Автор: Шпорт Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 102
Населённый пункт: Г. ТАГАНРОГ
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование игровых приёмов обучения детей по ФЕМП."
Раздел: дошкольное образование
Доклад
На тему: «Использование игровых
Приемов при обучении детей по ФЭМП»
Подготовила:
воспитатель :Шпорт Елена Валерьевна.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу
несколько задач, главные из которых – это привить детям основы
логического мышления и научить простому счету. Особый интерес
представляет поле математической деятельности, поскольку в математике
заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных
операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти.
В настоящее время проблему развития элементарных математических
представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные
педагоги.
При определении актуальности проблемы исходят из опыта работы,
анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.
;
- возможностью совершенствования качества развития
элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
путем использования игровых методов и приемов на занятиях по математике.
теоретически обосновать и экспериментально проверить средства
развития элементарных математических представлений.
.
.
: Процесс развития элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на
занятиях игровых методов и приемов.
1. Развиваются у детей мыслительные операции, восприятие, память,
внимание, мышление.
2. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
3. Вырабатывать у детей умение целенаправленно владеть волевыми
усилиям:
Развивать у детей познавательный интерес к математик.
Одним из условий качественного усвоения математических представлений
является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на
занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом
ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на
протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В
отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает
эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего
внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать
материал легко и основательно.
Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и
интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в
обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою
притягательность. Помимо обучения и развития, математика для
дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе,
и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс.
Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал
ребенка и развить математические способности.
Интерес-это своеобразный сплав эмоционально-волевых и
интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и
деятельности человека (Л.А.Гордон).
Интерес детей 5-го года жизни проявляется к игровым персонажам. С
этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи,
т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять
задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших сувениров,
картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем,
медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности
и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на
занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению
интеллектуальных трудностей.
Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей,
раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:
- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности
детей 5-6 года жизни, вызывает живой интерес к заданию;
- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок
развивает руку.
Особую значимость имеет работа с природным раздаточным
материалом, который дает возможность разного обследования предмета.
Наглядный материал должен эстетично и красочно оформлен,
вызывать у детей желание работать.
Рассмотрим методические основы организации занятий по ФЭМП:
Построение занятий по математике базируется на основных
современных подходах к процессу образования: деятельностном;
развивающем; личностно-ориентированном.
Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует
соблюдение следующих условий:
1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей
детей 5-6 года жизни (на занятии использую большое количество разной
наглядности, материала для практических работ);
2. создание благоприятной психологической атмосферы и
эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи
воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
3. широкое использование игровой мотивации;
4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую,
музыкальную, двигательную, изобразительную;
5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой
утомляемостью и отвлекаемостью детей;
6.развивающий характер заданий;
Внедрять методы и приёмы активного обучения, где ребёнок
выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. На занятиях
можно применять:
игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые
методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.
Например:
Лепка цифр
Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на
помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение.
Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и
геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику,
тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он
может затянуться по времени.
Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В
основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из
треугольников.
Кроме того, практикую задание «дополни картинку треугольниками, чтобы
получилась конфетка, рыбка и др».
Пальчиковые игры обычно находят применение после заданий на
карточках. Подбираю игры с математическим содержанием.
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры
головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме
того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика,
солнышко и т.д.
Игры с монетками или медиотренинг. Известно, что медь положительно
влияет на весь организм в целом. Мы с ребятами выполняем упражнения с
медными монетами (лучше найти монеты до 1961 года выпуска, т.к. в них
больше меди). Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем
мелкую мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры.
Предлагаю выполнить несколько упражнений.
Количественный счет. Здесь использую прием счета предметов на картине.
Порядковый счет
В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее,
поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру.
Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на
физкультурных занятиях)
Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному
употреблению порядковых числительных в зависимости от рода
существительного).
Эффективность данного метода. Познание происходит через физическое тело
ребенка, в ходе игровой деятельности.
Игра «Прятки»
Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию,
опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки.
Персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами.
Давайте их найдем. Я буду вам подсказывать. Я даю словесную инструкцию,
а дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы.
Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в
индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.
Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления
предлогов, формирования ориентировки в пространстве использую игру
«Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в
формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах,
упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур
Пользуется интересом у детей игра «Окошечко». Использую в
индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С помощью этой
игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру,
правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и
различия.
Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах,
загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют
упражнению детей в конструировании предложений.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей
познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и
умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у
детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро
воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи
необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая
занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения
необходимо понять, в чем тут хитрость.
Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические
игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных
детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными
фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены
различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые
указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик
или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные
действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры
участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то
количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную
область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия,
например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т.
д.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из
области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять
различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности.
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся
считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к
познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой
форме.
Достижению целей и задач по математике осуществляю с учётом
следующих принципов:
принципа сознательности и активности, принципа доступности и
индивидуализации, принципа систематичности и последовательности,
принципа научности, принципа связи с жизнью, принципа развивающего
обучения, принципа наглядности.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития
элементарных математических представлений, вы получите хорошие
результаты, а именно:
дети научатся выражать свои мысли словом, станут озвучивать
выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к
внешней);
станут уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению
проблемных ситуаций, доказывать их;
расширится активный словарь, что можно было наблюдать в
самостоятельной речи детей;
дети знают прямой и обратный счет;
у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память,
внимание, мышление.
фразы и предложения станут более развернутыми и распространенными.
Таким образом, динамика обучения показала, что использование игровых
методов и приемов как средства развития элементарных математических
представлений дает положительный результат в развитии психических
процессов и речи. .