Напоминание

Хореографическое искусство


Автор: Коптенко Надежда Ивановна
Должность: Преподаватель отделения хореографии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени Г.Я. Ломакина" п. Борисовка Борисовского района
Населённый пункт: Белгородская область поселок Борисовка
Наименование материала: Музыка и хореографическое искусство
Тема: Хореографическое искусство
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыка и хореография.

Хореография и музыка имеют глубокое родство, образная природа этих

искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность

интонаций человеческой речи, а хореография на выразительность движений

человеческого тела. Не тот ни другой виды искусства при этом не

воспроизводят конкретных бытовых интонаций и движений. Общность

образной природы создает возможность соединения музыки и хореографии в

единое художественное произведение. Музыка усиливает выразительность в

танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. При

постановке номера возникает вопрос с соотношением хореографии и музыки

их единства, соответствия, выражение одного в другом, – один из

общепризнанных критериев художественности танцевального искусства.

Танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе,

исполняется в синтезе с ней и выражает ее. Это заключается в соответствии

образного характера танца, образному характеру музыки. Это относится не

только к характеру настроения (веселая, грустная и др.), а так же к

выражению элементарных чувств, сложных образов, которые могут быть и в

музыке и в танце. В основе музыкальной драматургии лежит эмоционально

выразительные темы, они соотносятся друг с другом, развиваются, может

наблюдаться контраст этих тем, музыка может передавать процесс

постепенного нарастания какого-либо состояния, сопоставлять 2 различных

состояния, превращать одного из них в другое, обнаруживать их взаимосвязь

и различия. Для этого в музыке существует ряд примеров членения,

дробления, варьирование, контраст, реприза и т.д.

Благодаря логике музыкального развития рождается эмоциональный образ,

который в танце является пластическим. Хореография и музыка родственны,

как искусства, развивающиеся во времени, поэтому, и в том и в другом

искусстве огромную роль в создании образа играет ритм. Совпадение танца и

музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в

соответствии темпа, метра, ритма танца. Танец соответствует музыке по

содержанию и по форме. Это соответствие начинает с совпадения движения

танца и музыки (ее темпа, метроритма).

Темп музыки – скорость ее звучания, имеет для танца определенное

значение:

Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления).

Но в современной хореографии используются приемы контрастного

построения танцевального темпа по отношению к музыкальному. Однако эти

приемы используются в отдельных фрагментах танца, как дополнительные

средства. Ритм – стройность, соразмерность, ритм в музыке – организованная

последовательность звуков, длительностей. Ритм в хореографии – это строго

закономерное е и неударные. От несовпадения ритмических и метрических

долей возникает синкопа. Ритм в танце служит формообразующим

элементом.

Взаимосвязь мелодии и танца возникла не сразу. В XVI веке обращали

внимание на единство музыкального и пластического начала. «Танец зависит

от музыки и ее модуляции, без ритмической основы танец был бы неясным,

нестройным – писал Арбо. Необходимо, чтобы жесты танцующих

соответствовали каденциям музыкальных инструментов и нельзя, чтобы ноги

изображали одно, а инструменты другое». (Баранова Т. «Танцевальная

музыка эпохи возрождения»)

К союзу музыки и хореографии обязаны самые существенные свойства

европейской танцевальной музыки XV-XVI веков. На композиционном

уровне единство музыкальных и хореографических рядов может сказываться

и в мельчайших деталях, например: кабриоль в конце фигуры танца нередко

совпадает с трелью у инструмента. Еще в XVIII веке Новерр говорил: «

хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить.

Танцевальная музыка должна быть тем либретто, которое определяет и

устанавливает движения и действия танцовщика». Мечты Новерра

воплотились лишь в XIX веке, в балетах, созданных на музыку П.И.

Чайковского, балетмейстерами М. Петипа и Л. Ивановским. Музыка

Чайковского, оставаясь танцевальной, приобрела самостоятельное

художественное значение, лирическую глубину, драматическую

выразительность. Чайковский выдающийся мелодист, потому утверждается

мнение, что будущее в развитии балета преимущественно за мелодией, но

это не совсем так.

В XX веке ученые подтверждают первостепенность ритмических явлений

для жизни человека и всего живого. По наблюдению известного

бельгийского дирижёра Дефо, асимметричные дробные метры содержат в

себе неограниченные возможности для воплощения движений. В

современной музыке в синтезе с такими выразительными средствами, как

мелодия и ритм, все активнее проявляет себя гармония, слаженность,

стройность. Танцев без звука не бывает, в таких искусствах как музыка и

хореография природа «человеко ведения» иная, чем в драматическом

искусстве или литературном произведении. Музыка и хореография обладают

возможностями проникать в глубь души, раскрывая нечто всеобщее.

Хореография располагается как бы посередине, между музыкой и поэзией. В

то время, когда танец соединяется музыкой, расцветают такие музыкально-

танцевальные формы как сюита, пастораль интермедия. Чтобы воспитать

культуру движения, избежать формального подхода к простым упражнениям,

нужно выбрать очень хорошую музыку для проведения занятий, чтобы

зачатки богатейших эмоций и настроений расцвели в исполняемых танцах.

Вывод: хореография и музыка внутренне родственно. Музыка – необходимая

и органическая составная часть хореографического произведения. Она дает

ему эмоционально-образное содержание, влияет на ее драматургию,

структуру и ритм танцевального действия.



В раздел образования