Напоминание

Подготовка обучающихся 4 классов к ВПР по окружающему миру


Автор: Надкреничная Галина Владимировна
Должность: ГБОУ ЛНР "ВУВК №2 "Берегиня"
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "ВУВК №2 "Берегиня"
Населённый пункт: г. Красный Луч, г.Вахрушево
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка обучающихся 4 классов к ВПР по окружающему миру
Раздел: начальное образование





Назад




Подготовка обучающихся 4 классов к ВПР по окружающему миру

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки

качестваобщего образования, которая согласно приказу министерства

образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении

мониторинга качества образования», а с 2017 года вошел в 4-х классах в

штатный режим.

Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой

аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно

сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в

прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных

организациях.

Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?

Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше

возможности отследитьуровень знаний в каждой конкретной школе и в

регионе в целом.

Во-вторых ,это единые требования к процедуре проведения работы.

В-третьих,

использование современных технологий позволяет

обеспечить практическиодновременное выполнение работ школьниками всей

страны. Тексты для работ разрабатываются на федеральном уровне

подруководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и

науки

(Рособрнадзора)

на

основе

федеральных

государственных

образовательных

стандартов.

Цель

ВПР

обеспечение

единства

образовательного

пространства

Российской

Федерации

и

поддержки

введения

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

за

счет

предоставления

образовательным организациям единых проверочных материалов и единых

критериев оценивания учебных достижений.

Задачи ВПР:

- выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному

предмету и корректировка обучающего процесса;

-

планирование

процесса

повышения

квалификации

педагогов

на

специальных курсах;

- определение для педагога и родителей образовательной траектории

учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по

отношению к требованиям, установленным ФГОС.

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР

выпускников начальной школы в результате позволит:

- психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в

частности к ГИА и ЕГЭ;

- определить качество и уровень знаний, которые были получены в течение

пройденного года обучения;

- даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не

только в выпускных классах. Будут видны недостатки учебной программы по

проверяемым предметам;

- родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка;

- даст возможность улучшить общую систему обучения.

Подготовка к ВПР – это систематизированное повторение учебного

материала

по

предметам.

Алгоритм подготовки к ВПР:

- выписать перечень планируемых результатов по предмету (окружающий

мир);

- подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый

из этих предметов;

- провести повторение по разделам учебной предметной программы;

- выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе

обсуждать

возможные

стратегии

выполнения

работы,

особенности

формулировок заданий и т.д.;

- вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации

слабых сторон обучающихся.

Работа с одаренными детьми:

-

выполнение

нестандартных

заданий

сформулированных

в

нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время;

-

участие в дистанционных олимпиадах по предметам ;

-

проведение пробных проверочных работ;

-

психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР.

Работа со слабыми учащимися

- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с

учащимися;

- ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать

методы и приёмы работы с текстовой информацией ;

- психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР.

Работа с родителями

-

проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и

участия в ВПР;

-

ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения

мониторинга;

-

индивидуальные консультации для родителей ;

-

организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном

сайте, стенде

-

психологическая подготовка родителей к проведению ВПР.

Виды работ, которые можно использовать на уроках окружающего

мира при подготовке к ВПР

Первая часть

Задания первой части

работы относятся к сфере социально-

гуманитарного знания.Они направлены на выявление уровня освоения

начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности.

Лучше всего учащиеся выполняют задания №1, требующее распознавания

предмета и указания его назначения . С данным заданием справляются почти

все обучающиеся: все они смогли назвать изображенный предмет и пояснить

его назначение. Задание 2направлено на проверку базовых понятий раздела,

к которым традиционно относятся знания (узнавание) тел живой и неживой

природы,

а

также

характерных

явлений

природы,

позволяют

проконтролировать умение понимать условно-графическую информацию,

представленную в средствах массовой информации в разделе описания и

прогноза погоды. Задание 3 проверяет умение работать с географической

картой/схемой, на которой обучающиеся должны определить выделенную

территорию, а после указать типичных ее обитателей из числа изображенных

животных.

Задания 4-5

проверяющие содержание разделов «Человек»,

«Человек и природа».

Задание 6 дает возможность выявить у обучающихся умение различать в

описании опыта его цель, ход опыта и выводы,

проверить умение

устанавливать

причинно-следственные

связи

этапов

осуществления

определенной деятельности.

Задания второй части представляют собой небольшие сочинения

.

Типичной ошибкой при составлении текста было отсутствие достаточного

количества аргументов. (Исходя из этого можно составить памятки для

составления текстов – рассуждений и упражнения для формирования умения

акцентировать ответ на ключевом слове вопроса).Особое внимание требуют

задания по краеведению.

При подготовке следует опираться на методические материалы сборника

«ВПР Окружающий мир 4 класс. Типовые задания. 25 вариантов. ФИОКО

СТАТГРАД, ФГОС Е.В. Волкова,Г.И.Цитович»

Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?

(рекомендации для учителей)

1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем

учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает

все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее

спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать

учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их

внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось

пройти.

2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им

удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними

достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение

этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течениегода

вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте

основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в

классе связана с ВПР, не заостряйте на это внимание.

4.Используйте при изучении учебного материала различные

педагогические технологии, методыи приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты,

презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование

различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными

особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать

предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный

материал

на

альтернативных

носителях

информации,

например

на

собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай

меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное

самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и

презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберитеподробно,

как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче

понять,

как

выполнить

то

или

иное

задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех егоучастников:

учащихся,

родителей,

учителей,

администрации

образовательной

организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном

примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими

управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и

чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако

похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики

имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте

ресурсы

профессионального

сообщества.

Знакомьтесь

с

опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться

после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех

на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное

пространство,

не

связанное

с

учебой,

дает

возможность

переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более

эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Родители

всегда

беспокоятся

за

своих

детей

и

берут

на

себя

большеответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с

ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома,

организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

А главная задача родителей — убедить ребенка, что если не запускать

учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с

подготовкой к ВПР.

Но наши дети нуждаются и в психологической подготовке к контрольным

работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже

если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные

работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать

ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку,

что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова

«Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце

учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный

сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и

понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в

нужный момент.

Ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в

результате позволит:

•Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в

частности к ГИА и ЕГЭ.

•Определить количество и уровень знаний, которые были получены в

течение пройденного года обучения.

• Стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не

только в выпускных классах.

•Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.

•Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.

•Даст возможность улучшить общую систему обучения.

Список литературы

1. Авторская программа «Русский язык» для начальной школы,

разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О.,

Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта «Начальная

школа XXI века» (научный руководитель Виноградова Н.Ф.)

2. Дьячкова Г.Т. Диктанты. – Волгоград: Учитель, 2011.- 339 с.

3. Иванов С.В., М.И.Кузнецова. Русский язык : 4 класс. Комментарии к

урокам. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 384 с.

4. Коротченкова Л.В. Русский язык. Итоговая аттестация в начальной

школе.-Саратов: Лицей,2010-32с.

5. Каменкова Н.В., Полякова Е.Д. Работа с текстом и информацией.4

класс.(Стандарты второго поколения) –М: АСТ, 2014.-46с.

6. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты

начального общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.:

Просвещение, 2010. - 120 с.

7. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык: оценка достижения

планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты,

изложения:2-4 класс.- 3-е изд.,перераб.-М: Вентана-Граф, 2012.-272 с.

8. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова

М.: Вентана-Граф, 2014 г.

9. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся

общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 / М.И. Кузнецова М.:

Вентана Граф, 2014г.

10. Кузнецова М.И. Учебное пособие для общеобразовательных

организаций. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык.

4 класс. –М: Просвещение, 2016г.-111с.

11. Журова Л.Е. Педагогическая диагностика. Русский

язык. Математика. 4класс. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.

12. Романова В.Ю.,Петленко Л.В. Русский язык. 4 класс: тетрадь для

контрольных работ. –М: Вентана-Граф, 2015г. -72с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.

- М.:Просвещение, 2010. - 31с.



В раздел образования