Автор: Якушева Тамара Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/С №27 О. В."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры по экологии
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ИГР
ДЛЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
«ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать
зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети
выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети
хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать
любое), если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина,
апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель.
Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко
излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет
признаки
разных
времён
года
(птицы
улетают
на
юг;
расцвели
подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег).
Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
«МОЁ ОБЛАКО».
Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.
Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и
плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на
что похожи облака, куда они могут плыть.
«НАСЕКОМЫЕ».
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и
передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не
сможет ответить, выходит из круга.
Ведущий говорит «Летающее
насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д.
По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра
продолжается.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку,
должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
«ДА ИЛИ НЕТ».
Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно
слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
«ЦВЕТЫ».
Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и
садовые растения.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение
(фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д.
Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий
называет садовые растения, и игра продолжается.
«РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ».
Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе;
развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю
погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети
ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт
холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».
Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их
по описанию.
«ОХОТНИК».
Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это
«лес» («озеро», «пруд»).
В «лес» отправляется «охотник» - один из
играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту.
Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем»,
делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза
называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до
«леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
«ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».
Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт
одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют
предметы природы (той, которую указал воспитатель).
«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать
загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или
загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем
группы меняются местами.
«УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».
Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в
природе.
Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог
предлагает
узнать,
с
какого
дерева
или
кустарника
лист
и
найти
доказательство
(сходство)
с
неопавшими
листьями,
имеющими
разнообразную форму.
«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).
Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок
должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает);
мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«НАЙДИ ПАРУ».
Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул
ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с
листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!»
Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.
«ЛЕСНИК».
Цель.
Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и
кустарников (ствол, листья, плоды и семена).
Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они
пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит:
«На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём
семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут
семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше
набрал семян и не ошибся.
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано
человеком, а что дёт человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает
ребёнку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей
педагог задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют
объекты природы.
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано
человеком, а что дёт человеку природа.
Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее
договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним
словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч
ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто
ошибся, выходит из круга на один кон.
«ПРИДУМАЙ САМ» (вариант 1)
Цель. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры.
Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег,
снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок,
первым составивший предложение, получает фишку.
(вариант 2)
Ход игры. Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года»,
«Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем
остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны
придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.
«КТО ГДЕ ЖИВЁТ».
Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья,
кустарники).
Ход игры.
Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок –
«лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность –
лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто
неправильно выполняет задание.
«ПТИЦЫ».
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц,
рыб.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу,
животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот
называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).
Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно
следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в
ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
Во
втором
варианте
игры
рекомендуется
использовать
названия
животных.
«НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1).
Цель. Упражнять в классификации предметов.
Ход игры.
Дети должны назвать предметы, соответствующие данному
понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает:
«Ромашка, василёк, мак».
(вариант 2)
Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и
передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и
передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три
цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК».
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано
руками человека, а что – природой.
Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч
игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что
создано природой?» Дети отвечают.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель.
Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в
правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела
тёплую
шубу,
потому
что…».
Ребёнок,
который
заканчивает
это
предложение, составляет начало нового.
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку.
Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку
следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и
т.д.
«ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»
Цель. Учить детей находить неточности в тексте.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение.
Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»
Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.
Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей
Конь рогатый на лугу «Га0га-га, пел соловей.
Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –
Поздней осенью медведь Это правда или нет?
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы
получилось правильно.
«КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»
Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические
эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и
основных признаках времён года.
Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в
разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны
выделить признаки времени года.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)
Цель. Закреплять знания о многообразии растений.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут
быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения
вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен
хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и
т.д.
«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать
умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный
признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например,
белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.
«ХОРОШО – ПЛОХО».
Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения
в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено
на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
«ДОБРЫЕ СЛОВА».
Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Ход игры. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще
говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова –
вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные
добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле.
товарищу и т.д.
«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА».
Цель. Учить описывать птицу и узнавать по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребёнку описать птицу или
загадать загадку о ней. Другие дети должны отгадать, что это за птица.
«ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ».
Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.
Ход игры.
Водящий описывает любое растение в следующем порядке:
форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение.
«ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»
Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по
месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту
мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Ход игры. Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит
детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если
это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.
«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»
Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Ход игры. Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в
результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и
беречь
природу.
Например:
«Что
будет,
если
сорвать
все
цветы?...уничтожить бабочек?»
«ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»
Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.
Ход игры. Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что
растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по
очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети
называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.
«МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»
Цель.
Учить детей группировать растения по месту произрастания;
описывать их внешний вид.
Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать
покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только
сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок,
назвать его, затем выдать покупку.
«ЧТО ЗА ЧЕМ?»
Цель. Учить называть времена года и соответствующие месяцы.
Ход игры. Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот
должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому
ребёнку, который называет следующий месяц и т.д. Затем воспитатель
называет месяц, а дети – время года.
«НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».
Цель.
Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова
отдельно.
Ход игры.
Дети делятся на две команды. Первая команда называет
животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять
двусложные слова, а затем трёхсложные.
«ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ».
Цель. Закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог.
Например: начало слова ко… Дети подбирают слова (комар). Кто первым
угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше
фишек.