В

арсенале

современного

педагога

есть

много

различных

образовательных

технологий,

направленных

на развитие

творческого

потенциала, познавательного интереса и речи детей и многие педагоги их

используют в своей работе.

В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной

информации и,

соответственно, усложняются процессы восприятия

этой

информации

детьми. Метод

развивающей

технологии

«Кроссенс»

эффективно

способствует

формированию

умений

дошкольников

не

шаблонно размышлять и правильно выражать свои мысли.

Слово «Кроссенс» переводе с английского означает "пересечение

слов" (пересечение смыслов). Технологию «Кроссенс» можно назвать

инновационной развивающей технологией, так как это ассоциативная

головоломка нового поколения, соединяющей в себе лучшие качества,

которые есть в головоломках, загадках и ребусах и вот именно в этом и

заключена основная цель использование технологии «Кроссенс». Метод

«Кроссенс» был разработан С. Фединым (писатель, педагог, кандидат

физико-математических наук) и В. Бусленко (член союза литераторов

России, доктор технических наук, художник, философом, автор работ в

области моделирования ЭВМ). «Кроссен» впервые был опубликован в 2002

году в журнале «Наука и жизнь». Авторы технологии утверждают, что при

применение данной технологии развиваются все аспекты мышления: анализ,

синтез,

ассоциации,

поиск

информации,

а

также

неординарность

критического и наглядно - образного мышления. Идея этой технологии -

объединить понятия, слова и образы воедино.

Использование в работе этой технологии позволяет организовать

работу с текстом, рисунками, символами и поэтому его можно адаптировать

и

использовать

в

разных

областях

образовательной

деятельности:

формирование математических представлений, развитие речи, ознакомление

с окружающим, познавательно-исследовательской деятельности. Применять

ее можно в групповой, индивидуальной, подгрупповой работе.

Главная задача данной технологии - разгадать карточку – кроссенса -

составить рассказ

взаимосвязывая

изображения

из серии картинок,

двигаясь по ассоциативной цепочке, связывая каждое изображение с

предыдущим и последующим так, чтобы объединить по смыслу сразу

несколько изображений и закончить рассказ в карточке с вопросом.

Кроссенс - отличное упражнение для развития речи, логического и

творческого мышления, так как связи в цепочке описания картинок могут

быть как поверхностными, так и глубинными. А педагог может создавать

разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от

простого уровня к более сложному, а занятия с детьми проводить интересно

и с пользой, развития умственные и речевые способностей дошкольников.

Замысел

и

решение

любого

кроссенса

развивает

и

совершенствует

креативные качества всех участников педагогического процесса (педагога,

воспитанника и родителей) и ведет к плодотворному общению. В режимных

моментах, дети самостоятельно разгадывают «кроссенсы» и составляют

ассоциативную цепочку из картинок и символов.

Использование в

современном воспитании и обучении нетрадиционных методов и форм дают

положительные результаты.

Использование

данной

технологии

дополняет

привычные

педагогические методы и приемы, создаёт положительный эмоциональный

настрой, мотивирует ребёнка, педагога и родителей; тем самым ускоряет

процесс работы над развитием ребенка.

Технология «Кроссенс» имеет множество вариантов применения на

любом этапе работы с детьми, основываясь на идее метода, нужно для

начала предложить детям для разгадывания кроссенс с полем из 2 квадратов

(рисунок 1),

Рисунок 1.

Читать следует слева – направо, или сверху – вниз по столбикам.

Можно прочитать кроссенс, используя центральную картинку как основную,

а от нее провести ассоциации. Так как у дошкольников наблюдается низкая

сформированность зрительно-пространственных представлений, то могут

возникнуть трудности в восприятии материала. Поэтому предполагается на

начальном этапе определять направление, показывая стрелочками от одной

цифры к другой.

Следующими, можно предложить ребенку карты из 4 и 6 квадратов,

используют три формы при составлении и для прочтения таких карт:

«Улитка» «Крест» «Солнышко» (рисунок 2).

Рисунок 2.

Аналогично построены и читаются карты-кроссенс из 9 квадратов

(рисунок 3).

Рисунок 3.

Примерный алгоритм создания кроссенса:

1) тема или общая идея;

2) подбор изображений

3) выделение нужного количества элементов (изображений), относящихся к

теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в центральном квадрате;

6) выделить отличительные черты и

особенности каждого элемента,

заменить прямые образы и ассоциации символическими.

7) построить ассоциативную связь между образами элементов.

При оценке правильности создания кроссенсов,

нужно и важно,

учитывать следующие параметры:

Образы должны быть простые и логичные, конкретные образы ;

Тема кроссенса всегда должна быть конкретна и понятна детям.

Связи в ассоциациях более очевидные или основанные на знаниях детей;

Следим за тем все ли рядом стоящие картинки связаны по смыслу;

Краткость - нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий

путь;

Таким образом, подводя итог нужно отметить, что представленная

технология «Кроссенс» может быть использована в работе как воспитателей

ДОУ,

а

также

логопедом,

дефектологом,

психологом,

музыкальным

руководителем и инструктором физической культуры. У детей развивают

логическое

и

творческое

мышление,

формируется

познавательная,

информационная и коммуникативная деятельность, развивается речь. И еще

нужно отметить, что технология «Кроссенс» не убирает традиционные

методы и приемы, наоборот дополняет и совершенствует их.

Пример карты - кроссенс с полем из 2 квадратов (рисунок 4)

Найдите ассоциативную связь между китом и котом? (возможные ответы -

оба относятся к животному виду, оба кормят детенышей молоком, то

есть млекопитающие. А еще возможные ответы детей - у обоих есть рот,

глаза и хвост).

Рисунок 4.

Когда предлагают детям самим составить или прочитать карту -

кроссенс,

они

включаются

в

работу,

начинают

логически

мыслить,

сопоставлять, анализировать и что-то интересное придумывать.

Карта - кроссенс с полем из 4 и 6 квадратов (рисунок 5).

Рисунок 5.

Примеры как можно использовать в разных областях образовательной

деятельности эти карты - кроссенс:

Карточка 1.

Вопрос: Какое время года? (зима; познавательное развитие)

Карточка 2.

Вопрос:

Какой праздник зашифрован? (9 Мая – День Победы;

познавательное развитие; патриотическое воспитание)

Карточка 3.

Вопрос: Что объединяет все карточки? (все карточки относятся к теме:

Российская Армия; познавательное развитие; патриотическое воспитание)

Современный педагог - это педагог, профессионально владеющий

разными современными инновационными педагогическими технологиями,

уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы,

умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.

Список литературы:

1.

Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии

в ДОУ, – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г

2.

Борохович Л.Ю. Способы развития инициативы и самостоятельности в

культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.

3.

Бусленко В., Федин С. «Семейный кроссворд, и новая интеллектуальная игра

«Кроссенс»»// Наука и жизнь, №12, 2002, с.12

4.

Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В

2-х книгах. – Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.

5.

Данилина Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций:

пособие для работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2007.

6.

Забордина Н.А. Особенности развития мыслительных операций детей

старшего дошкольного возраста. – Культура и образование. 2014. № 11 – 63-

67 с.

7.

Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального

интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед. наук:

13.01.01 / И. Ю. Исаева. Ростов-на-Дону, 2011

8.

Киселева Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:

Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, - М.: АРКТИ,

2003

9.

Москвина Т.В. Психолого – педагогические основы проблемы развития

мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание.

2015. № 1-85-89 с.



В раздел образования