Напоминание

Изучение линейной перспективы


Автор: Тараторина Евгения Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ «ЦО №7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова
Населённый пункт: г. Нижняя Салда, Свердловская область
Наименование материала: План-конспект занятия
Тема: Изучение линейной перспективы
Раздел: дополнительное образование





Назад




План-конспект программы художественной направленности

дополнительно образования «Быстрый рисунок».

Урок "Изучение линейной перспективы" предназначен для обучения

учащихся основам перспективного рисунка и визуализации объектов в

трехмерном

пространстве.

На

уроке

ученики

узнают,

как

правильно

отображать глубину и пропорции объектов, используя перспективу. Также

они

научатся

применять

различные

приемы

и

техники

для

создания

объемных

и

реалистичных

изображений.

Этот

урок

поможет

развить

визуализацию и художественные навыки учащихся.

Тема: Изучение линейной перспективы.

Количество занятий: 1.

Время на изучение темы: 2 академических часа (90 минут).

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательные:

­

Сформировать

умение

учеников

анализировать

и

интерпретировать изображения с точки зрения перспективы;

­

Сформировать на уроке новые понятия;

­

Научить

правильно

применять

принципы

линейной

перспективы при создании художественных работ.

Воспитательные:

­

Побудить

учеников

к

творческому

мышлению

и

экспериментированию

с

различными

приемами

линейной

перспективы.

Развивающие:

­

Развитие аналитического мышления;

­

Развить

умение

видеть

и

передавать

глубину

и

объем

в

рисунке;

­

Развитие познавательных умений.

Задачи урока:

­

Объяснить концепцию линейной перспективы и ее роль в

искусстве.

­

Продемонстрировать

примеры

работ,

где

использована

линейная перспектива.

­

Провести практическое занятие по созданию изображений с

использованием линейной перспективы.

­

Проверить понимание материала через практические задания

и диалог с учащимися.

­

Закрепить полученные знания через выполнение домашнего

задания.

Методы обучения:

Перцептивные методы: Словесные, наглядные, практические.

Логические методы: индуктивные, аналитические.

Гностические: репродуктивные, поисковые, исследовательские.

Наглядные

пособия

и

технические

средства:

компьютер,

проектор, экран, презентация PowerPoint, доска.

Таблица 1.

План урока «Изучение линейной перспективы».

№ этапа,

время

Наименование,

описание

Деятельность педагога

Этап 1.

5 минут

Введение

Введение в тему: объяснение

терминов "линейная перспектива",

"горизонт" и "точка схода".

Этап 2.

10 минут

Основная часть

Рассмотрение видов линейной

перспективы (одноточечная,

двухточечная, многоточечная).

Примеры работ с применением

различных видов линейной

перспективы.

Этап 3.

60 минут

Практическое

упражнение

Объяснение практического задания

для детей. рисование сцены или

пейзажа с использованием

линейной перспективы.

Этап 4.

10 минут

Обсуждение и анализ

работ учеников

Обсуждение и анализ

выполненных работ учащихся.

Этап 5.

5 минут

Заключение и

домашнее задание

Объяснение домашнего задания,

для закрепления знания

обучающихся.

Дополнительные

материалы:

скетчбук,

карандаш,

ластик,

цветные маркеры, черная ручка.

Планируемый общий объем урока - 90 минут.

План урока может быть изменен и дополнен в зависимости от уровня

подготовки учащихся и продолжительности урока. Ключевым является

понимание основных принципов перспективы и их применение в практике.

Конспект

1.

Введение

(1) Добрый день, уважаемые учащиеся! Сегодня мы начнём изучать

очень важное понятие в изобразительном искусстве - перспективу.

Перспектива – это прием в изобразительном искусстве, который

позволяет передать глубину и объемность пространства на плоскости.

Существуют различные виды перспектив: линейная, воздушная и цветовая.

(2) Сегодня мы с вами будем изучать линейную перспективу и

поговорим об основных понятиях, а также кратко рассмотрим каждый из

подвидов.

(3)

Сейчас

на

презентации

вы

можете

изучить

краткое

содержание урока.

Понимание законов перспективы — это возможность без проблем

нарисовать

любой

объект,

будь

то

книга,

здание

или

ваш

любимый

персонаж.

2. Основная часть

Что такое перспектива?

(4)

Линейная

перспектива

(ее

еще

называют

геометрической,

математической или даже оптической) заключает в себе одну простую

мысль — объекты, которые находятся близко к зрителю, кажутся ему

больше, чем те, что находятся далеко.

Линейная перспектива позволяет создать реалистичную иллюзию

объема за счет использования геометрических приемов построения. При

создании рисунка художник использует точки и линии, которые и помогают

выстроить правильную перспективу.

(5) Что надо знать о перспективе

Для

того,

чтобы

понимать,

как

определять

и

простраивать

необходимую

глубину,

нам

необходимо

разобраться

с

основными

понятиями линейной перспективы — линией горизонта и точками схода.

(6) Линия горизонта

Линия горизонта — это условная горизонтальная линия, которая

всегда находится на уровне глаз наблюдателя.

В природных условиях — это горизонт, который мы видим вдалеке.

На листе бумаги — это специально прочерченная вспомогательная линия,

обозначающая уровень глаз зрителя.

(7) Линия горизонта определяет, как именно зритель будет видеть

стороны объекта:

­

Если объект находится ниже линии горизонта — смотрящий

будет видеть его верхнюю сторону.

­

Если объект находится выше линии горизонта — увидим его

нижнюю часть.

­

Если же объект находится на линии горизонта — от нас

скроются и верхняя, и нижняя части.

Какие

стороны видит

зритель,

в

зависимости

от

расположения

объекта

Сама линия горизонта всегда находится на уровне глаз смотрящего,

независимо от того, на каком расстоянии от земли тот находится.

(9) Точка схода

Точкой схода называют точку на горизонте, в которой сходятся

параллельные линии, уходящие вдаль.

Если вы встанете посреди улицы и посмотрите вдаль, вы увидите,

что левая и правая стороны дороги начнут сливаться в одну точку где-то

вдалеке. Эта иллюзия и получила название «точка схода», точка, где

«сходятся» параллельные прямые.

Итак, точка схода — это вспомогательная точка на линии горизонта,

в которой «сходятся» параллельные прямые, уходящие в даль.

(9) Как использовать линию горизонта и точки схода в работе

Где именно будут располагаться линия горизонта и точки схода —

художник решает самостоятельно.

Расположение этих объектов

должно помогать

воплотить идею

автора. Для этого художники отвечают для себя на ряд вопросов:

­

На что именно нужно обратить внимание зрителя?

­

Какую сторону объекта должно быть видно в кадре?

­

Будут ли объекты искажены или максимально приближены к

реальным?

(10) В зависимости от ответов на эти вопросы, художник подбирает

нужный

ему

подвид

линейной

перспективы

одноточечную

(фронтальную), двухточечную (угловую), трехточечную (вертикальную)

Виды линейной перспективы

То, как будет выглядеть рисунок в линейной перспективе, зависит от

количества

точек

схода.

Есть

три

популярных

подвида

линейной

перспективы.

Сейчас мы более подробно поговорим о каждой группе.

(11) Фронтальная перспектива

Одноточечная (фронтальная) линейная перспектива используется

для того, чтобы показать картину с видом спереди или выгодно отразить

обстановку, уходящую вдаль (интерьер комнаты, уходящая вдаль улица).

(12) Угловая перспектива

Двухточечная

(угловая)

перспектива

используется

для

демонстрации композиции под углом, а также для наиболее реалистичной

передачи объекта. В угловой перспективе объект располагается ребром к

зрителю.

(13) Вертикальная перспектива

Трехточечная (вертикальная) перспектива чаще всего используется

для гиперболизации масштаба объекта. Например, с помощью этого вида

линейной перспективы изображают высотные здания.

(14) Что следует запомнить:

­

Понимание законов перспективы поможет нам простроить

абсолютно любой объект.

­

Существует

3

основных

вида

линейной

перспективы:

одноточечная, угловая, трехточечная.

­

Виды

перспективы

можно

варьировать

в

зависимости

от

желаемого результата.

­

Основная мысль перспективы: чем дальше находятся объекты

— тем они меньше.

­

Линия горизонта всегда находится на уровне глаз

Где именно расположить точки схода и линию горизонта — решает

сам художник.

3. Практическое упражнение.

(15) Нарисуйте фронтальную линейную перспективу: нарисуйте

прямую горизонтальную линию внизу листа бумаги. Затем нарисуйте точку

на этой линии в середине листа. Из этой точки проведите линии в разные

стороны, чтобы создать иллюзию расширения или сужения пространства.

Нарисуйте угловую линейную перспективу: нарисуйте на листе

бумаги две параллельные линии, которые встречаются в отдалении. В

центре листа нарисуйте точку пересечения этих линий. Затем проведите

линии из точки в разные направления, чтобы создать иллюзию глубины и

перспективы.

Нарисуйте

вертикальную

линейную

перспективу:

нарисуйте

в

центре листа вертикальную линию. Затем нарисуйте точку на верхнем крае

листа. Соедините точку с верхушкой вертикальной линии. Затем проведите

линии из точки в разных направлениях, чтобы создать эффект уменьшения

или увеличения объектов в пространстве.

Подсказка: используйте ручку или карандаш, чтобы проводить

линии

с

разной

толщиной

и

интенсивностью,

чтобы

создать

более

эффектный

эффект

перспективы.

И

не

бойтесь

экспериментировать

с

разными углами и направлениями линий, чтобы создать уникальные и

интересные композиции.

4. Обсуждение и анализ выполненных работ учащихся.

Сейчас

мы

будем обсуждать и

анализировать ваши

работы по

изображению 3 видов линейной перспективы: фронтальной, вертикальной

и угловой. Давайте начнем с фронтальной перспективы. Кто хочет показать

свою работу?

Ученик №1: Я! Вот моя работа. Я попытался передать глубину с

помощью параллельных линий, но, кажется, что-то не так.

Учитель: Давайте посмотрим вместе. Да, ты правильно использовал

параллельные линии, но нужно было обратить внимание на их угловое

расположение. Попробуй еще раз, учти эту рекомендацию.

Ученик №2: А вот моя работа по вертикальной перспективе. Что я

сделал не так?

Учитель: Давай посмотрим. Какие идеи у вас, друзья?

Ученик №3: Я думаю, что ты не учел направление сходящихся

линий. Они должны стремиться к точке исчезновения.

Ученик №2: Спасибо за совет, я это исправлю.

Учитель:

И

последняя

работа

по

угловой

перспективе.

Какие

замечания у вас?

Ученик №4: Мне кажется, что я немного переусердствовал с углами.

На горизонте они должны быть плавными, без резких изгибов.

Учитель: Отлично, ты заметил свою ошибку.

Каждый

из

вас

делает

успехи

в

понимании

перспективы.

Продолжайте работать над собой, и вы достигнете отличных результатов. А

сейчас давайте обратим внимание на презентацию и расскажите какие виды

перспективы тут находятся (16-17).

5. Домашнее задание.

(18) Спасибо за занятие, дети! Для того чтобы закрепить результат,

дома

надо

будет

нарисовать

свой

пейзаж

с

применением

линейной

перспективы и подготовить краткое объяснение методов, использованных

при создании работы.

Приложение №1. Презентация к уроку: «Изучение линейной перспективы».



В раздел образования