Напоминание

Подмена понятий у детей дошкольного возраста


Автор: Капсаргина Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д/с "Ивушка"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Подмена понятий у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

ПРИЧИНЫ, МЕХАНИЗМЫ И КОРРЕКЦИЯ

Введение

Подмена понятий

распространённое явление в когнитивном

развитии

детей

дошкольного

возраста,

характеризующееся

ошибочным

отождествлением

или

смешением

значений

слов,

признаков объектов или ситуаций. Данный феномен обусловлен

незрелостью

понятийного

мышления,

ограниченным

словарным

запасом и недостаточным опытом взаимодействия с окружающим

миром.

Изучение подмены понятий имеет важное значение для педагогики

и детской психологии, поскольку позволяет выявить закономерности

формирования когнитивных структур и разработать эффективные

методы коррекции речевых и мыслительных ошибок. В данной статье

рассматриваются причины возникновения подмены понятий, её виды,

механизмы формирования, а также практические рекомендации по

предупреждению и коррекции.

1. Теоретические основы подмены понятий

1.1. Определение и сущность явления

Подмена

понятий

(семантическая

замена)

это

когнитивно

-

речевая

ошибка,

при

которой

ребёнок

использует

слово

в

неправильном значении или заменяет одно понятие другим на основе

поверхностного сходства. В психологии и лингвистике данное явление

рассматривается

как

естественный

этап

речевого

развития,

связанный с формированием семантических полей и категориальных

связей.

Выделяют два основных типа подмены:

Перцептивная

подмена

замена

понятий

на

основе

сходства внешних

признаков

(например,

ребёнок

называет

«тигра»

«кошкой» из

-

за схожести внешнего вида).

Функциональная подмена

смешение понятий по их

назначению

или

действию

(например,

«чашка»

вместо

«кружка»).

1.2. Психологические механизмы подмены понятий

С

точки

зрения

когнитивной

психологии,

подмена

понятий

обусловлена следующими процессами:

1.

Недостаточная дифференциация семантических полей

ребёнок объединяет близкие по значению слова в одну

категорию.

2.

Преобладание

наглядно-действенного

мышления

дошкольник

опирается

на

внешние

признаки,

а

не

на

абстрактные

свойства объектов.

3.

Ограниченный лексический запас

— отсутствие нужного слова

приводит к замене его более знакомым аналогом.

4.

Несформированность иерархии понятий

трудности в

разграничении

родовых

и

видовых

категорий

(например,

«фрукт»

«яблоко»).

2. Причины подмены понятий у дошкольников

2.1. Возрастные особенности мышления

Согласно теории Ж. Пиаже, дети в возрасте 3–7 лет находятся на

стадии дооперационального мышления, для которого характерны:

Эгоцентризм

— неспособность учитывать другие точки зрения.

Синкретизм

объединение разнородных явлений на основе

случайных признаков.

Трансдукция

— переход от частного к частному без обобщения.

Эти особенности приводят к тому, что ребёнок устанавливает связи

между понятиями нелогично, что провоцирует семантические ошибки.

2.2. Влияние речевой среды

Качество

языкового

окружения

играет

ключевую

роль

в

формировании понятийного аппарата. Основные факторы:

Бедность речевого общения

недостаток

объяснений,

уточнений, описаний.

Неправильные речевые образцы

— использование взрослыми

упрощённых или искажённых форм слов.

Билингвизм

смешение языковых систем может усиливать

подмену понятий.

2.3. Индивидуальные особенности развития

У некоторых детей подмена понятий сохраняется дольше в связи с:

Задержкой речевого развития

(ЗРР);

Общим недоразвитием речи

(ОНР);

Когнитивными

нарушениями

(например,

при

расстройствах

аутистического спектра).

3. Диагностика подмены понятий

Выявление

семантических

ошибок

требует

системного

подхода.

Основные методы:

1.

Наблюдение за

спонтанной

речью

фиксация

случаев

неправильного употребления слов.

2.

Экспериментальные задания:

o

Называние предметов по картинкам;

o

Классификация объектов;

o

Объяснение значений слов.

3.

Беседа с родителями и педагогами

выявление устойчивых

речевых паттернов.

4. Коррекция и профилактика подмены понятий

4.1. Развитие понятийного мышления

Эффективные стратегии:

Обучение сравнению

(«Чем похожи? Чем отличаются?»);

Использование иерархических классификаций

(«Мебель —

стол

кухонный стол»);

Введение многозначных слов и синонимов

(«Дом — здание,

жилище»).

4.2. Обогащение словарного запаса

Рекомендуемые приёмы:

Чтение и обсуждение литературы;

Дидактические

игры

(«Назови

одним словом»,

«Угадай

по

описанию»);

Активное использование наглядности

(предметные картинки,

муляжи).

4.3. Работа с родителями

Важно обучать взрослых:

Правильно реагировать на ошибки (не высмеивать, а мягко

поправлять);

Расширять опыт ребёнка через экскурсии, эксперименты, беседы;

Создавать насыщенную речевую среду.

Заключение

Подмена понятий у дошкольников

естественный, но требующий

внимания

этап

речевого

развития.

Коррекция

данного

явления

должна основываться на понимании его психологических механизмов

и индивидуальных особенностей ребёнка. Системная работа по

развитию понятийного мышления, обогащению словаря и созданию

благоприятной

речевой

среды

позволяет

минимизировать

семантические ошибки и способствует успешному формированию

когнитивных и коммуникативных навыков.

Практическая значимость исследования заключается в разработке

чётких алгоритмов диагностики и коррекции, которые могут быть

использованы педагогами, логопедами и родителями для поддержки

речевого развития детей.



В раздел образования