Напоминание

Дидактические игры по экологии


Автор: Якушева Тамара Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/С №27 О. В."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры по экологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАРТОТЕКА

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ИГР

ДЛЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

«ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»

Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать

зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети

выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети

хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать

любое), если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина,

апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель.

Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко

излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет

признаки

разных

времён

года

(птицы

улетают

на

юг;

расцвели

подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег).

Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

«МОЁ ОБЛАКО».

Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и

плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на

что похожи облака, куда они могут плыть.

«НАСЕКОМЫЕ».

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и

передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не

сможет ответить, выходит из круга.

Ведущий говорит «Летающее

насекомое бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д.

По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра

продолжается.

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку,

должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

«ДА ИЛИ НЕТ».

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно

слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

«ЦВЕТЫ».

Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и

садовые растения.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение

(фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д.

Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий

называет садовые растения, и игра продолжается.

«РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ».

Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе;

развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю

погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети

ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт

холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».

Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их

по описанию.

«ОХОТНИК».

Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это

«лес» («озеро», «пруд»).

В «лес» отправляется «охотник» - один из

играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту.

Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем»,

делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза

называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до

«леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.

«ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт

одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют

предметы природы (той, которую указал воспитатель).

«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».

Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать

загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или

загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем

группы меняются местами.

«УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».

Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в

природе.

Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог

предлагает

узнать,

с

какого

дерева

или

кустарника

лист

и

найти

доказательство

(сходство)

с

неопавшими

листьями,

имеющими

разнообразную форму.

«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).

Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок

должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает);

мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«НАЙДИ ПАРУ».

Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул

ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с

листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!»

Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.

«ЛЕСНИК».

Цель.

Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и

кустарников (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они

пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит:

«На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём

семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут

семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше

набрал семян и не ошибся.

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано

человеком, а что дёт человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает

ребёнку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей

педагог задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют

объекты природы.

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано

человеком, а что дёт человеку природа.

Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее

договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним

словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч

ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто

ошибся, выходит из круга на один кон.

«ПРИДУМАЙ САМ» (вариант 1)

Цель. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры.

Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег,

снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок,

первым составивший предложение, получает фишку.

(вариант 2)

Ход игры. Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года»,

«Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем

остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны

придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ».

Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья,

кустарники).

Ход игры.

Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок –

«лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность –

лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто

неправильно выполняет задание.

«ПТИЦЫ».

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц,

рыб.

Ход игры.

Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу,

животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот

называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).

Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно

следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в

ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.

Во

втором

варианте

игры

рекомендуется

использовать

названия

животных.

«НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1).

Цель. Упражнять в классификации предметов.

Ход игры.

Дети должны назвать предметы, соответствующие данному

понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает:

«Ромашка, василёк, мак».

(вариант 2)

Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и

передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и

передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три

цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК».

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано

руками человека, а что – природой.

Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч

игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что

создано природой?» Дети отвечают.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель.

Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в

правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела

тёплую

шубу,

потому

что…».

Ребёнок,

который

заканчивает

это

предложение, составляет начало нового.

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку.

Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку

следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и

т.д.

«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

Цель. Учить детей находить неточности в тексте.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение.

Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»

Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей

Конь рогатый на лугу «Га0га-га, пел соловей.

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –

Поздней осенью медведь Это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы

получилось правильно.

«КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические

эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и

основных признаках времён года.

Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в

разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны

выделить признаки времени года.

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)

Цель. Закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут

быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения

вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен

хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и

т.д.

«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать

умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный

признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например,

белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

«ХОРОШО – ПЛОХО».

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения

в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено

на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.

«ДОБРЫЕ СЛОВА».

Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Ход игры. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще

говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова –

вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные

добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле.

товарищу и т.д.

«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА».

Цель. Учить описывать птицу и узнавать по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребёнку описать птицу или

загадать загадку о ней. Другие дети должны отгадать, что это за птица.

«ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ».

Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.

Ход игры.

Водящий описывает любое растение в следующем порядке:

форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение.

«ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»

Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по

месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту

мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Ход игры. Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит

детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если

это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.

«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»

Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

Ход игры. Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в

результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и

беречь

природу.

Например:

«Что

будет,

если

сорвать

все

цветы?...уничтожить бабочек?»

«ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»

Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.

Ход игры. Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что

растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по

очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети

называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.

«МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»

Цель.

Учить детей группировать растения по месту произрастания;

описывать их внешний вид.

Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать

покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только

сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок,

назвать его, затем выдать покупку.

«ЧТО ЗА ЧЕМ?»

Цель. Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры. Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот

должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому

ребёнку, который называет следующий месяц и т.д. Затем воспитатель

называет месяц, а дети – время года.

«НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».

Цель.

Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова

отдельно.

Ход игры.

Дети делятся на две команды. Первая команда называет

животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять

двусложные слова, а затем трёхсложные.

«ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ».

Цель. Закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог.

Например: начало слова ко… Дети подбирают слова (комар). Кто первым

угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше

фишек.



В раздел образования