Автор: Батыргереева Зульфия Идрисовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: город Хасавюрт республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по технологии в 5 классе "Изготовление прихватки."
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
г. Хасавюрт
Конспект урока
по технологии в 5 классе
« Изготовление прихватки.»
Учитель технологии:
Батыргереева Зульфия Идрисовна
Тема: Изготовление прихватки.
Цель урока:
1. Образовательная:
формирование умений и навыков шитья;
использование ручных швов и теоретических знаний о гармонии цвета.
2. Развивающая:
развитие сенсорно-маторных качеств рук;
развитие волевых качеств личности (доводить начатое дело до конца, целеустремленность,
настойчивость, умение преодолевать трудности).
3. Воспитательная:
формирование эстетического вкуса, художественного мышления, интереса к народному
творчеству;
создание на занятии рабочей, дружеской атмосферы.
Оборудование:
1.
Ткань, лекало, иголки, булавки, ножницы, линейка, мелок, тесьма, ватин.
2.
Коллекция прихваток. Инструкционные карты. Раздаточный материал.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Проверка знаний учащихся.
Сегодня на нашем занятии мы изготовим прихватки.Но прежде чем мы приступим к новой теме сегодня
мы должны закрепить раннее изученный материал, а также применить знания по гармоничному
сочетанию контрастных цветов.
1.
Из какого волокна изготовляют хлопчатобумажные ткани? Какого происхождения это волокно?
(Из хлопка, растительного происхождения (показать волокно).
2.
На какой стороне напечатанной ткани рисунок более яркий и четкий? (На лицевой стороне
(показать ткань).
3.
Что значит «наметать»? (Соединить мелкую деталь с большей деталью прямыми стежками на
0,5см от срезов).
4.
Что значит заутюжить? (Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком
положении).
5.
Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажной
ткани. (Постельное белье, занавески, покрывала, полотенца, прихватки и т.д.).
6.
Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).
3.
Изложение нового материала
Прежде чем приступим к нашей новой теме рассмотрим рисунок. Обратите внимание, что шестицветный
спектр вам представлен в виде необычного растения, с пестрыми разноцветными листьями. Что вы
помните о гармонии цвета и их сочетаемости друг с другом?
Чтобы правильно подобрать лоскутики для будущего изделия, необходимо учитывать сочетания цветов,
знать, как они взаимодействуют друг с другом. Для этого надо понять, что такое цветовая гармония, т.е.
согласованность в сочетании цветов.
Цвет характеризуется тремя показателями:
цветовым тоном – отношением цвета к его оттенкам, полученным от смешивания с другим
цветом;
светлотой или яркостью, то есть степенью близости к белому цвету (различают светлые и темные
тона одного цвета);
интенсивностью или насыщенностью, то есть степенью густоты цвета.
Для того, чтобы разобраться в цветовых сочетаниях, применяют так называемый цветовой круг.
Основные цвета в нем – желтый, красный и синий. Смешение красного и желтого в равных количествах
дает оранжевый цвет, красного и синего – фиолетовый, синего и желтого – зеленый. На самом деле,
количество таких смешанных, промежуточных тонов безгранично, и переходы от одного цвета к другому
– плавные, незаметные.
Цвета красно-желтой половины цветового круга и все их оттенки называются теплыми, они менее
контрастны. Самый теплый цвет – красный. Теплые тона более яркие, они зрительно выступают на
первый план и как бы увеличивают предмет.
Цвета сине-зеленой половины цветового круга и все их оттенки называются холодными, они более
контрастны. Самый холодный цвет – синий. Холодные тона отходят на второй план и зрительно
уменьшают предмет.
Нейтральные цветовые тона – это черный, серый и белый. Они дают хорошие сочетания и между собой,
и с любым другим цветом: теплые цветовые тона выигрывают рядом с серым в его оттеночных переходах
до черного, а холодные – с серым в оттеночных переходах до белого.
Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против
друга: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. Цвета соседних секторов не
гармонируют, поэтому не стоит в узоре соединять их вместе. Цвета секторов, расположенных через один,
более гармоничны. Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить, если использовать
дополнительный нейтральный цвет.
Мы с вами это все повторили для того, чтобы подобрать цвета для нашей прихватки. Кухонные прихватки
просто необходимы на кухне во время приготовления пищи. Конечно, при случае можно взять первую
попавшуюся тряпку и снять с плиты горячую кастрюлю, чайник, сковородку. Но даже в такой, казалось
бы, мелочи, как прихватка, можно проявить вкус и изобретательность. И разве не приятно, если вместо
оборванной, необработанной тряпки в руках будет эстетически оформленная прихватка, которую вы
сделаете своими руками. А как обрадуются такой обновке мама и бабушка!
Прихватки это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для вашей кухни, так
и для украшения интерьера.. Прихватки могут быть разной формы, разного цвета (демонстрация
прихваток).
История прихваток
Ученица Ни одна хозяйка не представляет работу на кухне без такой необходимой вещицы, как обычная
тряпичная прихватка. Но как же она появилась в нашем доме, кто первым придумал использовать ее с
целью - не обжечь руки от огня?
Бесспорно, именно огонь стал причиной ее появления в нашем быту. Огонь, как способ приготовления
горячей пищи для человека. Сегодня такую «защитницу» от огня и раскаленной посуды изготавливают из
пряжи и текстиля, но не исключено, что когда-то материалом для изготовления были шкуры животных,
пучки трав.
В прошлом такой предмет домашнего обихода изготавливался собственными руками, а для этого
использовали кусочки пряжи, ткани, различные обрезки. Кухня всегда была излюбленным местом
женщины, которая изо всех сил старалась превратить эту часть человеческого жилища в уютный уголок.
А в качестве модных и стильных аксессуаров она использовала прихватку. Одна или несколько маленьких
изящных тряпочек привносили некую изюминку в интерьер помещения, а не просто спасали руки от
ожогов.
Ученица Тем временем в свете наступил расцвет пэчворка, который помог воплотить с помощью
прихватки красоту стежек и блоков ручной работы. В 20-х годах прихватка потеряла свою
функциональность и стала всего лишь элегантным аксессуаром для кухни, потому что изготавливалась из
такого непрочного материала, как кружево.
В 30-е годы полет фантазии создателей подсказал идею вывязывания на прихватках лиц людей, мордочек
животных, автомобилей, фруктов и даже цветов. А в 40-х годах прихваточки «обрели семью»,
воссоединившись с фартуками, корзинками для хлеба, занавесками, скатертями, кухонными полотенцами
в единые наборы.
50-е годы о них «заговорили» журналы. Увлеченные домохозяйки взялись за создание индивидуальных
творческих проектов и причудливых моделей. Наступил «Прихваточный бум», который в особенности
был ощутим в Америке. Журналы же активно помогали вдохновению искусных мастериц. В то время
собирать самодельные коллекции таких вещиц было хорошим тоном. Все маленькие девочки увлекались
их пошивом и одаривали бабушек.
Современные прихватки – это, чаще всего, изделия из хлопка. Но, не смотря на любовь к этой приятной
текстуре, человечество уступает веяниям новых технологий и не удивляется появлению прихваток из
силикона. Это термостойкие новинки, которые можно мыть в посудомоечных машинах и использовать
максимально долго.
Виды отделки:
1 Аппликация, кант
2 Вышивка, аппликация
3 Кант, тесьма, аппликация, лоскутное шитье
2. Техника безопасности.
Для изготовления таких прихваток, нам нужны помощники. В моем волшебном ларце хранятся различные
инструменты. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы мне отгадывать.. И если правильно угадаете, то
я буду их вам показывать.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно
Не бегай с ними по квартире –
Так можно сделать ХАРАКИРИ
Коль просит кто-то, не зевай,
Вперед колечками подай.
Храните ножницы на месте
С концами, сомкнутыми вместе
Ты не бери иголки в рот:
Иголка острая – не плод!
Игла в работе весела,
Она тонка и так мала!
Не будишь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
Тебе ж потом воткнется в пятку.
Иголки надо сосчитать,
Потом садиться вышивать.
С наперстком, право, лучше жить –
Как щит он может защитить.
Иголки нрав колючий
Он непременно укротит.
Посмотрите, все эти помощники лежат в моем ларце. И чтобы работа приносила удовольствие, мы
вспомним основные правила по технике безопасности:
Иглы и булавки хранить в игольнице.
Не берите иглу в рот, не играйте с иглой.
Проталкивайте иглу в ткань с наперстком.
Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая, держать их сомкнутые лезвия.
Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.
Используйте ножницы по назначению.
Прихватка готова. Теперь ее можно использовать в хозяйстве или подарить маме, сестре, бабушке.
Каждый, кто занимается приготовлением пищи, обрадуется такому подарку.
Требования к изделию
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ:
Термостойкость(плохо пропускает тепло)
Легко стирается
Удобно удерживается в руке
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ:
Декоративность
Аккуратность
4. Практическая работа: изготовление кухонной прихватки.
Инструкционная карта.
Изготовление деталей.
1. Изготовить выкройку. Для этого берем альбомный лист и из него вырезаем два круга диаметром 16см и
5см. (рис.1)
2. Выполнить раскрой ткани. Наложить изготовленное лекало на ткань и зафиксировать
булавками. (рис.2)
3. Изготовить прокладочный элемент из ватина. Для этого накладываем лекало на ватин и фиксируем
булавками.
4. Выполнить разметку рисунка для вышивки.
5. Отрежьте тесьму для петельки длинной 8 см.
Сборка.
И так нам нужно перейти к процессу обработки прихватки.
1. На лицевую сторону основной детали голубого цвета наложить деталь аппликации.
2. Деталь аппликации желтого цвета приметать к основной детали ручными стежками, а затем по краям
обработать швом «через край» (рис.4)
3. Вложить прокладку между деталями прихватки, заколоть булавками и все три слоя сметать ручными
стежками. Не забудьте приметать петельку, спрятав ее концы между деталями прихватки. (рис.5)
4. Обработайте прихватку швом «через край». Удалите сметочную нитку. (рис.6)
5. Петельку закрепите несколькими косыми стежками. (рис.6)
Выполните вышивку двойным швом «вперед иголку», прошивая изделие насквозь. (рис.7)
(Девочки выполняют практическую часть занятия. В процессе работы
А теперь мы подведем итоги. Сегодня на нашем занятии мы проделали очень большую работу. Мы
научились правильно подбирать ткани друг к другу, применять гармонию цвета.
На уроке мы выяснили:
Что такое прихватка?
Какой формы они могут быть?
Из каких материалов их шьют?
Назовите детали выкройки прихватки
Какие технологические этапы изготовления прихватки мы выполнили?
Какие нам еще предстоит выполнить?
Назовите технические условия для раскладки выкройки на ткани.
Поднимите руки те, кто полностью справился с заданием, те выполнил раскрой изделия.
Перечислите, с какими трудностями вы столкнулись, какие ошибки были допущены при выполнении
практической работы
5. Итог урока.
1.
Сообщение о достижении цели.
Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь
изученный материал.
2.
Анализ выполнения практических работ.
3.
Показ лучших работ.
4.
Разбор ошибок.
5.
Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
6.
Выставление оценок и их аргументы.
6. Домашнее задание.
Подготовить лоскуты 24Х24 для подкладки, используя сочетание цветов в цветовом круге.