Автор: Якушева Тамара Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/С №27 О. В."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Перспективное планировние по познавательско-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.
Раздел: дошкольное образование
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном старшем возрасте.
Сроки
Тема
недели
Содержание деятельности и
форма её осуществления.
Задачи работы
Сентябрь
Педагогическая
диагностика
Диагностическая ситуация «Что
мне интересно?»
(О. В. Афанасьева). Индивид.
работа.
Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее
привлекательные для них разновидности данной деятельности.
Диагностическая ситуация «Что
нам интересно?»
(О.В. Афанасьева). Групповая
работа.
Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими
детьми.
Что мы знаем
о школе?
И/у «Авторучка балансирует».
Познакомить детей с понятиями: балансирование, равновесие. Совершенствовать
координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах
деятельности.
(Н. В. Нищева, стр.105)
НОД: тема: «Мел»: опыт:
«Рисующие камни».
Сформировать представление о свойствах мела (мягкий и рассыпчатый, не
растворяется в воде), развивать умение созерцать предметы; учить сравнивать
предметы, классифицировать.
(Н. В. Нищева, стр.193)
И/э «Куда делись чернила?»
Познакомить детей с понятием «активированный уголь» и его способностью
очищать воду.
(Н. В. Нищева, стр. 80)
Д/и «Почему цветы осенью
вянут?»
Посредством экспериментальной деятельности установить зависимость роста
растений от температуры поступаемой влаги.
См. картотеку.
Осень
НОД: тема: «Растения и среда»:
опыт: «В тепле и холоде».
Посредством экспериментальной деятельности сформировать представления детей о
благоприятных условиях для роста и развития растений. (Н.В. Нищева, стр.179)
Познакомить с народными названиями осенних месяцев:
Сентябрь-хмурень (небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в
природе. Пора сбора урожая).
Октябрь-грязник (от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь в природе. В
природе все
отцветает).
Ноябрь-листогной (деревья сбрасывают последние листья, появляются первые
заморозки).
Опыт: «Строение листьев».
Собрать листья для гербария.
С помощью лупы дети рассматривают строение листьев. Черешок-это часть листа,
которая соединяет лист и ветку. От черешка к листочку идут жилки, они питают
влагой листочки. Поэтому листья, упавшие с дерева начинают сохнуть.
Труд взрослых
И/у «Помоги Золушке».
Дети сортируют разные крупы по форме, цвету.
Развивать умение определять названия круп; развивать мелкую моторику рук.
(Н.В. Нищева, стр.199)
НОД по тестопластике: Тема:
«Волшебное тесто»: опыт:
«Свойства муки».
Сформировать представление о свойствах муки (сыпучая, воздушная, белого цвета,
на ней можно рисовать). Показать детям, как с помощью воды, муки и соли
получается тесто. Из получившегося теста дети лепят руками фигуры и формируют
представление о свойствах теста (пластичное, упругое). Развивать творческое
мышление и мелкую моторику рук.
Д/и «Что есть в почве?»
Эксперимент: С помощью воды в
почве определяем воздух. Тепло
определяет в почве влагу и
перегной.
Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от
гниения растений).
См. картотеку.
Природа
Наблюдение: «Без чего не могут
жить растения».
Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях (живое существо, у
которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать
питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет,
дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло).
НОД: тема: «Соберем гербарий»:
опыт: «Свойства сухих листьев».
Сформировать представление о свойствах сухих листьев (шуршащие, ломкие,
ароматные, окрашивают воду). Развивать творческое мышление и мелкую моторику
Октябрь
рук.
Д/и «Лабиринт»
Установить, как растение ищет свет.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.127)
Я – человек
Д/и «Сколько ушей?»
Опыт: «Источники звука и его
распространение».
Сформировать представление детей о слухе человека, какое оно имеет важное
значение в жизни человека.
Сформировать представления о характеристиках звука (громкости, тембре,
длительности).( Н.В. Нищева стр.98)
НОД: тема: «Органы чувств
человека»: опыт: «Определи
продукт, предмет не видя его».
Уточнить представление об основных функциях некоторых органов человека.
См. конспект.
Д/и «Наши помощники-глаза».
Опыт: «Отражение света.
Зеркало».
Сформировать представление детей о зрении человека, какое оно имеет важное
значение в жизни человека.
Развитие способности рассматривать различные отражения от блестящих
поверхностей. (Н.В. Нищева стр.96)
Д/и «Если не видишь».
Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например,
пальцами), как можно положительно или отрицательно влиять на глаза.
См. картотеку.
НОД: тема: «Здоровье»: опыт:
«Микроорганизмы».
С помощью микроскопа дать понятие о микроорганизмах, их видах,
происхождении; уточнить знания об их пользе и вреде для человека; закрепить
профилактические меры гигиены для сохранения своего здоровья.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.89)
И/э «Как попадают микробы на
руки».
Показать детям, как передаются микробы от человека к человеку:
люди не моют руки (эксперимент с помощью воды, блесток, мыла), чихают в
ладонь (эксперимент с помощью пульвизатора). Познакомить с защитной маской и
ее свойствами оберегать здоровье человека от инфекций (эксперимент с помощью
маски и зеркала).
Моя страна.
Мой город.
Конструирование: «Мой город».
Формировать умение устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в
постройке.
Познакомить детей с видами легоконструктора (пластмасса, дерево).
Сформировать понятие о свойствах пластмассы (легкая, прочная,
водонепроницаемая, плавится), дерева (легкая, не тонет в воде, водопроницаемая,
разноцветная).
НОД: тема: «Национальные
костюмы»: опыт: « Виды
тканей».
Ознакомить с названиями тканей; сформировать умение сравнивать ткани по их
свойствам.
(Н.В. Нищева стр.125)
Наблюдение: «Мы - за чистый
город».
Опыт: «Газ. Свойства воздуха».
Уточнить и расширить представление о том, что загрязняет окружающую среду
в родном городе. Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую
природу, соблюдать чистоту родного города.
Расширять представления о свойствах воздуха (кислород и углекислый газ), о
значении растений в жизни планеты. (Н.В. Нищева стр.90)
Ноябрь
Моя страна.
Мой город.
Д/и «Запахи».
Продолжать знакомить детей с воздухом; уточнить понятия: полезные и вредные
запахи, приятные и неприятные. Влияние воздуха на окружающую среду.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.101)
НОД: тема: «Мир бумаги»: опыт:
«Виды бумаги».
Узнать различные виды бумаги; сравнивать их качественные характеристики и
свойства.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.137)
Рисование «Играем с красками».
Познакомить с процессом смешивания разных цветов на листе бумаги.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.68)
Моя страна.
Мой город.
Эксперимент: «Мир металлов»
И/э «Мы – фокусники».
Познакомить с видами металлов (алюминий, сталь, медь) и их характеристиками
(металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). (Н.В. Нищева
стр.125)
Выявить металлы, взаимодействующие с магнитами.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.136)
НОД: тема: «Камни»: опыт:
«Какими бывают камни?».
Сформировать представления о разнообразии внешнего вида камней, свойствах
камня, учить классифицировать по разным признакам (твердые, гладкие, шершавые,
маленькие, большие)
(Н.В. Нищева стр.190)
И/э «Может ли камень издавать
звуки?»
Сформировать представление о разных камнях, которые издают не похожие друг на
друга звуки. (Н.В. Нищева стр.192)
Моя страна.
Мой город.
Опыт: «Тонет-не тонет».
Сформировать представления о свойствах камня.
(Н.В. Нищева стр.191)
НОД: тема: «Мир камней»: опыт:
«Подземные кладовые».
Продолжать знакомить детей с составом почвы и недр земли; дать понятие о
полезных ископаемых, как человек добывает и бережет их.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.79)
Опыт: «Твердый камень».
Сформировать представление о твердости камня.
(Н.В. Нищева стр.191)
Природа.
И/э «Нюхаем, пробуем, трогаем,
слушаем».
Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать,
узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму,
структуру поверхности; язык — определять на вкус).
НОД: Тема: «Почва, глина,
песок»: опыт: « Живая земля».
Познакомить детей со свойствами плодородной почвы, глины, песка;
формировать представления о значении почвы, глины, песка в природе и в жизни
человека; подводить детей к ответу полными предложениями.
См. конспект.
И/э «Свет повсюду».
Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные
(солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик,
свеча).
Декабрь
Зима
Опыт: «Откуда берётся иней?»
Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
(термос с горячей водой, тарелка).
Сформировать представления об агрегатных состояниях воды (твердое тело-лед,
жидкость-вода, газ-пар).
НОД: тема: «Вода и ее свойства»
Формирование представлений о некоторых свойствах воды (жидкость без вкуса,
цвета, запаха и формы). (Н.В. Нищева стр.37)
Опыт: «Тающий лед».
Расширение представлений о свойствах льда.
(Н.В. Нищева стр.71)
Предметное
окружение
Опыт: «Почему все звучит?».
Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
См. конспект.
НОД: Тема: «Звуки»: опыт:
«Источники звука и его
распространение».
Развитие познавательной активности в процессе анализа различных звуков.
(Н.В. Нищева стр. 98)
И/э: «Поющий шарик».
Познакомить детей со способами возникновения звука.
(Н.В. Нищева стр.107)
Новогодний
праздник
И/э «Новогодние чудеса».
Формирование представлений о свойствах соли.
(Н.В. Нищева стр.61)
НОД: тема: «Секрет сосновой
шишки».
Познакомить детей с изменением формы предметов за счет влияния воды.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.70)
Наблюдение: «Снег и лед».
Снег и лед легкие (снег и лёд состоят из воды и они лёгкие, легче, чем вода).
И/э: «Звучащие конфетки».
Дети с помощью звука определяют предмет
(Н.В. Нищева стр.198)
НОД: Тема: «Тайна стекла».
Продолжать знакомить с предметами из разных видов материала, со стеклом, его
происхождением.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.36)
И/э: «Чудесные мешочки у белых
Игра на развитие тактильно-двигательного восприятия.
медвежат».
(Н.В. Нищева стр.198)
Январь
Земля – наш
общий дом
Наблюдение: «Портрет Земли –
карта».
Эксперимент: «Нарисуй карту
земли».
Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли.
(Н.В. Нищева стр.85)
Познакомить детей с измерительным прибором- линейкой и простым карандашом
(стержень простого карандаша минерал графит).
НОД: тема : «Все увидим, все
узнаем»:опыт: «Увеличительные
стекла».
Формирование представлений об увеличительном стекле (лупе).
(Н.В. Нищева стр.72)
И/э «Солнечные зайчики».
Расширение представлений о свойствах света.
(Н.В. Нищева стр.73)
Эксперимент: «Недра земли» (с
помощью стакана воды, пера и
подсолнечного масла).
Познакомить детей с понятием нефть, экологическая катастрофа. Формировать
экологическое сознание детей.
См. конспект
НОД: тема: «Магнит»: опыт:
«Земля - магнит».
Сформировать представление о магнитных силах Земли.
(Н.В. Нищева стр.129)
И/э «Магнитные свойства Земли.
Компас».
Познакомить со свойствами компаса; сформировать представление о Северном и
Южном полюсах Земли; развивать любознательность.
(Н.В. Нищева стр.98)
И/э «Удивительные свойства
льда».
Расширение представлений о свойствах льда.
(Н.В. Нищева стр.78)
НОД: тема: «Свойства льда»:
опыт: «Замерзшая вода».
Расширение представлений о свойствах льда.
(Н.В. Нищева стр.70)
Опыт: «Тающий лед».
Расширение представлений о свойствах льда.
(Н.В. Нищева стр.71)
Февраль
Земля – наш
общий дом
Наблюдение: «Сыпучесть песка».
Познакомить детей с песочными часами.
(Н.В. Нищева стр.163)
НОД: тема: «Удивительный
песок».
Ознакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением.
(Н.В. Нищева стр.111)
Наблюдение: «Форма песка».
Рассматривание песка через лупу.
(Н.В. Нищева стр.162)
Я живу в
России
Наблюдение: «Живая вода».
Познакомить детей с животворными свойствами воды.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.112)
НОД: тема: «Свойства воды»:
опыт: «Вкус, запах, цвет».
Сформировать представление, что вода принимает форму, не имеет запаха, цвета и
вкуса.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.111)
Опыт: «Откуда берется вода?»
Познакомить с процессом конденсации.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.114)
И/э «Как обнаружить воздух».
Установить, как обнаружить воздух; определить поток воздуха в помещении.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.115)
НОД: тема: «Свойства воздуха»:
опыт: «Теплый, холодный».
Сформировать понятие, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении
– сжимается.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.114)
И/э «Реактивный шарик».
Выявить, что воздух обладает упругостью, движением.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.116)
День
Защитников
Отечества
И/э «Разные отражения».
Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только
при свете.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.132)
НОД: тема: «Свойства света»:
опыт: «Как образуется тень».
Понять зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.130)
И/э «Разноцветные огоньки».
Узнать, из каких цветов состоит солнечный свет.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.131)
Март
Мамин
Праздник
И/э «Волшебный шарик»
Установить причину возникновения статического электричества.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.140)
НОД: тема: «Свойства вещей»:
опыт: «Сахар и соль».
Формирование представлений о сходстве и различии по внешнему виду соли и
сахара.
(Н.В. Нищева стр.58)
И/э «Живые дрожжи».
Познакомить детей с живыми микроорганизмами – дрожжами.
(Н.В. Нищева стр.228)
Все обо всем
И/э «Чудо – прическа».
Познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия
его с предметов.
НОД: тема: «Электричество»:
опыт: «Волшебники».
Установить причину возникновения статистического электричества.
См. конспект.
Подготовка к огороду на окне.
Опыт: «Много ли воды
впитывают семена?»
Сформировать представление о количестве влаги, необходимой для проращивания
семян. Учить детей принимать участие в элементарных экспериментах, понимать
суть происходящего.
(Н.В. Нищева стр.181)
Наблюдение: «Что такое
температура?».
Познакомить детей с понятием «температура», какая она бывает (низкая, высокая).
Дети самостоятельно определяют, сравнивают температуру воздуха, тела,
окружающих предметов.
Предметное
окружение
НОД: тема: «Термометр и
температура».
Формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного
тела. Познакомить с видами термометра (спиртовые, ртутные).
(Н.В. Нищева стр.82)
Опыт: «Чем можно измерять?»
Развивать способности ребенка измерять окружающие предметы. Формировать
представления детей о мерке как способе измерения длины, объема. Ознакомить с
простейшими измерительными приборами (линейка, см лента).
(Н.В. Нищева стр.81)
НОД: тема: «Часы и время»:
Опыт: «Сравни время» (засечь
время на разных часах и успеть
выполнить определенное
задание. Вывод: время нужно
ценить, т. к. за 1-2 минуты можно
успеть что-нибудь сделать.
Формировать представления о единицах измерения времени (секундах, минутах,
часах, сутках и др.) Познакомить с видами часов (механические, песочные,
электронные, водяные, солнечные).
(Н.В. Нищева стр.83)
Наблюдение: «Родственники
стекла».
Опыт: «Сравни стеклянную
посуду (теплопроводность,
прозрачность, звук).
Вспомнить о свойствах стекла (прозрачное, твердое, водонепроницаемое, хрупкое,
теплопроводное). Познакомить детей с видами посуды из стекла (фарфоровые
чашки, стеклянные стаканы, фаянсовые бокалы). Научить их сравнивать по
качественным характеристикам.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.135)
И/э «Сравни пластмассу и
стекло»
Учить сравнивать разные предметы по их характеристикам (стекло и пластмасса
прозрачные, стекло тонет, пластмасса нет, звук стекла звонкий, у пластмассы глухой
и т. д.)
Апрель
Безопасность.
ПДД
Д/и «Виды транспорта»
И/э «Сравни: легкий-тяжелый»
Научить определять вес
предметов, по собственным
ощущениям.
Закрепить виды транспорта (легковой, грузовой). Сформировать смысл понятий
слов легковой – маленький, легкий, грузовой – большой, тяжелый). Развивать
исследовательский интерес.
НОД: тема: «Весы»: опыт:
«Сравни вес предметов».
Дети с помощью весов
определяют, что больше весит, а
что меньше.
Познакомить детей с измерительной мерой-вес и измерительным прибором весы
(пружинные, стрелочные).
(Н.В. Нищева стр.81)
Наблюдение: «Значение
Сформировать представления у детей о безопасности на дорогах в вечернее и
освещения на автодорогах».
Подвижная игра: «Темно-
светло».
ночное время. О значении электричества , с помощью, которого освещаются дороги.
Космонавтика
Наблюдение: «Почему все падает
на землю?»
Сформировать понятие, что земля обладает силой притяжения. Предложить детям
подбрасывать предметы вверх и наблюдать, какие предметы падают быстро, а какие
задерживаются в воздухе.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.141)
НОД: тема: «Солнце и Земля».
Опыт: «Чем ближе, тем быстрее»
Сформировать представления детей о солнечной системе. Узнать, как расстояние до
Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.135)
Эксперимент: «Солнечная
система».
Д/и «Солнце»
Объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Получить представление о сравнительной величине планет,
о последовательности их расположения в Солнечной системе.
Весна
Эксперимент: «Весна в красках».
Формирование представлений о природных явлениях через метод
экспериментирования. Закрепить знания о свойствах воды и бумаги.
Познакомить с народными названиями осенних месяцев:
март- протальник , апрель- снегогон, май -травень.
Познакомить с понятием – День весеннего равноденствия.
НОД: тема: «Отчего происходит
смена дня и ночи».
Развитие умений, с помощью эксперимента, устанавливать причинно-следственные
отношения.
(Н.В. Нищева стр.86)
Наблюдение: «Почему грязный
снег тает быстрее чистого?».
Опыт: «Солнечная лаборатория»
Показать предметы какого цвета
(темного или светлого) быстрее
нагреваются на солнце.
Учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
День Победы
Эксперимент: «Разведчики»
Сформировать представление о свойствах зеркала.
(Н.В. Нищева стр.130)
НОД: рисование на тему: « День
Победы»: опыт: «Салют».
Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Учить рисовать
нетрадиционными способами – ставить отпечатки тряпочкой, ватным тампоном;
ориентироваться на листе бумаги.
И/э «Парашют»
Формирование представлений о свойствах воздуха.
(Н.В. Нищева стр.119)
Май
Природа
Высаживание
растений и
семян в грунт
(цветники и
огород)
Д/и «Зеленые фигурки»
Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на
рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
См.картотеку
НОД: тема «Сухая и влажная
почва».
Учить определять сухую и влажную почву по некоторым признакам (сравнивать их
между собой: рассыпается, лепится). Фиксировать результаты исследований.
(М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова, стр.52)
Эксперимент: «Рост растения в
разных условиях»
Выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.
Безопасность в
природе
Эксперимент: «Чем можно
потушить костер в лесу?»
Ознакомить детей со средствами тушения огня. Дети делают вывод, что при
тушении огня можно использовать воду, песок, землю, плотную ткань.
(Н.В. Нищева стр.221)
НОД: тема: «Солнце»:
опыт: «Защитим себя от солнца».
Реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности.
Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами.
Д/и «Вода и воздух»
Совершенствовать представления детей о воде и воздухе. Сравнивать их по
свойствам (по весу, запаху, цвету). Формировать у детей представление о
безопасном поведение на водоемах.
Педагогическая
диагностика
Диагностическая ситуация «Что
мне интересно?»
(О. В. Афанасьева). Индивид.
работа.
Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее
привлекательные для них разновидности данной деятельности.
Диагностическая ситуация «Что
нам интересно?»
(О.В. Афанасьева). Групповая
работа.
Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими
детьми.