Автор: Кукушкина Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Диджитал (от англ. digital, «цифровой») — это всё, что связано с
цифровыми технологиями. Цифровые технологии — это средства, основанные
на использовании цифровой информации и обработке данных с помощью
компьютеров и электронных устройств.
Цифровые технологии активно внедряются в логопедию, значительно
расширяя возможности диагностики, коррекции и мотивации пациентов. Вот
основные направления их использования:
1. Диагностика и оценка [2]:
- Специализированное ПО: программы для анализа звукопроизношения
(спектрограммы, осциллограммы), оценки темпа речи, голоса, ритма.
Помогают объективизировать данные.
- Речевые анализаторы: приложения, записывающие и визуализирующие
речь ребенка (высота звука, громкость, длительность), что помогает выявить
нарушения.
- Телемедицина: удаленная диагностика и консультирование, особенно
актуально для жителей отдаленных районов или людей с ограниченной
мобильностью.
2. Коррекционно-развивающая работа:
- Интерактивные логопедические платформы и приложения:
(Articulation Station, Логомер, Говорилка, Toca Boca и др.) предлагают работу
по следующим направлениям:
+ автоматизация звуков: упражнения на изолированный звук, слоги,
слова, фразы с визуальным и звуковым подкреплением.
+ развитие ФФР (фонематического восприятия): игры на различение
звуков, определение позиции звука в слове.
+ расширение словаря: тематические словари с картинками и звуком.
+ развитие грамматики: упражнения на словоизменение,
словообразование.
+ развитие связной речи: составление рассказов по картинкам, сериям
картинок.
+ работа над дыханием и голосом: визуализация силы выдоха (сдуть
цифровые листочки, задуть свечи) или высоты/громкости голоса.
- Программы с биологической обратной связью (БОС): специальные
датчики или ПО с видеоанализом помогают пациенту «видеть» и
«контролировать» физиологические параметры (силу выдоха, напряжение
артикуляционных мышц, положение языка - с помощью УЗИ или
электропалатографии).
- Логопедические тренажеры: аппаратные комплексы (типа "Дэльфа",
"Монолог") с микрофоном и ПО для коррекции произношения, дыхания,
голоса через визуализацию речевого сигнала.
- Игры с движением (Kinect, сенсорные столы): развитие общей
моторики, которая тесно связана с речевой, в игровой форме.
3. Мотивация и игрофикация [3]:
- Геймификация: превращение рутинных упражнений в увлекательные
игры с уровнями, наградами, анимацией. Повышает интерес и вовлеченность
ребенка.
- Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR): создание
иммерсивных сред для отработки коммуникативных навыков, преодоления
страха речи (логофобии), тренировки в смоделированных социальных
ситуациях. AR может "оживлять" карточки или книги.
4. Дистанционная работа (Телепрактика):
- Онлайн-занятия: проведение индивидуальных и групповых занятий
через платформы Zoom, Skype, специализированные логопедические онлайн-
сервисы.
- Удаленный контроль выполнения домашних заданий: использование
приложений, где родители загружают аудио/видео ребенка для анализа
логопедом.
5. Вспомогательные средства коммуникации (АДК) [1]:
- Коммуникаторы и приложения для альтернативной и дополнительной
коммуникации (АДК): помогают невербальным или маловербальным детям и
взрослым общаться с помощью карточек (PECS), синтезатора речи
(Proloquo2Go, Аутизм: Общение и др.).
6. Ресурсы для логопедов и родителей:
- Онлайн-базы материалов: карточки, презентации, конспекты занятий.
- Профессиональные сообщества: обмен опытом, вебинары, онлайн-
курсы повышения квалификации.
- Организация работы: программы для ведения документации,
планирования занятий.
Преимущества использования цифровых технологий в логопедии [3]:
1.
Повышение мотивации: яркость, интерактивность, игровая
форма привлекают детей.
2.
Индивидуализация: легко адаптировать сложность и
содержание под конкретного ребенка.
3.
Объективизация оценки: точная фиксация параметров речи.
4.
Наглядность: визуализация звуков, дыхания, артикуляции.
5.
Увеличение эффективности: возможность больше
практиковаться как на занятии, так и дома.
6.
Доступность: телемедицина, доступ к материалам онлайн.
7.
Автоматизация рутины: освобождает время логопеда для
творческой работы.
Важные ограничения и соображения [1]:
1. Инструмент, а не замена: Технологии – мощный «инструмент» в
руках квалифицированного логопеда, но не заменяют его. «Живое»
взаимодействие, эмоциональный контакт, умение педагога подстроиться под
ситуацию остаются ключевыми.
2. Дозированность: необходимо строго ограничивать время за экраном,
особенно для детей.
3. Целесообразность: Технологии должны использоваться осознанно,
когда они действительно эффективнее традиционных методов для
«конкретной» задачи и «конкретного» ребенка.
4. Технические требования: необходимость оборудования (компьютер,
планшет, стабильный интернет) и цифровой грамотности пользователей
(логопеда, родителей, ребенка).
5. Качество контента: важно тщательно отбирать приложения и
программы, основываясь на методической обоснованности.
Таким образом, диджитал-технологии стали неотъемлемой частью
современной логопедии. Они открывают новые возможности для диагностики,
делают коррекционную работу более эффективной, увлекательной и
доступной, а также поддерживают специалистов и родителей. Однако их
применение должно быть разумным, дозированным и всегда дополнять, а не
подменять, профессиональную работу логопеда и живое человеческое
общение.
Список литературы:
1.
Бадарч Д., Информационные и коммуникативные технологии в
образовании: монография, -М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.-320 с.
2.
Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.А. Новые информационные
технологии в логопедической работе. №2. С.22.
3.
Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных
технологий в дошкольном образовании: Ана-лит. Обзор. М.: Институт
ЮНЕСКО по иннформационным технологиям в образовании, 2011. –
120 с.
Кукушкина Е.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №70» г. Иваново