Напоминание

Перспективное планировние по познавательско-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.


Автор: Якушева Тамара Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/С №27 О. В."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Перспективное планировние по познавательско-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном старшем возрасте.

Сроки

Тема

недели

Содержание деятельности и

форма её осуществления.

Задачи работы

Сентябрь

Педагогическая

диагностика

Диагностическая ситуация «Что

мне интересно?»

(О. В. Афанасьева). Индивид.

работа.

Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее

привлекательные для них разновидности данной деятельности.

Диагностическая ситуация «Что

нам интересно?»

(О.В. Афанасьева). Групповая

работа.

Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими

детьми.

Что мы знаем

о школе?

И/у «Авторучка балансирует».

Познакомить детей с понятиями: балансирование, равновесие. Совершенствовать

координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах

деятельности.

(Н. В. Нищева, стр.105)

НОД: тема: «Мел»: опыт:

«Рисующие камни».

Сформировать представление о свойствах мела (мягкий и рассыпчатый, не

растворяется в воде), развивать умение созерцать предметы; учить сравнивать

предметы, классифицировать.

(Н. В. Нищева, стр.193)

И/э «Куда делись чернила?»

Познакомить детей с понятием «активированный уголь» и его способностью

очищать воду.

(Н. В. Нищева, стр. 80)

Д/и «Почему цветы осенью

вянут?»

Посредством экспериментальной деятельности установить зависимость роста

растений от температуры поступаемой влаги.

См. картотеку.

Осень

НОД: тема: «Растения и среда»:

опыт: «В тепле и холоде».

Посредством экспериментальной деятельности сформировать представления детей о

благоприятных условиях для роста и развития растений. (Н.В. Нищева, стр.179)

Познакомить с народными названиями осенних месяцев:

Сентябрь-хмурень (небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в

природе. Пора сбора урожая).

Октябрь-грязник (от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь в природе. В

природе все

отцветает).

Ноябрь-листогной (деревья сбрасывают последние листья, появляются первые

заморозки).

Опыт: «Строение листьев».

Собрать листья для гербария.

С помощью лупы дети рассматривают строение листьев. Черешок-это часть листа,

которая соединяет лист и ветку. От черешка к листочку идут жилки, они питают

влагой листочки. Поэтому листья, упавшие с дерева начинают сохнуть.

Труд взрослых

И/у «Помоги Золушке».

Дети сортируют разные крупы по форме, цвету.

Развивать умение определять названия круп; развивать мелкую моторику рук.

(Н.В. Нищева, стр.199)

НОД по тестопластике: Тема:

«Волшебное тесто»: опыт:

«Свойства муки».

Сформировать представление о свойствах муки (сыпучая, воздушная, белого цвета,

на ней можно рисовать). Показать детям, как с помощью воды, муки и соли

получается тесто. Из получившегося теста дети лепят руками фигуры и формируют

представление о свойствах теста (пластичное, упругое). Развивать творческое

мышление и мелкую моторику рук.

Д/и «Что есть в почве?»

Эксперимент: С помощью воды в

почве определяем воздух. Тепло

определяет в почве влагу и

перегной.

Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от

гниения растений).

См. картотеку.

Природа

Наблюдение: «Без чего не могут

жить растения».

Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях (живое существо, у

которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать

питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет,

дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло).

НОД: тема: «Соберем гербарий»:

опыт: «Свойства сухих листьев».

Сформировать представление о свойствах сухих листьев (шуршащие, ломкие,

ароматные, окрашивают воду). Развивать творческое мышление и мелкую моторику

Октябрь

рук.

Д/и «Лабиринт»

Установить, как растение ищет свет.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.127)

Я – человек

Д/и «Сколько ушей?»

Опыт: «Источники звука и его

распространение».

Сформировать представление детей о слухе человека, какое оно имеет важное

значение в жизни человека.

Сформировать представления о характеристиках звука (громкости, тембре,

длительности).( Н.В. Нищева стр.98)

НОД: тема: «Органы чувств

человека»: опыт: «Определи

продукт, предмет не видя его».

Уточнить представление об основных функциях некоторых органов человека.

См. конспект.

Д/и «Наши помощники-глаза».

Опыт: «Отражение света.

Зеркало».

Сформировать представление детей о зрении человека, какое оно имеет важное

значение в жизни человека.

Развитие способности рассматривать различные отражения от блестящих

поверхностей. (Н.В. Нищева стр.96)

Д/и «Если не видишь».

Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например,

пальцами), как можно положительно или отрицательно влиять на глаза.

См. картотеку.

НОД: тема: «Здоровье»: опыт:

«Микроорганизмы».

С помощью микроскопа дать понятие о микроорганизмах, их видах,

происхождении; уточнить знания об их пользе и вреде для человека; закрепить

профилактические меры гигиены для сохранения своего здоровья.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.89)

И/э «Как попадают микробы на

руки».

Показать детям, как передаются микробы от человека к человеку:

люди не моют руки (эксперимент с помощью воды, блесток, мыла), чихают в

ладонь (эксперимент с помощью пульвизатора). Познакомить с защитной маской и

ее свойствами оберегать здоровье человека от инфекций (эксперимент с помощью

маски и зеркала).

Моя страна.

Мой город.

Конструирование: «Мой город».

Формировать умение устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в

постройке.

Познакомить детей с видами легоконструктора (пластмасса, дерево).

Сформировать понятие о свойствах пластмассы (легкая, прочная,

водонепроницаемая, плавится), дерева (легкая, не тонет в воде, водопроницаемая,

разноцветная).

НОД: тема: «Национальные

костюмы»: опыт: « Виды

тканей».

Ознакомить с названиями тканей; сформировать умение сравнивать ткани по их

свойствам.

(Н.В. Нищева стр.125)

Наблюдение: «Мы - за чистый

город».

Опыт: «Газ. Свойства воздуха».

Уточнить и расширить представление о том, что загрязняет окружающую среду

в родном городе. Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую

природу, соблюдать чистоту родного города.

Расширять представления о свойствах воздуха (кислород и углекислый газ), о

значении растений в жизни планеты. (Н.В. Нищева стр.90)

Ноябрь

Моя страна.

Мой город.

Д/и «Запахи».

Продолжать знакомить детей с воздухом; уточнить понятия: полезные и вредные

запахи, приятные и неприятные. Влияние воздуха на окружающую среду.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.101)

НОД: тема: «Мир бумаги»: опыт:

«Виды бумаги».

Узнать различные виды бумаги; сравнивать их качественные характеристики и

свойства.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.137)

Рисование «Играем с красками».

Познакомить с процессом смешивания разных цветов на листе бумаги.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.68)

Моя страна.

Мой город.

Эксперимент: «Мир металлов»

И/э «Мы – фокусники».

Познакомить с видами металлов (алюминий, сталь, медь) и их характеристиками

(металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). (Н.В. Нищева

стр.125)

Выявить металлы, взаимодействующие с магнитами.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.136)

НОД: тема: «Камни»: опыт:

«Какими бывают камни?».

Сформировать представления о разнообразии внешнего вида камней, свойствах

камня, учить классифицировать по разным признакам (твердые, гладкие, шершавые,

маленькие, большие)

(Н.В. Нищева стр.190)

И/э «Может ли камень издавать

звуки?»

Сформировать представление о разных камнях, которые издают не похожие друг на

друга звуки. (Н.В. Нищева стр.192)

Моя страна.

Мой город.

Опыт: «Тонет-не тонет».

Сформировать представления о свойствах камня.

(Н.В. Нищева стр.191)

НОД: тема: «Мир камней»: опыт:

«Подземные кладовые».

Продолжать знакомить детей с составом почвы и недр земли; дать понятие о

полезных ископаемых, как человек добывает и бережет их.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.79)

Опыт: «Твердый камень».

Сформировать представление о твердости камня.

(Н.В. Нищева стр.191)

Природа.

И/э «Нюхаем, пробуем, трогаем,

слушаем».

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать,

узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму,

структуру поверхности; язык — определять на вкус).

НОД: Тема: «Почва, глина,

песок»: опыт: « Живая земля».

Познакомить детей со свойствами плодородной почвы, глины, песка;

формировать представления о значении почвы, глины, песка в природе и в жизни

человека; подводить детей к ответу полными предложениями.

См. конспект.

И/э «Свет повсюду».

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные

(солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик,

свеча).

Декабрь

Зима

Опыт: «Откуда берётся иней?»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

(термос с горячей водой, тарелка).

Сформировать представления об агрегатных состояниях воды (твердое тело-лед,

жидкость-вода, газ-пар).

НОД: тема: «Вода и ее свойства»

Формирование представлений о некоторых свойствах воды (жидкость без вкуса,

цвета, запаха и формы). (Н.В. Нищева стр.37)

Опыт: «Тающий лед».

Расширение представлений о свойствах льда.

(Н.В. Нищева стр.71)

Предметное

окружение

Опыт: «Почему все звучит?».

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

См. конспект.

НОД: Тема: «Звуки»: опыт:

«Источники звука и его

распространение».

Развитие познавательной активности в процессе анализа различных звуков.

(Н.В. Нищева стр. 98)

И/э: «Поющий шарик».

Познакомить детей со способами возникновения звука.

(Н.В. Нищева стр.107)

Новогодний

праздник

И/э «Новогодние чудеса».

Формирование представлений о свойствах соли.

(Н.В. Нищева стр.61)

НОД: тема: «Секрет сосновой

шишки».

Познакомить детей с изменением формы предметов за счет влияния воды.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.70)

Наблюдение: «Снег и лед».

Снег и лед легкие (снег и лёд состоят из воды и они лёгкие, легче, чем вода).

И/э: «Звучащие конфетки».

Дети с помощью звука определяют предмет

(Н.В. Нищева стр.198)

НОД: Тема: «Тайна стекла».

Продолжать знакомить с предметами из разных видов материала, со стеклом, его

происхождением.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.36)

И/э: «Чудесные мешочки у белых

Игра на развитие тактильно-двигательного восприятия.

медвежат».

(Н.В. Нищева стр.198)

Январь

Земля – наш

общий дом

Наблюдение: «Портрет Земли –

карта».

Эксперимент: «Нарисуй карту

земли».

Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли.

(Н.В. Нищева стр.85)

Познакомить детей с измерительным прибором- линейкой и простым карандашом

(стержень простого карандаша минерал графит).

НОД: тема : «Все увидим, все

узнаем»:опыт: «Увеличительные

стекла».

Формирование представлений об увеличительном стекле (лупе).

(Н.В. Нищева стр.72)

И/э «Солнечные зайчики».

Расширение представлений о свойствах света.

(Н.В. Нищева стр.73)

Эксперимент: «Недра земли» (с

помощью стакана воды, пера и

подсолнечного масла).

Познакомить детей с понятием нефть, экологическая катастрофа. Формировать

экологическое сознание детей.

См. конспект

НОД: тема: «Магнит»: опыт:

«Земля - магнит».

Сформировать представление о магнитных силах Земли.

(Н.В. Нищева стр.129)

И/э «Магнитные свойства Земли.

Компас».

Познакомить со свойствами компаса; сформировать представление о Северном и

Южном полюсах Земли; развивать любознательность.

(Н.В. Нищева стр.98)

И/э «Удивительные свойства

льда».

Расширение представлений о свойствах льда.

(Н.В. Нищева стр.78)

НОД: тема: «Свойства льда»:

опыт: «Замерзшая вода».

Расширение представлений о свойствах льда.

(Н.В. Нищева стр.70)

Опыт: «Тающий лед».

Расширение представлений о свойствах льда.

(Н.В. Нищева стр.71)

Февраль

Земля – наш

общий дом

Наблюдение: «Сыпучесть песка».

Познакомить детей с песочными часами.

(Н.В. Нищева стр.163)

НОД: тема: «Удивительный

песок».

Ознакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением.

(Н.В. Нищева стр.111)

Наблюдение: «Форма песка».

Рассматривание песка через лупу.

(Н.В. Нищева стр.162)

Я живу в

России

Наблюдение: «Живая вода».

Познакомить детей с животворными свойствами воды.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.112)

НОД: тема: «Свойства воды»:

опыт: «Вкус, запах, цвет».

Сформировать представление, что вода принимает форму, не имеет запаха, цвета и

вкуса.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.111)

Опыт: «Откуда берется вода?»

Познакомить с процессом конденсации.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.114)

И/э «Как обнаружить воздух».

Установить, как обнаружить воздух; определить поток воздуха в помещении.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.115)

НОД: тема: «Свойства воздуха»:

опыт: «Теплый, холодный».

Сформировать понятие, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении

– сжимается.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.114)

И/э «Реактивный шарик».

Выявить, что воздух обладает упругостью, движением.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.116)

День

Защитников

Отечества

И/э «Разные отражения».

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только

при свете.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.132)

НОД: тема: «Свойства света»:

опыт: «Как образуется тень».

Понять зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.130)

И/э «Разноцветные огоньки».

Узнать, из каких цветов состоит солнечный свет.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.131)

Март

Мамин

Праздник

И/э «Волшебный шарик»

Установить причину возникновения статического электричества.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.140)

НОД: тема: «Свойства вещей»:

опыт: «Сахар и соль».

Формирование представлений о сходстве и различии по внешнему виду соли и

сахара.

(Н.В. Нищева стр.58)

И/э «Живые дрожжи».

Познакомить детей с живыми микроорганизмами – дрожжами.

(Н.В. Нищева стр.228)

Все обо всем

И/э «Чудо – прическа».

Познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия

его с предметов.

НОД: тема: «Электричество»:

опыт: «Волшебники».

Установить причину возникновения статистического электричества.

См. конспект.

Подготовка к огороду на окне.

Опыт: «Много ли воды

впитывают семена?»

Сформировать представление о количестве влаги, необходимой для проращивания

семян. Учить детей принимать участие в элементарных экспериментах, понимать

суть происходящего.

(Н.В. Нищева стр.181)

Наблюдение: «Что такое

температура?».

Познакомить детей с понятием «температура», какая она бывает (низкая, высокая).

Дети самостоятельно определяют, сравнивают температуру воздуха, тела,

окружающих предметов.

Предметное

окружение

НОД: тема: «Термометр и

температура».

Формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного

тела. Познакомить с видами термометра (спиртовые, ртутные).

(Н.В. Нищева стр.82)

Опыт: «Чем можно измерять?»

Развивать способности ребенка измерять окружающие предметы. Формировать

представления детей о мерке как способе измерения длины, объема. Ознакомить с

простейшими измерительными приборами (линейка, см лента).

(Н.В. Нищева стр.81)

НОД: тема: «Часы и время»:

Опыт: «Сравни время» (засечь

время на разных часах и успеть

выполнить определенное

задание. Вывод: время нужно

ценить, т. к. за 1-2 минуты можно

успеть что-нибудь сделать.

Формировать представления о единицах измерения времени (секундах, минутах,

часах, сутках и др.) Познакомить с видами часов (механические, песочные,

электронные, водяные, солнечные).

(Н.В. Нищева стр.83)

Наблюдение: «Родственники

стекла».

Опыт: «Сравни стеклянную

посуду (теплопроводность,

прозрачность, звук).

Вспомнить о свойствах стекла (прозрачное, твердое, водонепроницаемое, хрупкое,

теплопроводное). Познакомить детей с видами посуды из стекла (фарфоровые

чашки, стеклянные стаканы, фаянсовые бокалы). Научить их сравнивать по

качественным характеристикам.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.135)

И/э «Сравни пластмассу и

стекло»

Учить сравнивать разные предметы по их характеристикам (стекло и пластмасса

прозрачные, стекло тонет, пластмасса нет, звук стекла звонкий, у пластмассы глухой

и т. д.)

Апрель

Безопасность.

ПДД

Д/и «Виды транспорта»

И/э «Сравни: легкий-тяжелый»

Научить определять вес

предметов, по собственным

ощущениям.

Закрепить виды транспорта (легковой, грузовой). Сформировать смысл понятий

слов легковой – маленький, легкий, грузовой – большой, тяжелый). Развивать

исследовательский интерес.

НОД: тема: «Весы»: опыт:

«Сравни вес предметов».

Дети с помощью весов

определяют, что больше весит, а

что меньше.

Познакомить детей с измерительной мерой-вес и измерительным прибором весы

(пружинные, стрелочные).

(Н.В. Нищева стр.81)

Наблюдение: «Значение

Сформировать представления у детей о безопасности на дорогах в вечернее и

освещения на автодорогах».

Подвижная игра: «Темно-

светло».

ночное время. О значении электричества , с помощью, которого освещаются дороги.

Космонавтика

Наблюдение: «Почему все падает

на землю?»

Сформировать понятие, что земля обладает силой притяжения. Предложить детям

подбрасывать предметы вверх и наблюдать, какие предметы падают быстро, а какие

задерживаются в воздухе.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.141)

НОД: тема: «Солнце и Земля».

Опыт: «Чем ближе, тем быстрее»

Сформировать представления детей о солнечной системе. Узнать, как расстояние до

Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.135)

Эксперимент: «Солнечная

система».

Д/и «Солнце»

Объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Получить представление о сравнительной величине планет,

о последовательности их расположения в Солнечной системе.

Весна

Эксперимент: «Весна в красках».

Формирование представлений о природных явлениях через метод

экспериментирования. Закрепить знания о свойствах воды и бумаги.

Познакомить с народными названиями осенних месяцев:

март- протальник , апрель- снегогон, май -травень.

Познакомить с понятием – День весеннего равноденствия.

НОД: тема: «Отчего происходит

смена дня и ночи».

Развитие умений, с помощью эксперимента, устанавливать причинно-следственные

отношения.

(Н.В. Нищева стр.86)

Наблюдение: «Почему грязный

снег тает быстрее чистого?».

Опыт: «Солнечная лаборатория»

Показать предметы какого цвета

(темного или светлого) быстрее

нагреваются на солнце.

Учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.

День Победы

Эксперимент: «Разведчики»

Сформировать представление о свойствах зеркала.

(Н.В. Нищева стр.130)

НОД: рисование на тему: « День

Победы»: опыт: «Салют».

Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Учить рисовать

нетрадиционными способами – ставить отпечатки тряпочкой, ватным тампоном;

ориентироваться на листе бумаги.

И/э «Парашют»

Формирование представлений о свойствах воздуха.

(Н.В. Нищева стр.119)

Май

Природа

Высаживание

растений и

семян в грунт

(цветники и

огород)

Д/и «Зеленые фигурки»

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на

рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

См.картотеку

НОД: тема «Сухая и влажная

почва».

Учить определять сухую и влажную почву по некоторым признакам (сравнивать их

между собой: рассыпается, лепится). Фиксировать результаты исследований.

(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.52)

Эксперимент: «Рост растения в

разных условиях»

Выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.

Безопасность в

природе

Эксперимент: «Чем можно

потушить костер в лесу?»

Ознакомить детей со средствами тушения огня. Дети делают вывод, что при

тушении огня можно использовать воду, песок, землю, плотную ткань.

(Н.В. Нищева стр.221)

НОД: тема: «Солнце»:

опыт: «Защитим себя от солнца».

Реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности.

Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами.

Д/и «Вода и воздух»

Совершенствовать представления детей о воде и воздухе. Сравнивать их по

свойствам (по весу, запаху, цвету). Формировать у детей представление о

безопасном поведение на водоемах.

Педагогическая

диагностика

Диагностическая ситуация «Что

мне интересно?»

(О. В. Афанасьева). Индивид.

работа.

Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее

привлекательные для них разновидности данной деятельности.

Диагностическая ситуация «Что

нам интересно?»

(О.В. Афанасьева). Групповая

работа.

Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими

детьми.



В раздел образования