Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ


Автор: Кукушкина Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Диджитал (от англ. digital, «цифровой») — это всё, что связано с

цифровыми технологиями. Цифровые технологии — это средства, основанные

на использовании цифровой информации и обработке данных с помощью

компьютеров и электронных устройств.

Цифровые технологии активно внедряются в логопедию, значительно

расширяя возможности диагностики, коррекции и мотивации пациентов. Вот

основные направления их использования:

1. Диагностика и оценка [2]:

- Специализированное ПО: программы для анализа звукопроизношения

(спектрограммы, осциллограммы), оценки темпа речи, голоса, ритма.

Помогают объективизировать данные.

- Речевые анализаторы: приложения, записывающие и визуализирующие

речь ребенка (высота звука, громкость, длительность), что помогает выявить

нарушения.

- Телемедицина: удаленная диагностика и консультирование, особенно

актуально для жителей отдаленных районов или людей с ограниченной

мобильностью.

2. Коррекционно-развивающая работа:

- Интерактивные логопедические платформы и приложения:

(Articulation Station, Логомер, Говорилка, Toca Boca и др.) предлагают работу

по следующим направлениям:

+ автоматизация звуков: упражнения на изолированный звук, слоги,

слова, фразы с визуальным и звуковым подкреплением.

+ развитие ФФР (фонематического восприятия): игры на различение

звуков, определение позиции звука в слове.

+ расширение словаря: тематические словари с картинками и звуком.

+ развитие грамматики: упражнения на словоизменение,

словообразование.

+ развитие связной речи: составление рассказов по картинкам, сериям

картинок.

+ работа над дыханием и голосом: визуализация силы выдоха (сдуть

цифровые листочки, задуть свечи) или высоты/громкости голоса.

- Программы с биологической обратной связью (БОС): специальные

датчики или ПО с видеоанализом помогают пациенту «видеть» и

«контролировать» физиологические параметры (силу выдоха, напряжение

артикуляционных мышц, положение языка - с помощью УЗИ или

электропалатографии).

- Логопедические тренажеры: аппаратные комплексы (типа "Дэльфа",

"Монолог") с микрофоном и ПО для коррекции произношения, дыхания,

голоса через визуализацию речевого сигнала.

- Игры с движением (Kinect, сенсорные столы): развитие общей

моторики, которая тесно связана с речевой, в игровой форме.

3. Мотивация и игрофикация [3]:

- Геймификация: превращение рутинных упражнений в увлекательные

игры с уровнями, наградами, анимацией. Повышает интерес и вовлеченность

ребенка.

- Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR): создание

иммерсивных сред для отработки коммуникативных навыков, преодоления

страха речи (логофобии), тренировки в смоделированных социальных

ситуациях. AR может "оживлять" карточки или книги.

4. Дистанционная работа (Телепрактика):

- Онлайн-занятия: проведение индивидуальных и групповых занятий

через платформы Zoom, Skype, специализированные логопедические онлайн-

сервисы.

- Удаленный контроль выполнения домашних заданий: использование

приложений, где родители загружают аудио/видео ребенка для анализа

логопедом.

5. Вспомогательные средства коммуникации (АДК) [1]:

- Коммуникаторы и приложения для альтернативной и дополнительной

коммуникации (АДК): помогают невербальным или маловербальным детям и

взрослым общаться с помощью карточек (PECS), синтезатора речи

(Proloquo2Go, Аутизм: Общение и др.).

6. Ресурсы для логопедов и родителей:

- Онлайн-базы материалов: карточки, презентации, конспекты занятий.

- Профессиональные сообщества: обмен опытом, вебинары, онлайн-

курсы повышения квалификации.

- Организация работы: программы для ведения документации,

планирования занятий.

Преимущества использования цифровых технологий в логопедии [3]:

1.

Повышение мотивации: яркость, интерактивность, игровая

форма привлекают детей.

2.

Индивидуализация: легко адаптировать сложность и

содержание под конкретного ребенка.

3.

Объективизация оценки: точная фиксация параметров речи.

4.

Наглядность: визуализация звуков, дыхания, артикуляции.

5.

Увеличение эффективности: возможность больше

практиковаться как на занятии, так и дома.

6.

Доступность: телемедицина, доступ к материалам онлайн.

7.

Автоматизация рутины: освобождает время логопеда для

творческой работы.

Важные ограничения и соображения [1]:

1. Инструмент, а не замена: Технологии – мощный «инструмент» в

руках квалифицированного логопеда, но не заменяют его. «Живое»

взаимодействие, эмоциональный контакт, умение педагога подстроиться под

ситуацию остаются ключевыми.

2. Дозированность: необходимо строго ограничивать время за экраном,

особенно для детей.

3. Целесообразность: Технологии должны использоваться осознанно,

когда они действительно эффективнее традиционных методов для

«конкретной» задачи и «конкретного» ребенка.

4. Технические требования: необходимость оборудования (компьютер,

планшет, стабильный интернет) и цифровой грамотности пользователей

(логопеда, родителей, ребенка).

5. Качество контента: важно тщательно отбирать приложения и

программы, основываясь на методической обоснованности.

Таким образом, диджитал-технологии стали неотъемлемой частью

современной логопедии. Они открывают новые возможности для диагностики,

делают коррекционную работу более эффективной, увлекательной и

доступной, а также поддерживают специалистов и родителей. Однако их

применение должно быть разумным, дозированным и всегда дополнять, а не

подменять, профессиональную работу логопеда и живое человеческое

общение.

Список литературы:

1.

Бадарч Д., Информационные и коммуникативные технологии в

образовании: монография, -М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.-320 с.

2.

Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.А. Новые информационные

технологии в логопедической работе. №2. С.22.

3.

Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных

технологий в дошкольном образовании: Ана-лит. Обзор. М.: Институт

ЮНЕСКО по иннформационным технологиям в образовании, 2011. –

120 с.

Кукушкина Е.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №70» г. Иваново



В раздел образования