Автор: Суханова Юлия Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №11 ДО 1
Населённый пункт: г.о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Занятие для детей старших групп детского сада
Тема: "Волшебный мир эмоций и настроения"
Раздел: дошкольное образование
«Волшебный мир эмоций и настроения».
Цель
:
формирование представлений детей старшего дошкольного возраста
об эмоциях и их связи с настроением и поведением человека.
Задачи
:
рассказать об основных эмоциях человека;
обогатить эмоциональный
словарь
детей
терминами: «Эмоция»,
«Радость»,
«Грусть»,
«Злость»,
«Страх»,
«Удивление»,
«Настроение», «Жесты», «Мимика»;
развивать умение узнавать эмоции по их внешним проявлениям и
понимать настроение человека по выражению его лица;
развивать эмпатию;
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
совершенствовать умение управлять своими эмоциями.
Интеграция: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-
эстетическое развитие.
Методы
и
приемы:
вопрос-ответ,
художественное
слово;
показ
иллюстраций; прослушивание музыкальных отрывков; объяснение; слова
благодарности,
обобщение,
игровые
ситуации,
похвала;
практические
действия детей.
Материалы и оборудование: аудиозапись «звук самолета», картинки с
изображением эмоций, мяч, пиктограммы эмоций, аудиозаписи музыкальных
отрывков, волшебная коробка, стенд для вывешивания картинок, флэшка,
музыкальный центр (колонка).
Ход работы:
Все стоят в кругу.
Ψ: Встанем рядом мы по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнётся - утро доброе начнётся!
Ψ -Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Ψ: Сегодня я хочу отправиться вместе с вами в одно увлекательное
путешествие! Путешествие в волшебную страну эмоций и настроения! А
полетим мы туда на самолетах! Готовы?
- Делаем бумажный самолетик и полетели (звучит музыка, мы летим по
кругу и приземляемся на стульчики)
-
Вот
мы
и
добрались!
Как
ваше настроение?
Сегодняшняя
наша беседа будет посвящена одной из удивительных сторон жизни человека
- об эмоциях и настроении. Что же такое эмоция? Кто знает?
Ответы детей.
Ψ: Да, ребята, эмоция – это такое наше выражение или состояние, которое
показывает другим, как мы относимся к происходящему. Какие эмоции вы
знаете?
Ответы детей.
Ψ: Совершенно верно, это грусть, радость, страх, злость, восторг, стыд,
скука, печаль, удивление и другие.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Облака», которое написала
Екимова Н. А.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Ψ:
Вы
внимательно
прослушали
стихотворение,
скажите,
а
какими эмоциями выражалось настроение у облаков в этом стихотворении?
Дети: Радость, грусть, гнев, удивление.
Ψ: Совершенно верно! Ребята, а вы обратили внимание, как автор описал
облако, когда оно радовалось, боялось, гневалось, грустило и удивлялось?
(Ответы детей).
Ψ:
Когда
человек
испытывает
радость
его
глаза «светятся»,
он
улыбается, смеётся, может хлопать в ладоши или прыгать (показываю
картинку эмоции)
Когда человек грустит - его глаза «потухают», уголки губ опущены, речь
замедлена, он может заплакать (показываю картинку эмоции)
Если человек испытывает страх - его брови приподнимаются, глаза
округляются, рот открыт, бледнеет лицо (показываю картинку эмоции).
Когда человек злится, то его брови вытягиваются в горизонтальную
линию, взгляд становится сердитым, губы сжимаются (показываю картинку).
Если человек удивляется – у него высоко поднимаются брови, открыт рот,
руки могут быть разведены и сильно напряжено внимание (показываю
картинку)
(Ψ показывает и описывает еще несколько картинок с эмоциями)
Таким
образом,
каждой эмоции соответствует
определенный
набор
жестов, мимики и движений.
Мимика – это движения нашего лица при проявлении эмоции.
Жесты – это движения наших частей тела (головы, рук, ног).
Давайте, сейчас с вами поиграем в игру «Угадай эмоцию». На столе лежат
карточки – это пиктограммы эмоций. Вы по одному подойдете и возьмете по
одной карточке, не показывая другим. Ваша задача - изобразить ту эмоцию,
которая нарисована на карточке, а другие ребята должны отгадать ее.
(Проводится игра)
Ψ: Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Скажите, пожалуйста, по
мимике, жестам и эмоциям можно понять какое у человека настроение?
(Ответы детей)
Ψ: Конечно, ребята, можно! Давайте, сейчас встанем в круг и поиграем в
игру «Закончи фразу». Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете
отвечать.
Например,
расскажи,
Саша,
что
ты
делаешь,
когда
радуешься? (мальчик ловит мяч и рассказывает).
(Далее Ψ бросает каждому мяч и спрашивает по одному: «Расскажи, что
ты делаешь, когда грустишь», «Что ты делаешь, когда боишься?»…
злишься,
удивляешься,
сомневаешься,
стыдишься,
скучаешь,
восхищаешься»).
Ψ : Хорошо! Мы еще раз с вами убедились, что по нашим эмоциям,
мимике и жестам, можно догадаться, какое у человека настроение. А сейчас
мы с вами потанцуем. Я предлагаю вам прослушать музыкальные отрывки,
рассказать и изобразить то, что вы почувствовали при прослушивании
данной мелодии.
(Звучит музыка)
1.
Недовольство
—
начало «Песни
Тролля» из
музыкальной
сказки «Белоснежка и семь гномов» (муз. М. Гусева).
2. Грусть, слезы - русская народная песня «На улице дождик» в
исполнении ансамбля «Золотое кольцо».
3. Страх — К. Сен-Сане. «Карнавал животных», этюд № 2(«Куры и
петух»)
4. Злость, агрессия Г. Гладков. «Песня разбойников» (сл. Ю. Энтина).
5. Радость — песня А. Пинегина «Хрюшечки» (сл. Ю. Кушака).
Воспитатель: Замечательно, ребята! А теперь присаживайтесь на свои
места.
Предлагаю вам еще одну игру «Я хочу/могу». Вы должны сказать, чего вы
хотите, когда….(Первый отвечает воспитатель, например, «Когда я грущу, я
хочу, чтобы меня обняли»)
Когда я радуюсь, я хочу….
Когда я боюсь, я хочу….
Когда я злюсь, я хочу….
Когда я удивляюсь, я могу….
Когда я волнуюсь, я могу….и т. д.
Ψ: Спасибо, ребята, за ваши ответы! Теперь мы знаем, если человеку
грустно, то мы можем его обнять, пожалеть, погладить, рассказать веселую
историю, позвать его в игру, порисовать и т. д.
Если человек радуется, то и нам хочется радоваться и улыбаться, глядя на
него.
Ψ: Я хочу, чтобы в нашей группе было меньше ссор и обид, чтобы вы
были веселыми, дружными ребятами. Но если к вам прилетит грустинка или
печалька, или даже злючка - сердючка, то на этот случай я смастерила вот
такую волшебную
коробку
(показываю
коробку,
обклеенную
картинками эмоциональных состояний: гнев, злость, грусть, печаль, страх).
Как вы думаете, для чего она?
(Ответы детей)
Ψ: Эта коробка не простая! Это коробка будет нашим «помогатором»:
«поднимателем» настроения, «забирателем» печалек.
Как же ей пользоваться? Очень просто. Внутри коробки находятся
картинки с изображением разных отрицательных эмоций (это злость,
грусть, печаль, стыд, гнев, страх, досада). Когда вам вдруг станет грустно,
вы подойдете, найдете в коробке картинку с вашей эмоцией, разукрасите ее и
сильно - сильно скомкаете, можете даже растоптать, порвать её, и выбросите
обратно в коробку.
Отрицательные эмоции – не плохие. Но они могут накапливаться, если их
вовремя не «выплеснуть». А то потом может последовать плохое действие,
поступок. Ведь осуждаются не сами эмоции, а действия и поступки, которые
их
сопровождают.
Поэтому,
не
будем
копить
эти эмоции,
а
будем «отправлять» их в нашу волшебную коробку.
Ψ: Ну что же, ребята, наша беседа подходит к завершению. Нам пора
возвращаться. А сначала, напомните мне, пожалуйста, что же такое эмоция?
Какие бывают эмоции? Что вам сегодня запомнилось? Что понравилось или
не понравилось?
(Дети отвечают)
Ψ: А теперь….берем наши самолеты, расправляем крылья и полетели
(звучит аудиозапись «звук самолета») обратно в детский сад.
(Улетаем в группу)
Ψ: Вот мы и на месте. Давайте все друг другу улыбнемся и поделимся
хорошим настроением. Запомните его. Предлагаю вам, нарисовать свое
радостное настроение и подарить его другу! (раскрашиваем бабочек-мандал).
Список использованной литературы
:
1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире
детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.:
АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
3. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь
и
радуюсь.
Программа эмоциональногоразвития
детей
дошкольного
и
младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98
с.
4. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В.
Соколов, В. Н. Куров.Ярославль: Академия развития, 2004. -- 160 с. илл.
"Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".
5.
Громова
Т.В.
Страна
эмоций.
Методика
как
инструмент
диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой
ребенка. – Москва, УЦ «Перспектива», 2002. – 48с.: ил.