Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возроста.


Автор: Матросова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 536
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возроста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Мелкая

моторика

-

это

способность

управлять

мелкими

мышечными движениями кистей рук и пальцев. Она играет важную

роль

в

общем

развитии

ребёнка,

так

как

через

манипуляции

с

предметами дети развивают когнитивные навыки, речь, координацию

движений и эмоциональную сферу. Развитие мелкой моторики у детей

младшего возраста начинается с самых простых действий, таких как

захват предметов, и постепенно усложняется.

Важность мелкой моторики

Мелкая моторика имеет тесную связь с развитием мозга. Когда

ребёнок

манипулирует

мелкими

предметами,

его

мозг

получает

стимуляцию,

которая

помогает

улучшить

координацию,

память,

внимание

и

другие

когнитивные

функции.

Также

развитие

мелкой

моторики

связано

с

развитием

речи,

так

как

движение

пальцев

стимулирует зоны мозга, отвечающие за речь и языковые навыки.

Мелкая

моторика

необходима

для

выполнения

множества

бытовых задач, таких как завязывание шнурков, застёгивание пуговиц,

рисование и письмо. Чем раньше ребёнок научится управлять своими

пальцами, тем легче ему будет справляться с задачами в школе и в

повседневной жизни.

Основные этапы развития мелкой моторики

Рефлекс захвата (0–3 месяца): Младенец рефлекторно сжимает

пальцы вокруг любого предмета, который попадает в его ладонь. Этот

рефлекс является первым шагом к осознанному хватанию предметов.

Осознанный захват (3–6 месяцев): Ребёнок начинает осознанно

тянуться к предметам, хватать их и исследовать через ощупывание и

погружение в рот.

Манипуляции с предметами (6–12 месяцев): В этом возрасте

дети начинают играть с игрушками, перекладывать предметы из одной

руки в другую и учатся отпускать их по своему желанию.

Использование пинцетного захвата (12–18

месяцев):

Ребёнок

начинает использовать большой и указательный пальцы для захвата

мелких предметов, что является важным шагом в развитии мелкой

моторики.

Самостоятельные

действия

(2–3

года):

Ребёнок

начинает

проявлять

самостоятельность

в

таких

действиях,

как

кормление

ложкой, расстёгивание и застёгивание пуговиц, рисование простых

линий и форм.

Упражнения для развития мелкой моторики

Игры с кубиками и конструкторами: Сортировка кубиков по цвету,

форме

или

размеру,

а

также

постройка

башен

развивают

координацию и точность движений.

Пальчиковые

игры:

Такие

игры,

как

"Сорока-ворона"

или

"Ладушки", способствуют активному развитию мышц пальцев и кистей.

Лепка и работа с пластилином: Лепка помогает детям укреплять

мелкие мышцы рук, развивать воображение и творчество.

Рисование

и

раскрашивание:

Манипуляции

карандашами,

фломастерами и кисточками улучшают контроль над движениями рук

и подготавливают ребёнка к навыкам письма.

Нанизывание

бусин:

Занятия,

связанные

с

нанизыванием

бусинок или макарон на шнурок, учат ребёнка координации движений,

аккуратности и терпению.

Мозаики

и

пазлы:

Игры

с

мелкими

деталями

способствуют

развитию глазо-руковой координации и логического мышления.

Как помочь ребёнку развивать мелкую моторику

Поддерживайте

интерес

к

играм.

Предлагайте

ребёнку

разнообразные

игры

и

материалы,

стимулирующие

развитие

моторики, например, кубики, мозаики, пальчиковые краски.

Создавайте

игровые

ситуации. Мелкая

моторика

развивается

лучше всего через игру. Предлагайте ребёнку задания, которые будут

интересны и полезны одновременно.

Не

торопите

ребёнка.

Каждое

движение

и

навык

требуют

времени. Будьте терпеливы, если ребёнок не сразу справляется с

заданием.

Показывайте

на

собственном

примере.

Дети

часто

копируют

действия

взрослых.

Показывайте

им,

как

правильно

держать

карандаш, как застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Заключение

Развитие мелкой моторики - это важный этап в жизни каждого

ребёнка. Он помогает формировать не только физические навыки, но

и когнитивные, что в дальнейшем сказывается на успеваемости в

школе и повседневной жизни. Важно поддерживать и стимулировать

развитие этих навыков через игры, занятия и повседневные действия,

чтобы ребёнок мог уверенно развиваться и учиться новому.



В раздел образования