Напоминание

"Использование игровых приёмов обучения детей по ФЕМП."


Автор: Шпорт Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 102
Населённый пункт: Г. ТАГАНРОГ
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование игровых приёмов обучения детей по ФЕМП."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

На тему: «Использование игровых

Приемов при обучении детей по ФЭМП»

Подготовила:

воспитатель :Шпорт Елена Валерьевна.

Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу

несколько задач, главные из которых – это привить детям основы

логического мышления и научить простому счету. Особый интерес

представляет поле математической деятельности, поскольку в математике

заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных

операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти.

В настоящее время проблему развития элементарных математических

представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные

педагоги.

При определении актуальности проблемы исходят из опыта работы,

анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.

;

- возможностью совершенствования качества развития

элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

путем использования игровых методов и приемов на занятиях по математике.

теоретически обосновать и экспериментально проверить средства

развития элементарных математических представлений.

.

.

: Процесс развития элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на

занятиях игровых методов и приемов.

1. Развиваются у детей мыслительные операции, восприятие, память,

внимание, мышление.

2. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить

простейшие умозаключения.

3. Вырабатывать у детей умение целенаправленно владеть волевыми

усилиям:

Развивать у детей познавательный интерес к математик.

Одним из условий качественного усвоения математических представлений

является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на

занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом

ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на

протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В

отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает

эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего

внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать

материал легко и основательно.

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и

интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в

обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою

притягательность. Помимо обучения и развития, математика для

дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе,

и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс.

Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал

ребенка и развить математические способности.

Интерес-это своеобразный сплав эмоционально-волевых и

интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и

деятельности человека (Л.А.Гордон).

Интерес детей 5-го года жизни проявляется к игровым персонажам. С

этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи,

т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять

задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших сувениров,

картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем,

медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности

и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на

занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению

интеллектуальных трудностей.

Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей,

раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности

детей 5-6 года жизни, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок

развивает руку.

Особую значимость имеет работа с природным раздаточным

материалом, который дает возможность разного обследования предмета.

Наглядный материал должен эстетично и красочно оформлен,

вызывать у детей желание работать.

Рассмотрим методические основы организации занятий по ФЭМП:

Построение занятий по математике базируется на основных

современных подходах к процессу образования: деятельностном;

развивающем; личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует

соблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей

детей 5-6 года жизни (на занятии использую большое количество разной

наглядности, материала для практических работ);

2. создание благоприятной психологической атмосферы и

эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи

воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую,

музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой

утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6.развивающий характер заданий;

Внедрять методы и приёмы активного обучения, где ребёнок

выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. На занятиях

можно применять:

игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые

методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

Например:

Лепка цифр

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на

помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение.

Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и

геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику,

тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он

может затянуться по времени.

Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В

основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из

треугольников.

Кроме того, практикую задание «дополни картинку треугольниками, чтобы

получилась конфетка, рыбка и др».

Пальчиковые игры обычно находят применение после заданий на

карточках. Подбираю игры с математическим содержанием.

Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры

головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме

того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика,

солнышко и т.д.

Игры с монетками или медиотренинг. Известно, что медь положительно

влияет на весь организм в целом. Мы с ребятами выполняем упражнения с

медными монетами (лучше найти монеты до 1961 года выпуска, т.к. в них

больше меди). Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем

мелкую мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры.

Предлагаю выполнить несколько упражнений.

Количественный счет. Здесь использую прием счета предметов на картине.

Порядковый счет

В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее,

поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру.

Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на

физкультурных занятиях)

Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному

употреблению порядковых числительных в зависимости от рода

существительного).

Эффективность данного метода. Познание происходит через физическое тело

ребенка, в ходе игровой деятельности.

Игра «Прятки»

Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию,

опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки.

Персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами.

Давайте их найдем. Я буду вам подсказывать. Я даю словесную инструкцию,

а дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы.

Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в

индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления

предлогов, формирования ориентировки в пространстве использую игру

«Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в

формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах,

упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур

Пользуется интересом у детей игра «Окошечко». Использую в

индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С помощью этой

игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру,

правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и

различия.

Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах,

загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют

упражнению детей в конструировании предложений.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей

познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и

умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,

характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у

детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро

воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи

необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая

занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения

необходимо понять, в чем тут хитрость.

Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические

игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных

детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными

фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены

различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые

указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик

или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные

действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры

участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то

количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную

область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия,

например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т.

д.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из

области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять

различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности.

В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся

считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к

познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой

форме.

Достижению целей и задач по математике осуществляю с учётом

следующих принципов:

принципа сознательности и активности, принципа доступности и

индивидуализации, принципа систематичности и последовательности,

принципа научности, принципа связи с жизнью, принципа развивающего

обучения, принципа наглядности.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития

элементарных математических представлений, вы получите хорошие

результаты, а именно:

дети научатся выражать свои мысли словом, станут озвучивать

выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к

внешней);

станут уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению

проблемных ситуаций, доказывать их;

расширится активный словарь, что можно было наблюдать в

самостоятельной речи детей;

дети знают прямой и обратный счет;

у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память,

внимание, мышление.

фразы и предложения станут более развернутыми и распространенными.

Таким образом, динамика обучения показала, что использование игровых

методов и приемов как средства развития элементарных математических

представлений дает положительный результат в развитии психических

процессов и речи. .



В раздел образования