Напоминание

"Правление Ивана Грозного: цена преобразований"


Автор: Калашник Владислава Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: АНОО "Калужская международная школа"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Технологическая карта урока "Правление Ивана Грозного: цена преобразований" в рамках предметной недели "Правление Ивана Грозного: реформы и преобразования"
Тема: "Правление Ивана Грозного: цена преобразований"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока:

«Правление Ивана Грозного: цена преобразований»

в рамках предметной недели

«Правление Ивана Грозного: реформы и преобразования»

учителя истории и обществознания АНОО «Калужская международная школа»

Калашник Владиславы Анатольевны

этапа

урока

Ресурсы

Ход урока на тему:

«Итоги правления Ивана Грозного: цена

преобразований».

1.

Приветствие.

Актуализация

знаний

Реализация

межпредметных

связей

Слайд 1.

Портрет Ивана Грозного

Анализ заполнения оценочного

листа

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы завершаем зачетную работу по теме:

«Правление

Ивана

Грозного:

реформы

и

преобразования».

Мы продолжаем работать с листом оценивания,

полученным

вами

на

предыдущем

уроке

(Приложение 1).

Какое задание было получено на дом?

Какая часть в оценочном листе зачетной недели

осталась вами не заполненной?

К каким умозаключениям мы пришли на прошлом

уроке?

Учитывая

специфику

сегодняшнего

урока

предложите, пожалуйста, свой вариант названия

завершающего тематическую неделю урока.

Обсуждение,

озвучивание

темы:

«Правление

Ивана Грозного: цена преобразований» и ее запись

в тетрадь.

Чем данная тема отличается от предыдущих?

Какие аспекты мы изучали на прошлом уроке?

(«Противоречивость личности Ивана Грозного.

Результаты преобразований»).

Сравните

обе

темы

и

выскажите

свои

предположения.

Вспомните значение слова «преобразование»

Вариант

ответа:

преобразования

перемены,

реформы, изменения в результате деяния. Запись

определения в тетрадь.

Из курса обществознания вспомните значение

понятия «деяние». Запись определения в тетрадь.

К какому выводу мы приходим относительно

последствий деяния? (цена деяний и в истории

может

быть,

как

положительная,

так

и

отрицательная).

2. Усвоение

новых знаний.

Слайд 2

Портрет Ивана Грозного и

Как

вы

понимаете

выражение

«цена

преобразований»?

Работа с

дополнительным

источником

информации.

Рассуждение с

опорой на ранее

полученные

знания

анализ высказывания

профессора РГГУ, доктора

исторических наук Игоря

Курукина «Иван Васильевич

был талантливым во многих

отношениях человеком, но

назвать его безупречным

руководителем, конечно,

нельзя. Он был искренне

убеждён, что его

неограниченная власть является

благом».»

Слайд 3

Иллюстрации,

демонстрирующие различные

сферы жизни общества в период

правления Ивана Грозного

Важно ли в жизни задумываться над этим?

Почему?

Вариант ответа: важно понимать, что каждое

решение человека, каждый его поступок влечет за

собой определенные последствия. И чем выше к

власти

приближен

человек,

тем

глубже

ответственность за последствия, его масштабы и

цена.

На слайде представлено высказывание ученого-

профессора РГГУ, доктора исторических наук

Игоря

Курукина:

«Иван

Васильевич

был

талантливым во многих отношениях человеком, но

назвать его безупречным руководителем, конечно,

нельзя.

Он

был

искренне

убеждён,

что

его

неограниченная

власть

является

благом».

Предлагаю поделиться своими мыслями на тему

«Что один считает добром, другой воспринимает

как зло».

Почему каждому из нас лично нам это важно?

Почему это важно понять с исторической точки

зрения?

(Вариант ответа: чтобы глубже осознать мотивы

поступков

исторического

лица,

не

осуждать,

понять, проанализировать и сделать выводы для

себя, занять определенную историческую позицию

и научиться ее отстаивать, опираясь на знания и

исторические факты).

Какой критерий мы берем за основу, когда

говорим о влиянии исторических событий на

жизнь общества?

Варианты ответа: их глубина и степень влияния на

сферы жизни людей, на формирование личности,

на принятые людьми решения.

Перечислим

известные

вам

сферы

жизни

общества, используя знания, полученные на уроках

обществознания.

О каких сферах жизни общества эпохи правления

Ивана Грозного мы можем говорить сегодня?

На

какие сферы жизни общества как оказали свое

влияние преобразования Ивана Грозного?

Вариант

ответа:

последствия

правления

царя

затрагивают все сферы общества

3. Актуализация

темы.

Запись темы и проблемного

вопроса в тетради

Слайд 4. Тема урока

Исходя из этого предложите, пожалуйста свои

варианты

темы

для

завершающего

зачётную

неделю урока.

Вариант

ответа:

«Итоги

правления

Ивана

Грозного: цена преобразований»

С чего мы начинаем проработку темы? (Вариант

ответа: с проблемного вопроса)

Работа над

проблемным

вопросом

Составим

проблемный

вопрос,

исходя

из

заявленной темы

Вариант

ответа:

«Можно

ли

назвать

итоги

правления Ивана Грозного однозначными? В чем

проявились их отрицательные и положительные

стороны?»

4.

Интерактивная

форма работы -

игра «Цепочка

слов».

Запись перечисленных понятий

и терминов на доске и в тетради

Поработаем над ключевыми словами, которые

позволят нам актуализировать поднятую тему

посредством игры «Цепочка слов».

Игра «Цепочка слов» предусматривает активную

работу на уроке в круге, во время которой ученики

называют ключевые понятия и характеристики

периода правления Ивана Грозного, называя их по

одному. Следующему ученику необходимо назвать

предыдущее слово, добавив к нему свое. Ученику,

который завершает игру необходимо назвать все

предыдущие слова. При необходимости участники

повторяют все слова хором. Игра имеет различные

варианты в зависимости от количества учеников в

классе. Одни из них могут быть участниками игры,

вторые – фиксируют названные понятия на доске

для последующей проработки, третьи являются

экспертами

или

судьями,

если

играют

две

команды.

5.

Работа с

терминологией

Работа с листами оценивания.

Слайд 5.

Перечисление ключевых

понятий, относящихся ко

времени правления Ивана

Грозного

Работа с понятиями,

высказывание и аргументация

точек зрения

Работа с оценочным листом

Переходим к отработке ключевых понятий.

У вас есть возможность увеличить количество

своих баллов и баллов своих одноклассников.

Вспомним критерии, которые мы учитываем при

постановке баллов за подобранные по теме слова

Дайте

определение

следующим

понятиям

и

озвучьте свое мнение о том, как вы лично

оцениваете данные исторические явления

Примерные слова: опричнина, земщина, Ливонская

война,

закрепощение

крестьян,

усиление

самодержавия,

заповедные

лета,

боярское

своеволие,

регулярное

войско,

расширение

территории,

централизованное

государство,

боярская делегация

Поставьте свой балл за работу одноклассников на

этом этапе в оценочном листе

6.

Смысловое

чтение и анализ

исторических

источников.

Работа с документами

Рубрика «Историки спорят»

Вспомните, как звучит наш проблемный вопрос,

ответ на который мы должны получить сегодня.

«Можно

ли

назвать

итоги

правления

Ивана

Грозного однозначными? В чем проявились их

отрицательные и положительные стороны?»

Предлагаю поработать в группах. Вам необходимо

ответить на проблемный вопрос, проанализировав

Сбор и анализ

информации из

различных

источников

Групповая работа

Слайд 6

Таблица «Иван Грозный: цена

преобразований»

изученный вами ранее материал учебника, а также

обратив внимание на материал рубрики «Историки

спорят», который позволяет вам познакомиться с

дискуссией историков – С.М. Соловьева, Н.И.

Костомарова, С.Ф. Платонова, А.А. Зимина, В.Б

Кобрина, А.П. Павлова, Р.Г. Скрынникова, И.Я.

Фроянова о причинах и характере опричнины по

следующим направлениям:

1.

Внутренняя политика Ивана Грозного;

2.

Внешняя политика Ивана Грозного.

Определим регламент работы на подготовку и

ответы, а также необходимый объем задания,

информация о котором содержится в раздаточном

листе

Работа группах

1.

Выбрать преобразования, относящиеся к

внешней и внутренней политике Ивана Грозного;

2.

Распределить, по возможности, по одному

преобразованию на разных членов группы;

3.

Дать

оценку

событию

по

следующим

критериям:

1)

Определение понятия;

2)

Указание

сферы

общественной

жизни

(экономическая,

политическая,

социальная,

духовная);

3)

Определение характера события приведение

исторических аргументов, подтверждающих точку

зрения группы.

В процессе подготовки вы можете использовать

информацию, размещенную на слайде.

7.

Представление

полученных

результатов

Слайд 7

Таблица «Итоги правления

Ивана Грозного: результаты

преобразований»

Заполнение листа оценивания.

Представление

результатов

согласно

определенным ранее критериям.

Внесение дополнений второй командой.

Изучение информации на слайде, осуществление

ее

сравнения

с

полученными

в

группах

результатами.

Подведение итогов работы.

8.

Рефлексия

Рассуждение, личная и

коллективная оценка урока и

деятельности обучающихся

Нам удалось достигнуть поставленной цели?

О чем мы сегодня узнали на уроке?

Что сегодня нам удалось сделать лучше всего?

Что вас сегодня удивило, огорчило, порадовало?

О чем полученная сегодня информация побудила

вам задуматься?

Сдача листов оценивания на проверку.

9. Домашнее

задание

Домашнее задание

Слайд 8

Домашнее задание

Подготовить индивидуальные сообщения, изучить

более детально оценку опричнины учеными –

историками (учебник, стр. 88-89).

Определить

наиболее

близкую

собственному

мнению оценку и аргументировать ее.

Приложение 1

Лист оценивания

Зачет по теме: «Правление Ивана Грозного»

Ученика 7 класса ___________________________

Форма работы

Критерии оценивания

Баллы

Максимальный

балл

1

Индивидуальное

сообщение

(2-3 минуты)

Полнота информации,

культура речи, соблюдение

регламента

По 1 баллу за

каждый

критерий

3

2

Цепочка слов

Подбор слов в тему, скорость

передачи информации,

отсутствие ошибок

По 1 баллу за

каждый

критерий

3

3

Смысловое чтение

Количество правильных

ответов

По 1 баллу за

каждый ответ

По факту (на

доске)

4

Проблемный вопрос

Готовность вопроса, наличие

проблемы, логика

По 1 баллу за

каждый

критерий

3

5

Ответ на проблемный

вопрос

(1минута)

Аргументация с опорой на

фактический материал,

соблюдение регламента,

наличие собственного мнения

По 1 баллу за

каждый

критерий

3

Критерии оценивания

ФИ

Индивидуальное

сообщение

Цепочка

слов

Смысловое

чтение

Проблемный

вопрос

Точка

зрения

Итоговый

балл

Итоговая

оценка

Формирование оценки в баллах:

от 0 до 3 – 2 б;

от 4 до 8 – 3 б,

от 9 до 12 – 4 б,

от 12 до 16 и выше – 5 б.



В раздел образования