Автор: Коптенко Николай Викторович
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств имени Г.Я. Ломакина" п. Борисовка Борисовского района
Населённый пункт: Белгородская область поселок Борисовка
Наименование материала: Роль музыки в развитии творческой личности
Тема: Искусство
Раздел: дополнительное образование
РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Коптенко Николай Викторович
«Детская школа искусств имени Г.Я.Ломакина»
п. Борисовка Борисовского района
Аннотация:
В
статье
рассматривается
роль
музыкального
искусства
в
формировании творческой личности.
Анализируется процесс влияния музыки на
эстетическое
развитие
детей,
выявляются
необходимые
требования
к
подбору
музыкального материала для работы на уроке.
Ключевые слова: музыка, психология, искусство, музыкальные способности,
музыкальное искусство, педагогика.
Музыкальное
искусство
является
эффективным
средством
эстетического воздействия и воспитания детей, в первую очередь это влияет
на музыкально-эстетическое становление, развитие основ музыкальности и
восприятия музыки, а также положительно влияет на общее развитие ребенка
в
целом.
На
эмоциональное
состояние
детей
также
оказывается
положительный
эффект,
создаются
условия
для
получения
общего
эстетического и морального развития. Она концентрирует внимание, память,
восприятие и поддерживает работоспособность.
Многие ученые в области психологии отмечали эмоциональное и
нравственное воздействие музыки. При грамотной организации учебного
процесса, где слуховые ощущения напрямую связанны с мышечными
ощущениями, музыкальный материал воспринимается ребенком более
эмоционально и ярко.
Наряду с современной музыкой, музыкальный материал композиторов
классиков так как это, несомненно, положительно влияет на эстетическое
воспитание детей. Посредствам классической музыки ребенок учится
правильно интерпретировать музыку, тем самым развивая музыкальный слух
и образное мышление. Классический репертуар помогает также развить у
детей мышечную, зрительную и слуховую память.
Важной способностью является чувство ритма, которое во многом
определяет успешность учащегося в данном виде деятельности. Но развитие
данной способности – необходимый процесс, обуславливающий успешность
формирования остальных умений и навыков, необходимых для занятий
музыкой. Обучающийся, обладая высокоразвитой способностью к чувству
ритма,
применяя
его
успешно
на
практике
при
исполнительской
деятельности,
сможет
обращать
внимание
и
на
другие
аспекты
исполнительской деятельности.
На восприятие музыкального материала так же оказывают большое
влияние и индивидуальные характеристики личности, среди которых:
степень новизны музыкального стиля, психическое и эмоциональное
состояние,
степень
музыкальной
грамотности,
индивидуальные
предпочтения. Темперамент ученика так же способен оказывать некоторое
влияние на процесс восприятия. При анализе научной литературы по
вопросам влияния музыкального искусства было выявлено, что музыкальное
искусство оказывает воспитательную и стимулирующую роль, а также
оказывает влияние на побуждение и регулирование поведения.
При подборе музыкального материала для изучения на занятиях,
необходимо учитывать, что музыка должна с точностью передавать характер
исполняемого движения или же персонажа. Также важно подбирать
музыкальный материал, опираясь на возрастные особенности детей, так как
это
напрямую
влияет
на
восприятие
музыки.
Чтобы
правильно
интерпретировать музыку ребенку необходимо уметь ее воспринять.
Изучая возрастные особенности младших школьников и восприятия
ими музыкального материала, было выявлено, что учащиеся 1-2 классов
дают эмоциональный отклик на веселую, жизнерадостную музыку, а также
произведения, посвященные героической тематике. Это связанно с яркостью
образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простой
ясностью языка и формы [1, с. 88]. Учащиеся 3 – 4 классов воспринимают в
музыке образы героической тематики прошлого и настоящего, музыку
разных народов, народную музыку в произведениях композиторов. Это
свидетельствует о развитии их познавательных интересов, о стремлении к
познанию окружающего мира[2, с. 147].
Развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной
деятельности
(восприятие,
творчество,
музыкально-образовательная
деятельность). Всегда необходимо учитывать способности к ведущим видам
деятельности, оказывающим влияние на развитие личности, принимать во
внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать
процесс
воспитания
на
развитие
его
музыкальных
способностей,
склонностей, интересов. Таким образом, чтобы обучение было развивающим,
необходимо осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к
детям.
Музыкальность значима как в эстетическом, так и нравственном
воспитании, в том числе и в развитии психологической культуры человека.
Вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность
укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть
формой эмоционально-творческого познания.
Понятие
музыкальности
выявляет
комплекс
музыкальных
способностей, главными компонентами для нее является: 1. Эмоциональный
отклик.
Это
способность
чувствовать
характер
музыки,
передавать
настроение музыкального настроения, способность в форме музыкальных
образов переживать, а также способность к творческому восприятию музыки;
2. Музыкальный слух. Это способность оценивать, вслушиваться, сравнивать
более яркие средства музыкальной выразительности.
В то же время, высокий уровень развития музыкальных способностей,
позволяющий говорить об одаренности и таланте, предполагает комплекс,
непременно включающий и высокий уровень умственных способностей.
На
основании
вышесказанного
можно
констатировать,
что
музыкальное развитие детей имеет незаменимое воздействие на общее
развитие, здесь развивается эмоциональная сфера, пробуждается фантазия,
воля, воображение ребенка, посредствам который развивается всесторонне
развития талантливая личность.
Список литературы
1.
Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб.
пособие для студ. пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 1983. – 224 с.
2.
Безбородова, Л.А., Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания
младших школьников : учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М. : Академия, 2001.
– 368 с.
3.
Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М. : Ин-т
психологии РАН, 1997. – 350 с.