Напоминание

"Волшебный мир эмоций и настроения"


Автор: Суханова Юлия Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №11 ДО 1
Населённый пункт: г.о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Занятие для детей старших групп детского сада
Тема: "Волшебный мир эмоций и настроения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Волшебный мир эмоций и настроения».

Цель

:

формирование представлений детей старшего дошкольного возраста

об эмоциях и их связи с настроением и поведением человека.

Задачи

:

рассказать об основных эмоциях человека;

обогатить эмоциональный

словарь

детей

терминами: «Эмоция»,

«Радость»,

«Грусть»,

«Злость»,

«Страх»,

«Удивление»,

«Настроение», «Жесты», «Мимика»;

развивать умение узнавать эмоции по их внешним проявлениям и

понимать настроение человека по выражению его лица;

развивать эмпатию;

воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

совершенствовать умение управлять своими эмоциями.

Интеграция: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-

эстетическое развитие.

Методы

и

приемы:

вопрос-ответ,

художественное

слово;

показ

иллюстраций; прослушивание музыкальных отрывков; объяснение; слова

благодарности,

обобщение,

игровые

ситуации,

похвала;

практические

действия детей.

Материалы и оборудование: аудиозапись «звук самолета», картинки с

изображением эмоций, мяч, пиктограммы эмоций, аудиозаписи музыкальных

отрывков, волшебная коробка, стенд для вывешивания картинок, флэшка,

музыкальный центр (колонка).

Ход работы:

Все стоят в кругу.

Ψ: Встанем рядом мы по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнётся - утро доброе начнётся!

Ψ -Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Ψ: Сегодня я хочу отправиться вместе с вами в одно увлекательное

путешествие! Путешествие в волшебную страну эмоций и настроения! А

полетим мы туда на самолетах! Готовы?

- Делаем бумажный самолетик и полетели (звучит музыка, мы летим по

кругу и приземляемся на стульчики)

-

Вот

мы

и

добрались!

Как

ваше настроение?

Сегодняшняя

наша беседа будет посвящена одной из удивительных сторон жизни человека

- об эмоциях и настроении. Что же такое эмоция? Кто знает?

Ответы детей.

Ψ: Да, ребята, эмоция – это такое наше выражение или состояние, которое

показывает другим, как мы относимся к происходящему. Какие эмоции вы

знаете?

Ответы детей.

Ψ: Совершенно верно, это грусть, радость, страх, злость, восторг, стыд,

скука, печаль, удивление и другие.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Облака», которое написала

Екимова Н. А.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

– Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

– Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно.

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

– Ой, кто там, в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Ψ:

Вы

внимательно

прослушали

стихотворение,

скажите,

а

какими эмоциями выражалось настроение у облаков в этом стихотворении?

Дети: Радость, грусть, гнев, удивление.

Ψ: Совершенно верно! Ребята, а вы обратили внимание, как автор описал

облако, когда оно радовалось, боялось, гневалось, грустило и удивлялось?

(Ответы детей).

Ψ:

Когда

человек

испытывает

радость

его

глаза «светятся»,

он

улыбается, смеётся, может хлопать в ладоши или прыгать (показываю

картинку эмоции)

Когда человек грустит - его глаза «потухают», уголки губ опущены, речь

замедлена, он может заплакать (показываю картинку эмоции)

Если человек испытывает страх - его брови приподнимаются, глаза

округляются, рот открыт, бледнеет лицо (показываю картинку эмоции).

Когда человек злится, то его брови вытягиваются в горизонтальную

линию, взгляд становится сердитым, губы сжимаются (показываю картинку).

Если человек удивляется – у него высоко поднимаются брови, открыт рот,

руки могут быть разведены и сильно напряжено внимание (показываю

картинку)

(Ψ показывает и описывает еще несколько картинок с эмоциями)

Таким

образом,

каждой эмоции соответствует

определенный

набор

жестов, мимики и движений.

Мимика – это движения нашего лица при проявлении эмоции.

Жесты – это движения наших частей тела (головы, рук, ног).

Давайте, сейчас с вами поиграем в игру «Угадай эмоцию». На столе лежат

карточки – это пиктограммы эмоций. Вы по одному подойдете и возьмете по

одной карточке, не показывая другим. Ваша задача - изобразить ту эмоцию,

которая нарисована на карточке, а другие ребята должны отгадать ее.

(Проводится игра)

Ψ: Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Скажите, пожалуйста, по

мимике, жестам и эмоциям можно понять какое у человека настроение?

(Ответы детей)

Ψ: Конечно, ребята, можно! Давайте, сейчас встанем в круг и поиграем в

игру «Закончи фразу». Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете

отвечать.

Например,

расскажи,

Саша,

что

ты

делаешь,

когда

радуешься? (мальчик ловит мяч и рассказывает).

(Далее Ψ бросает каждому мяч и спрашивает по одному: «Расскажи, что

ты делаешь, когда грустишь», «Что ты делаешь, когда боишься?»

злишься,

удивляешься,

сомневаешься,

стыдишься,

скучаешь,

восхищаешься»).

Ψ : Хорошо! Мы еще раз с вами убедились, что по нашим эмоциям,

мимике и жестам, можно догадаться, какое у человека настроение. А сейчас

мы с вами потанцуем. Я предлагаю вам прослушать музыкальные отрывки,

рассказать и изобразить то, что вы почувствовали при прослушивании

данной мелодии.

(Звучит музыка)

1.

Недовольство

начало «Песни

Тролля» из

музыкальной

сказки «Белоснежка и семь гномов» (муз. М. Гусева).

2. Грусть, слезы - русская народная песня «На улице дождик» в

исполнении ансамбля «Золотое кольцо».

3. Страх — К. Сен-Сане. «Карнавал животных», этюд № 2(«Куры и

петух»)

4. Злость, агрессия Г. Гладков. «Песня разбойников» (сл. Ю. Энтина).

5. Радость — песня А. Пинегина «Хрюшечки» (сл. Ю. Кушака).

Воспитатель: Замечательно, ребята! А теперь присаживайтесь на свои

места.

Предлагаю вам еще одну игру «Я хочу/могу». Вы должны сказать, чего вы

хотите, когда….(Первый отвечает воспитатель, например, «Когда я грущу, я

хочу, чтобы меня обняли»)

Когда я радуюсь, я хочу….

Когда я боюсь, я хочу….

Когда я злюсь, я хочу….

Когда я удивляюсь, я могу….

Когда я волнуюсь, я могу….и т. д.

Ψ: Спасибо, ребята, за ваши ответы! Теперь мы знаем, если человеку

грустно, то мы можем его обнять, пожалеть, погладить, рассказать веселую

историю, позвать его в игру, порисовать и т. д.

Если человек радуется, то и нам хочется радоваться и улыбаться, глядя на

него.

Ψ: Я хочу, чтобы в нашей группе было меньше ссор и обид, чтобы вы

были веселыми, дружными ребятами. Но если к вам прилетит грустинка или

печалька, или даже злючка - сердючка, то на этот случай я смастерила вот

такую волшебную

коробку

(показываю

коробку,

обклеенную

картинками эмоциональных состояний: гнев, злость, грусть, печаль, страх).

Как вы думаете, для чего она?

(Ответы детей)

Ψ: Эта коробка не простая! Это коробка будет нашим «помогатором»:

«поднимателем» настроения, «забирателем» печалек.

Как же ей пользоваться? Очень просто. Внутри коробки находятся

картинки с изображением разных отрицательных эмоций (это злость,

грусть, печаль, стыд, гнев, страх, досада). Когда вам вдруг станет грустно,

вы подойдете, найдете в коробке картинку с вашей эмоцией, разукрасите ее и

сильно - сильно скомкаете, можете даже растоптать, порвать её, и выбросите

обратно в коробку.

Отрицательные эмоции – не плохие. Но они могут накапливаться, если их

вовремя не «выплеснуть». А то потом может последовать плохое действие,

поступок. Ведь осуждаются не сами эмоции, а действия и поступки, которые

их

сопровождают.

Поэтому,

не

будем

копить

эти эмоции,

а

будем «отправлять» их в нашу волшебную коробку.

Ψ: Ну что же, ребята, наша беседа подходит к завершению. Нам пора

возвращаться. А сначала, напомните мне, пожалуйста, что же такое эмоция?

Какие бывают эмоции? Что вам сегодня запомнилось? Что понравилось или

не понравилось?

(Дети отвечают)

Ψ: А теперь….берем наши самолеты, расправляем крылья и полетели

(звучит аудиозапись «звук самолета») обратно в детский сад.

(Улетаем в группу)

Ψ: Вот мы и на месте. Давайте все друг другу улыбнемся и поделимся

хорошим настроением. Запомните его. Предлагаю вам, нарисовать свое

радостное настроение и подарить его другу! (раскрашиваем бабочек-мандал).

Список использованной литературы

:

1. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире

детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.

Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.:

АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

3. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь

и

радуюсь.

Программа эмоциональногоразвития

детей

дошкольного

и

младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98

с.

4. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В.

Соколов, В. Н. Куров.Ярославль: Академия развития, 2004. -- 160 с. илл.

"Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".

5.

Громова

Т.В.

Страна

эмоций.

Методика

как

инструмент

диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой

ребенка. – Москва, УЦ «Перспектива», 2002. – 48с.: ил.



В раздел образования