Автор: Коптенко Надежда Ивановна
Должность: Преподаватель отделения хореографии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени Г.Я. Ломакина" п. Борисовка Борисовского района
Населённый пункт: Белгородская область поселок Борисовка
Наименование материала: Музыка и хореографическое искусство
Тема: Хореографическое искусство
Раздел: дополнительное образование
Музыка и хореография.
Хореография и музыка имеют глубокое родство, образная природа этих
искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность
интонаций человеческой речи, а хореография на выразительность движений
человеческого тела. Не тот ни другой виды искусства при этом не
воспроизводят конкретных бытовых интонаций и движений. Общность
образной природы создает возможность соединения музыки и хореографии в
единое художественное произведение. Музыка усиливает выразительность в
танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. При
постановке номера возникает вопрос с соотношением хореографии и музыки
их единства, соответствия, выражение одного в другом, – один из
общепризнанных критериев художественности танцевального искусства.
Танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе,
исполняется в синтезе с ней и выражает ее. Это заключается в соответствии
образного характера танца, образному характеру музыки. Это относится не
только к характеру настроения (веселая, грустная и др.), а так же к
выражению элементарных чувств, сложных образов, которые могут быть и в
музыке и в танце. В основе музыкальной драматургии лежит эмоционально
выразительные темы, они соотносятся друг с другом, развиваются, может
наблюдаться контраст этих тем, музыка может передавать процесс
постепенного нарастания какого-либо состояния, сопоставлять 2 различных
состояния, превращать одного из них в другое, обнаруживать их взаимосвязь
и различия. Для этого в музыке существует ряд примеров членения,
дробления, варьирование, контраст, реприза и т.д.
Благодаря логике музыкального развития рождается эмоциональный образ,
который в танце является пластическим. Хореография и музыка родственны,
как искусства, развивающиеся во времени, поэтому, и в том и в другом
искусстве огромную роль в создании образа играет ритм. Совпадение танца и
музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в
соответствии темпа, метра, ритма танца. Танец соответствует музыке по
содержанию и по форме. Это соответствие начинает с совпадения движения
танца и музыки (ее темпа, метроритма).
Темп музыки – скорость ее звучания, имеет для танца определенное
значение:
Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления).
Но в современной хореографии используются приемы контрастного
построения танцевального темпа по отношению к музыкальному. Однако эти
приемы используются в отдельных фрагментах танца, как дополнительные
средства. Ритм – стройность, соразмерность, ритм в музыке – организованная
последовательность звуков, длительностей. Ритм в хореографии – это строго
закономерное е и неударные. От несовпадения ритмических и метрических
долей возникает синкопа. Ритм в танце служит формообразующим
элементом.
Взаимосвязь мелодии и танца возникла не сразу. В XVI веке обращали
внимание на единство музыкального и пластического начала. «Танец зависит
от музыки и ее модуляции, без ритмической основы танец был бы неясным,
нестройным – писал Арбо. Необходимо, чтобы жесты танцующих
соответствовали каденциям музыкальных инструментов и нельзя, чтобы ноги
изображали одно, а инструменты другое». (Баранова Т. «Танцевальная
музыка эпохи возрождения»)
К союзу музыки и хореографии обязаны самые существенные свойства
европейской танцевальной музыки XV-XVI веков. На композиционном
уровне единство музыкальных и хореографических рядов может сказываться
и в мельчайших деталях, например: кабриоль в конце фигуры танца нередко
совпадает с трелью у инструмента. Еще в XVIII веке Новерр говорил: «
хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить.
Танцевальная музыка должна быть тем либретто, которое определяет и
устанавливает движения и действия танцовщика». Мечты Новерра
воплотились лишь в XIX веке, в балетах, созданных на музыку П.И.
Чайковского, балетмейстерами М. Петипа и Л. Ивановским. Музыка
Чайковского, оставаясь танцевальной, приобрела самостоятельное
художественное значение, лирическую глубину, драматическую
выразительность. Чайковский выдающийся мелодист, потому утверждается
мнение, что будущее в развитии балета преимущественно за мелодией, но
это не совсем так.
В XX веке ученые подтверждают первостепенность ритмических явлений
для жизни человека и всего живого. По наблюдению известного
бельгийского дирижёра Дефо, асимметричные дробные метры содержат в
себе неограниченные возможности для воплощения движений. В
современной музыке в синтезе с такими выразительными средствами, как
мелодия и ритм, все активнее проявляет себя гармония, слаженность,
стройность. Танцев без звука не бывает, в таких искусствах как музыка и
хореография природа «человеко ведения» иная, чем в драматическом
искусстве или литературном произведении. Музыка и хореография обладают
возможностями проникать в глубь души, раскрывая нечто всеобщее.
Хореография располагается как бы посередине, между музыкой и поэзией. В
то время, когда танец соединяется музыкой, расцветают такие музыкально-
танцевальные формы как сюита, пастораль интермедия. Чтобы воспитать
культуру движения, избежать формального подхода к простым упражнениям,
нужно выбрать очень хорошую музыку для проведения занятий, чтобы
зачатки богатейших эмоций и настроений расцвели в исполняемых танцах.
Вывод: хореография и музыка внутренне родственно. Музыка – необходимая
и органическая составная часть хореографического произведения. Она дает
ему эмоционально-образное содержание, влияет на ее драматургию,
структуру и ритм танцевального действия.